«Развитие познавательной активности в исследовательской деятельности» | Диденко Галина Викторовна. Работа №337798. Номер работы: №337798
«Развитие познавательной активности у детей в исследовательской деятельности»
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и, конечно же, перед нами - воспитателями.
Развитие исследовательских способностей ребенка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов и с законами жизни природы.
Привлечение детей к проведению несложных опытов на прогулках, в уголке природы и на участке детского сада имеет большое значение для развития их наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям неживой природы.
При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование «радуги» и т. д.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику. Исследования представляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Изначально, нужно заниматься исследовательской деятельностью с детьми только в рамках программы, но в процессе можно углубить познания. Поставить цель: развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности.
Для достижения цели обозначить следующие задачи:
1. Развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности.
2. Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.
3. Показать взаимосвязь человека и природы. Учить бережно, относиться к природному окружению.
4. Воспитывать культуру поведения детей в природе, самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.
Организация исследовательской деятельности предполагается через построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми:
1. непосредственно-образовательная деятельность;
2. плановые эксперименты;
3. дидактические игры;
4. беседы;
5. наблюдение и труд;
6. работа в лаборатории.
В работе использовать, как традиционные методы, так и инновационные.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).
- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
- Практические методы. Большое значение придавать ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования , настольно-печатные игры, игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.
Инновационные методы:
- Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
В процессе исследовательской деятельности применять компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников использовать различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так);
ситуация выбора.
Работу по опытно –экспериментальной деятельности с детьми строить по трём взаимосвязанным направлениям:
1. живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
2. неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
3. человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др. )
Во время эксперимента, нужно соблюдать четкую структуру его проведения:
· постановка проблемы;
· поиск путей решения проблемы;
· проведение наблюдения;
· обсуждение увиденных результатов;
· формулировка выводов.
Работа по экспериментированию предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому привлекать родителей к активной помощи.
Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:
· оформление наглядной агитации;
· групповые родительские собрания;
· «Дни открытых дверей»;
· совместные экскурсии;
· привлечение родителей к подготовке развлечений и открытых мероприятий;
· анкетирование.
Хочется, остановится на особенностях при организации и проведении исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
При организации опытов необходимо соблюдать следующие требования:
1. Опыт должен проводится в специально организованных условиях;
2. Нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта;
3. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения;
4. Учитывать индивидуальные различия;
5. Учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу;
6. Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно;
7. Нельзя ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений (испачкаешься, прольешь);
8.В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить;
9. Соблюдение правил безопасности целиком лежит на педагоге — это предмет особого внимания, т. к. дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков.
Для побуждения детей к исследовательской деятельности огромное значение имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда в группе. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода самореализации.
В нашей группе создан уголок экспериментирования в котором находится разнообразное оборудование:
1. Прозрачные и непрозрачные ёмкости.
2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Резиновые груши разного размера.
5. Пластиковые, резиновые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
7. Пластиковые контейнеры.
8. Рулетка, линейка.
9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
10. Фартуки, щётки, совки.
11. Цветные прозрачные стёклышки.
12. Лупы, зеркала, магниты.
13. Лопатки, грабли, лейки.
14.Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.
Материал, подлежащий исследованию:
1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.
2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).
3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
4. Природные материалы: камешки, жёлуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.
5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к исследовательской деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
-бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
- дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
- пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
- стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое и т. д.
В завершении выступления хотелось бы процитировать известного ученого педагога Василия Александровича Сухомлинского: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
«Развитие познавательной активности у детей в исследовательской деятельности»
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и, конечно же, перед нами - воспитателями.
Развитие исследовательских способностей ребенка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов и с законами жизни природы.
Привлечение детей к проведению несложных опытов на прогулках, в уголке природы и на участке детского сада имеет большое значение для развития их наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям неживой природы.
При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование «радуги» и т. д.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику. Исследования представляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Изначально, нужно заниматься исследовательской деятельностью с детьми только в рамках программы, но в процессе можно углубить познания. Поставить цель: развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности.
Для достижения цели обозначить следующие задачи:
1. Развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности.
2. Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.
3. Показать взаимосвязь человека и природы. Учить бережно, относиться к природному окружению.
4. Воспитывать культуру поведения детей в природе, самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.
Организация исследовательской деятельности предполагается через построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми:
1. непосредственно-образовательная деятельность;
2. плановые эксперименты;
3. дидактические игры;
4. беседы;
5. наблюдение и труд;
6. работа в лаборатории.
В работе использовать, как традиционные методы, так и инновационные.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).
- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
- Практические методы. Большое значение придавать ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования , настольно-печатные игры, игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.
Инновационные методы:
- Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
В процессе исследовательской деятельности применять компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников использовать различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так);
ситуация выбора.
Работу по опытно –экспериментальной деятельности с детьми строить по трём взаимосвязанным направлениям:
1. живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
2. неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
3. человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др. )
Во время эксперимента, нужно соблюдать четкую структуру его проведения:
постановка проблемы;
поиск путей решения проблемы;
проведение наблюдения;
обсуждение увиденных результатов;
формулировка выводов.
Работа по экспериментированию предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому привлекать родителей к активной помощи.
Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:
оформление наглядной агитации;
групповые родительские собрания;
«Дни открытых дверей»;
совместные экскурсии;
привлечение родителей к подготовке развлечений и открытых мероприятий;
анкетирование.
Хочется, остановится на особенностях при организации и проведении исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
При организации опытов необходимо соблюдать следующие требования:
1. Опыт должен проводится в специально организованных условиях;
2. Нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта;
3. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения;
4. Учитывать индивидуальные различия;
5. Учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу;
6. Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно;
7. Нельзя ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений (испачкаешься, прольешь);
8.В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить;
9. Соблюдение правил безопасности целиком лежит на педагоге — это предмет особого внимания, т. к. дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков.
Для побуждения детей к исследовательской деятельности огромное значение имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда в группе. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода самореализации.
В нашей группе создан уголок экспериментирования в котором находится разнообразное оборудование:
1. Прозрачные и непрозрачные ёмкости.
2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Резиновые груши разного размера.
5. Пластиковые, резиновые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
7. Пластиковые контейнеры.
8. Рулетка, линейка.
9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
10. Фартуки, щётки, совки.
11. Цветные прозрачные стёклышки.
12. Лупы, зеркала, магниты.
13. Лопатки, грабли, лейки.
14.Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.
Материал, подлежащий исследованию:
1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.
2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).
3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
4. Природные материалы: камешки, жёлуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.
5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к исследовательской деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
-бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
- дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
- пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
- стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое и т. д.
В завершении выступления хотелось бы процитировать известного ученого педагога Василия Александровича Сухомлинского: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.