Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие познавательной деятельности на уроках географии и обществознания | Мой кабинет. Работа №352463

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Игровая технология обучения -уникальная форма. Эффективное средство вопитания познавательных интересов  учащихся и активизации деятельности учащихся.Игровая технология обучения — это группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

 

 

 

Тема:«Развитие познавательной деятельности на уроках географии и обществознания.»

Цель моей работы: формирование и развитие познавательного интереса школьников на уроках географии и обществознания.

План

1.Вступление.

2. Мотивация учебно-познавательной деятельности.

3. Познавательный этап деятельности на уроках.

4.Заключение.

 

Введение

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей.

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника и одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления ее практикой обучения доказана педагогической наукой. Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями. Вполне объяснимо, поэтому внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.

Познавательный интерес является одним из важнейших мотивов в обучении детей. Он представляет собой избирательную ориентированность человека на предметы и явления окружающей действительности, стремление к новым знаниям. Ещё К. Д. Ушинский (1824–1870) считал, что именно интерес играет важную роль в процессе обучения, он писал: «… учение, лишенное всякого интереса … убивает охоту учиться…», «интерес есть основной внутренний механизм успешного учения»

Формирование познавательных интересов исследователи (Беляев М.Ф., Божович Я.И., Щукина Г.И., и др.) связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов учащихся. Сегодня педагогические исследования, оперируя психологической закономерностью о переходе внешних влияний во внутренний план личности, в ее сознание, переживания, побуждения, приводят к поиску таких путей обучения и воспитания, которые бы с большим эффектом трансформировались в эти внутренние процессы.

География и обществознание, как учебные предметы, предоставляют неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса. Однако, результаты образовательной практики свидетельствуют, что более чем у половины школьников подросткового возраста наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. В результате у ребят не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности. 
Познавательный интерес — это сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира. В этом отношении в единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые проявления.
Цель моей работы это формирование и развитие познавательного интереса школьников на уроках географии и обществознания.

Определив цель, я поставил и последовательно решаю следующие задачи:
• Планирование и проведение уроков, построенных на применении приемов формирования познавательного интереса, направленных на развитие творческих способностей учащихся.

•Формирование знаний, умений, навыков учащихся, отвечающих обязательному минимуму содержания образования в школе.
Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учеником на уроке.
Более высоким уровнем его является интерес к познаниям существенных свойств предметов и явлений.
Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей.

1.Мотивация учебно-познавательной деятельности

       

Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно,  ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения.

 Любая деятельность, включая учебно – познавательную должна мотивироваться.         Мотив – это побудительная причина, довод в пользу чего – либо, повод к какому – либо действию.

         Мотивация учащихся на уроках происходит поэтапно. 

1этап. Возникновение мотивации. 
2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. 
3 этап. Завершение мотивации.   

Свои уроки я всегда начинаю с чего-нибудь интересного, свежей информации, изменениях произошедших в мире, создаю эмоциональный настрой.

   

Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:

    1. Содержание учебного материала.

    2. Стиль общения учителя и учащихся.

    3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

           Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у учащихся эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.

   Для этого необходимы:

1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения.

2. Использование, показ, выделение  различных элементов, привлекательных сторон содержания.

3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

4. Показ значимости знаний, умений:

5.  Межпредметные связи 

Необходимо выбирать стиль общения с учащимися, чтобы они видели свои достижения,  а о  недостатках говорить в форме мягкого замечания. Они должны знать, что задачи, поставленные перед ними выполнимы, с удовольствием работать  в группе, а  общаясь с товарищами, оказывать помощь, уметь прислушиваться к их мнению, что очень важно для учащегося.

2. Познавательный этап деятельности на уроках.

На этом этапе для поддержания мотивации к учебной деятельности ажно добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо создание ситуаций различного характера:

 -интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия,);

 -игрового (познавательной игры, соревнования);

-эмоционального (успеха, увлеченности темой).

     Формирование и развитие познавательного интереса у учащихся происходит путём использования разнообразных форм и методов обучения. На своих уроках я использую видеоинформацию, анимацию, которая значительно усиливает обучающий эффект. Уроки географии и обществознания нуждаются в наглядности больше других предметов, так как физические процессы, социальные и экономические связи очень наглядно можно передать через видеофрагменты, анимацию, презентацию. Такие элементы урока отличаются красочностью, мотивируют учащихся к самостоятельному поиску необходимого материала, нахождению дополнительной информации по данной теме, а это повышает качество образовательного процесса по предметам. Активность учеников в процессе обучения повышается за счет элемента новизны, увлекающего своей необычностью, красочностью. Для этого могут быть использованы задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, использование индивидуальных, групповых, фронтальных заданий, дидактических игр.

 

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких методов, приемов, форм обучения, что позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно построил свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии, обществознания на создание общей учебной системы.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, народных сказок, пословиц, кроссворды, занимательный материал, современные педагогические технологии обучения на разных типах уроков (технологию развития критического мышления посредством чтения и письма, информационно – коммуникативную технологию).

В зависимости от дидактических целей урока использую различные нетрадиционные формы урока.

Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров (в старших классах), уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления посредством чтения и письма, информационно-коммуникативным – технологиям.

При проверке знаний обучающихся и других этапах урока для повышения интереса к учению использую следующие игровые приёмы, которые направлены:

на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с

игровыми элементами, реферат);

на развитие внимания (лабиринт, «Парадокс», буквенный лабиринт)

на развитие памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест,

 

викторина, приём «вспомни силуэт», конструктор или почта, географический диктант);

на развитие логического мышления (приём «+ -», логические задачи,

,

приём «Согласен – не согласен», шарады, задания на поиск общего, аналогов);

на развитие мотивации (географические «Крестики – нолики», творческие задания, творческие задачи, воображаемое путешествие

,);

на развитие воображения (аукцион);

на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);

на развитие речи учащихся

(

игра, зачет);

на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина,

проверочные карточки);

на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест,

кроссворд, реферат).

Практически все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах урока: в начале урока, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Начать урок можно с отгадывания кроссворда, при изложении нового материала включить "кусочек" игры, а для закрепления подойдут тест, викторина, ребус. Это удобно и для учителя, и для учащихся - разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся, но любой приём хорош только тогда, когда применяется в нужном месте в нужное время, т. е. его применение зависит от конкретной ситуации.

Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.

1.Работа в группах

Тема:  «Описание образцов горных пород и минералов на основе анализа различных источников информации» (5 класс)

Задания, выполняемые учащимися, можно разделить на четыре группы, Группы работают с образцами горных пород и минералов, заполняют в тетради таблицу по форме:

№ образца

название

происхождение

цвет

блеск

 оставляет след на руке или черту на бумаге

 

1

песок

осадочная

желтоватый

+

-

2

мрамор

метаморфическая

белый, серый

+

-

3

мел

осадочная

белый

-

+

4

глина

осадочная

белый, красный

-

+

        

Обществознание. 6 класс

Каждая группа получает по 4 задания.

 

Задание 1. Вставь  пропущенные слова

 

Человек в отличие от животных обладает _____________________________, способен к ___________________________, может действовать _____________________, имеет хорошо развитый ______________________, создает____________________.

 

Задание 2. Отметьте знаком + верные суждения.

Суждение

Да

Нет

1. Инстинкты – это определенные действия, уже имеющиеся при рождении

 

 

2. От родителей человек наследует привычки и способности

 

 

3. У человека и у животного есть инстинкты

 

 

4.Подросток – очень противоречивый, склонен к быстрой смене настроения

 

 

5. Самостоятельность ребенка опасна, так как он может увлечься вредными привычками

 

 

 

Задание 3.В приведенном списке указаны черты сходства человека и животных их различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия

Черты сходства

Черты различия

 

 

 

Способность к творчеству

Потребность в отдыхе

Наличие органов чувств

Сознательное выдвижение целей

 

Задание 4. Заполните пропуски в тексте.

Подростковый период длится с ________ до _______ лет. Выделяют __________________ (   -    класс) и _________________ (  -   класс) подростков. Подростки очень быстро _____________ ,у них появляются ____________. Особенностью подростка является также резкая смена ____________________. Ребенок этого возраста очень любит _______________ и строить ___________________________.

 

 Лист самооценки группы

 

 

       Как работал

  

Фамилия, имя

Оценка, которую группа поставила каждому участнику

 

(сначала обсудите вклад каждого в работу, и только потом выставляйте оценку)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обществознание .7 класс

Вопросы для первой группы 1.

1. Почему люди трудятся??

2. Какую роль играет экономика в нашей жизни?

3. Почему нам важно изучать право

4. Можно ли прожить, не зная основных законов экономики?

5. Может ли общество обойтись без законов и правил? К чему может привести отсутствие законов?

 

Вопросы для второй группы

1. Почему необходимо знать государственную символику своей страны?

2. Как выглядит наша страна на карте мира?

3. Какие основные права и обязанности человека?

4. Что значит быть гражданином своей страны?

5. Почему важно защищать свое Отечество?

(Проверка выполнения задания.) 

 

2. Дискуссии и деловые игры.

Проведение дебатов по актуальным социально-политическим вопросам. В ходе дискуссии они будут выступать за или против определенной точки зрения, аргументируя свои позиции на основе изученных фактов и анализа ситуации. Такие задания не только способствуют развитию критического мышления, но и помогают ученикам осознать сложность принятия решений в сфере общественной жизни.

 

Интеграция реальных примеров и практических заданий на уроках обществознания является эффективным методом, способствующим глубокому пониманию социальных процессов.

Исследование общественных институтов: Ученикам предлагается выбрать один из общественных институтов (например, семью, школу или правительство) и провести исследование о его структуре, функциях и влиянии на общество. Затем они должны представить результаты своего исследования в виде презентации или эссе. (8 классы)

3.Выполнение тестовых заданий


Образец тестового задания (9 класс)

1. Деятельность, которая связана с преобразованием объектов природы, называется:

А.духовной В.ценностно-ориентированной

Б.потребительской Г.практической

2. Установите соответствие:

1.игра А.освоение опыта предшествующих поколений

2.труд Б.преобразование окружающего мира

3.учеба В.преобразование информации в процессе взаимодействия

4.общение Г.осуществление реального действия воображаемыми средствами

3. Признаком человеческой деятельности, отличающим ее от поведения животных, является:

А.проявление активности В.приспособлению окружающего мира

Б. целеполагание Г.взаимодействие с природой

4.Какой признак не отражает особенности «человеческой деятельности»:

А. целеполагание В.приспособление к окружающему мир

Б.мотив Г.преобразование окружающего мира

5. Создание художественного образа обязательно присутствует в деятельности:

А.кинорежиссера В.ученого

Б.политика Г.преподавателя

6. Какое слово пропущено в следующей фразе: «Только деятельности человека свойственен……характер»:

А. инстинктивный Б. орудийный

В. совместный Г. преобразовательный

7. Каким термином можно определить общую черту деятельности художника, писателя, изобретателя, учителя:

А. познание Б. творчество

В. преподавание Г. изображение

8. Человек преобразует окружающий мир с помощью:

А. деятельности Б. общения

В. религиозных обрядов Г. фантазии

9. К духовной деятельности относится:

А. строительство кинотеатра Б. изготовление орудий труда

В. съемки фильма Г. работа типографии

10. Аффектное действие обусловлено:

А. четко продуманной целью Б. понятиями о долге

В. привычкой Г. эмоциональным состоянием

11. Верны ли суждения:

а. орудийная деятельность присуща только человеку

б. животные используют природные предметы в качестве орудий и даже изготавливают их

А. верно только А В. верно А и Б

Б. верно только Б Г. оба суждения неверны

12. Верны ли суждения:

а. деятельность способствует приспособлению к окружающей среде

б. деятельность преобразует природу

в. деятельность не влияет на окружающий мир

г. деятельность носит целеполагающий характер

А. АБ В. БГ

Б. АБВГ Г.АБГ

13. Ученик для учителя:

А. субъектом деятельности Б. объектом деятельности

В. Конкурентом Г. коллегой

14. К экзистенциональным относятся потребности:

А. в комфорте Г. в общении

Б. в пище В. в самоуважении

15. Труд как целесообразная деятельность человека начался:

А. с занятий охотой

Б. с изготовления орудием труда

В. земледелия

16. Верны ли суждения о человеческой деятельности:

а. изменения и преобразования мира в интересах людей – характеристика человеческой деятельности

б. человеческую деятельность характеризует направленность на создание того, чего нет в природе.

А. верно только А В. верно А и Б

Б. верно только Б Г. оба суждения неверны

17. К биологическим потребностям человека относятся:

А. сон В. ввода

Б. общение Г. музыка

18. Ирина Ивановна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своём дворе. Это характеризует её как:

А. личность Б. администратора

В. интеллигентного человека Г. профессионала

19. Обобщение свойств предметов в понятиях характерно для деятельности:

А. материально-производственной В. духовно-практической

Б. социально-преобразовательной Г. духовно-теоретической

20 Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности

А. материально-производственной В. ценностно-ориентировочной

Б. учебно-познавательной Г. социально-преобразовательной

21. Деятельность человека, направленная на создание полезных обществу материальных и духовных благ - это

А. познание В.общение

Б. труд Г.прогнозирование

22. Игра, общение познание – это

А. виды деятельности человека В. виды поведения всех живых существ

Б. этапы формирования личности Г. формы коммуникации

23. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «структура деятельности». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию:

Субъект, цель, средства, индивид, объект, результат

Ответ:________________________________________

24. Человек определяет свои возможности и потребности в процессе

А. самопознания Б. самолюбия

В. самоконтроля Г. самоуправства

4.Ситуативные задачи на уроках обществознания (8 класс)

Задание: решите задачу.

В семье Ивана обсуждают месячный семейный бюджет. В общие расходы входят: квартплата и коммунальные услуги — 200 монет, продукты питания — 250 монет, расходы на ремонт квартиры и мебели — 190 монет, ремонт и обновление одежды — 150 монет. Плюс индивидуальные потребности: бабушка — лекарства — 40 монет; папа — сигареты — 40 монет; мама — журналы мод — 15 монет; младшая сестрёнка — кукла Барби — 40 монет; Иван — лыжи с лыжными ботинками — 65 монет.

Как бы вы распределили семейный бюджет, если общий доход семьи составляет 890 монет в месяц? Что нужно делать, чтобы удовлетворить потребности каждого члена семьи?

8 класс «Труд, занятость, безработица»

Семнадцатилетняя Катя Семенова после школы устроилась в почтовое отделение доставщиком телеграмм. Проработав 3 месяца, она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск, поскольку ее мама приобрела две туристические путевки и она хотела бы с ней съездить отдохнуть. Начальник почтового отделения отказала ей в просьбе, заявив, что отпуск еще надо заработать.

Законен ли отказ? Почему?

5.Использование приёмов развивающего обучения на уроках

В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося.

Умение наблюдать даёт возможность хорошо ориентироваться в учебном материале, но и в окружающей человека природе, более точно воспринимать предметы и явления, подмечать их внешние и внутренние особенности.

Одним из интересных приёмов развития внимания учащихся является

5.1.Приём «Парадокс»

Перед началом объяснения нового материала учитель приводит детям некий парадоксальный пример или загадку. Хорошо известно, что ничто не привлекает так детское внимание, как нечто удивительное. Учителю необходимо отметить, что при всей удивительности этого явления его можно объяснить с точки зрения науки и содержание данного урока в этом поможет. После изложения нового материала учитель просит учеников объяснить парадокс.

Например, один из уроков географии в 6 классе по теме «Атмосфера» можно начать с рассказа:

«Удивительный дождь прошёл в России на территории Горьковской области в 1940 году. В жаркий летний день над деревней Мещеры Павловского района разразилась сильная гроза. Вместе с дождём с неба начали падать серебряные монеты чеканки времён Ивана Грозного. В тот день жители деревни собрали около тысячи монет».

Например: Обсуждая значение болот в природе и хозяйственной деятельности человека можно поставить следующую задачу:

«Для того, чтобы землю использовать под с/х посевы, в Беловежской пуще еще в 50-е годы, проводили мелиоративные работы — в результате уровень рек заметно упал, начала сильно болеть ель. Как объяснить  - почему страдают реки и лес, если мелиоративные работы проводят на болотах? (Учитель должен натолкнуть ребят на мысль о грунтовых водах, которыми питаются в данной местности реки,  болота и лес. Дети приходят к выводу, что при осушении болот, уровень подземных грунтовых вод в лесу опускается и становится таким же, как уровень вод на осушаемых участках, — действует закон сообщающихся сосудов. Это ведёт к осушению леса, обмелению рек). или:

«Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?» (В этом случае надо вспомнить о типах питания рек и рассуждая выяснить, что рекам европейской части России присущ смешанный тип питания (снеговой, грунтовый, дождевой) и поэтому они разливаются только весной, а рекам Средней Азии – присущ снеговой и ледниковый тип питания, поэтому они разливаются весной, когда тает снег и летом, когда тают ледники)

Естественно, учащиеся заинтересуются решением данного парадокса и более внимательно будут слушать объяснение нового материала.

 

Следующее слагаемое формулы развивающего обучения - развитие памяти.

Па́мятьодна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Наиболее интересными заданиями по географии являются кроссворды. Они вызывают у школьников интерес к изучаемой теме, вносят занимательность, заставляют глубже вникать в предмет, самостоятельно мыслить и работать с картой. Отвечая на вопросы кроссвордов, школьники лучше усваивают научные термины, запоминают названия географических объектов.

Приведу несколько примеров таких кроссвордов:

5.2.Чайнворд - разновидность кроссворда. Слова в чайнворде никогда не пересекаются, а идут последовательно по часовой стрелке. Последняя буква слова является первой буквой следующего слова.

 

Чайнворд «Литосфера»

 

 

 

 

 

Ответы: 1. Материк 2. Кора 3. Архипелаг 4. Гондвана 5. Австралия 6. Ядро 7. Очаг 8. Гора 9. Африка

5.3. «Что это

Называются признаки какой-либо территории или явления, а ученик должен определить, о чем (или о ком) идет речь.

Например, при проверке домашнего задания при изучении Северной Америки использую следующие вопросы:

Название этого острова у

северо

– восточных

берегов Северной Америки переводится как «Новая найденная земля»

(о. Ньюфаундленд).

Эта территория ошибочно была названа «Зелёной страной», что не соответствует действительности. Большую часть территории занимает покровное оледенение. Климатические условия достаточно суровые

(о. Гренландия)

На шельфе этого залива сосредоточены значительные запасы нефти и природного газа. Его часто называю внутренним морем западной части Атлантического океана

(Мексиканский залив).

Название этого полуострова происходит от слов индейцев, которые переводятся как: «Мы вас не понимаем». Испанские завоеватели услышали эту фразу на свой вопрос: «Где мы находимся?»

(полуостров Юкатан)

Название этого полуострова означает "Земля цветов", его дал полуострову испанский исследователь Хуан

Понсе

де Леон, когда впервые посетил эти места в 1513 году. Думается, что он выбрал это название потому, что был поражен великолепным обилием самых разных красок и оттенков растений, украшающих земли

(полуостров Флорида).

5.4. « Диктант»

При контроле знаний, использую диктанты. Наиболее распространенной формой которых является диктант по контурной карте, когда учитель зачитывает список географических объектов под номерами, а ученики должны поставить их в соответствующем месте контурной карты.

Второй тип диктанта - диктант по терминологии. В этом случае ученики в тетради пишут несколько географических и терминов общетвознания, а учитель вслух читает их определения под номерами. Ученики должны напротив каждого термина поставить соответствующий номер. Эти две разновидности диктантов проверяют только память ученика.

5.5. Прием «Да-нет»

Учитель загадывает какого-либо путешественника или объект, а ученики должны его отгадать. Они могут задавать наводящие вопросы, но учитель имеет право отвечать только «да» или «нет». Задача ученика состоит в том, чтобы найти ответ, задав как можно меньше вопросов.

5.6. Прием «Верно – не верно»

Учитель зачитывает предложения, а ученики должны определить верно ли это утверждение или нет. Записывает номер вопроса и пишет «верно» или «не верно»

Утверждения по теме «Северная Америка»:

Северная Америка располагается в северном и южном полушарии.

На западе материк Северная Америка омывает Тихий океан.

Северная Америка самый жаркий материк.

На западе материка расположены горы Анды.

Самая большая река Северной Америки – Амазонка.

5.7. Прием «Поиск общего»

Даются два случайно выбранных географических объекта. Ученик должен найти как можно больше их общих признаков. Например: п-ов Калифорния – г. Волгоград. На первый взгляд ничего общего между ними нет. Но при более тщательном размышлении можно найти несколько общих признаков:

1. Оба лежат в Северном полушарии.

2. Оба объекта пересекает изотерма + 24°С.

3. Среднегодовое количество осадков от 300 до 400 мм.

4. И в том и в другом слове по одной букве «А», «Л» и «Р».

5. И то и другое является сушей.

5.8. Прием «Поиск аналогов»

Учитель называет какой либо географический объект, а ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам. Например возьмем город Рио-де-Жанейро. Здесь можно составить огромное количество пар аналогов.

Рио-де-Жанейро – Рига (Оба начинаются на букву «Р»)

Рио-де-Жанейро – Стамбул (Оба бывшие столицы)

Рио-де-Жанейро – Копенгаген (Оба лежат на берегу моря)

Рио-де-Жанейро – Кейптаун (оба расположены в южном полушарии)

 

5.9. «Творческое задание»

Например, в любом классе по любой теме составить кроссворд по данной теме, разработать дидактическую карточку, составить литературный рассказ об изучаемой местности, придумать тесты к параграфу, самостоятельно разработать опорный конспект заданной темы и т. д.

5.10 « Крестики-нолики»

«Крестики – нолики» - игровой прием, основанный на интеллектуальном соревновании учащихся. Играть можно индивидуально или командами. Игра идет по правилам обыкновенных «крестиков – ноликов», но чтобы поставить крестик или нолик в выбранную клеточку нужно ответить на вопрос учителя или команды-соперника.

 

 

Заключение

На современном этапе развития школьного образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Методы активизации познавательной деятельности вооружают учащихся знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.

Качество знаний, умений и навыков учащихся по географии и обществознанию выше там, где более развит познавательный интерес учащихся .

Применение таких методов на уроках географии и обществознания позволяют ученикам лучше запомнить формулировки , определение, развивают мышление и внимательность, вызывает интерес к предмету.

Применение разнообразных методов на уроках позволяет определять стратегию профессионального саморазвития.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.

 

Интернет ресурсы используемые

https://videouroki.net/razrabotki/komplekt-zadaniy-po-obshchestvoznaniyu-dlya-samostoyatelnoy-raboty.html

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/353982-didakticheskij-material-situativnye-zadachi-n

https://multiurok.ru/files/doklad-poznavatelnaia-deiatelnost-obuchaiushchikhs.html

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×