Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках с использованием ИКТ" | Светлана Евгеньевна Иванова. Работа №313002. Номер работы: №313002

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Основнойиз основныз задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)  в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.

В Концепции модернизации Российского образования в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые позволят учащимся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Психологи утверждают, что школьный возраст является благоприятным для формирования мотивационного компонента учебной деятельности, развития познавательных интересов и потребностей, раскрытия индивидуальных особенностей и личностных способностей, освоения продуктивных приёмов и навыков учения, становления адекватной самооценки, критичности в отношении себя и окружающих, а также развития навыков самоконтроля, самоорганизации и творческого потенциала личности.

21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать комплексное преобразование «среды обитания» учащегося. Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса. Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество и решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.

Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.

Что же обозначает понятие: ИКТ-компетентность? Это приобретение умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе – собственную индивидуальную деятельность и работу коллектива, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий. Таким образом, компетентность составляет основу любой профессиональной деятельности. По мнению М. Б. Лебедевой, О. Н. Шиловой, ИКТ - компетентность проявляется в способности индивида «решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий». Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- овладевать практическими способами работы с информацией;

- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Использование ИКТ на уроках в начальных классах проходит по следующим направлениям: текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, компьютерные обучающие и развивающие игры.

Нам довелось убедиться, что использование информационных технологий на уроке способствует положительной мотивации обучения, активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков в начальной школе. В свою очередь, познавательный интерес ребенка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие.

С помощью MS Word разрабатываются проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д. Использование дидактических материалов, созданных в текстовом редакторе, позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс, но и повысил мотивацию в обучении.

Компьютер позволяет нам значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. Он активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в классе, считается, создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов. Более того, презентация дает возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей своего класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:

- быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

- усиливает воздействие выступления.

Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Использовать презентации можно на всех этапах урока. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.

Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся начальных классов, а для учителя нормой работы. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности используют предметные коллекции, портреты, фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). Можно использовать и учительские сайты, где можно найти мультимедийные презентации к любому предмету, но каждую из найденных презентаций нужно просматривать и адаптировать к уровню своего класса, к уроку.

При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментировать, по необходимости сопровождать дополнительными объяснениями и примерами. Применять ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока: например, урок-игра по природным зонам России, конкурс знатоков «Природа и мы», игра-путешествие «В глубь времен», КВН по разделу «Чудесный мир сказок», олимпиады по предметам и др. Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагать им творческие задания. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная пословица.

Элементы методики преподавания предметов с использованием ИКТ такие:

создание «проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного материала.

Виды занятия: рассказ, беседа, киноурок (использование аудио-видео материалов). Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. Компьютер формирует навыки рационального запоминания материала. Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. Использование ИКТ на уровне (анимация, музыка). Такие уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Ведь в классе способности у детей разные. Есть ребята с хорошим уровнем подготовки, внимательные, схватывающие на лету, обладающие навыками самостоятельной работы. Есть дети с хорошими способностями, но слабо владеющие навыками самостоятельной работы. Есть ребята, испытывающие трудности при усвоении материала. Можно не записывать на доске материал контрольной работы по математике и русскому языку. Листы с заданиями распечатывать каждому ученику. Ребёнок быстрее настраивается на успешную работу, а не ищет пути к отступлению. Лучше развиваются навыки самоконтроля. Возникает новая проблема: надо уметь быстро прочитать задание, выделить главное. Но не у всех ребят стабильно нормальная скорость чтения. Возникает необходимость развития интереса к чтению, тренировки правильности чтения посредством Интернета. При подготовке к урокам литературного чтения давать ребятам задание найти информацию о писателе, поэте. Задание выполняют индивидуально или в группах. Самое важное и интересное дети сами записывают в тетрадь, устно рассказывают товарищам, задают им вопросы для проверки усвоения, сами отвечают на вопросы. Есть опыт поиска произведения или автора, которого нет в учебнике. Это расширяет кругозор, даёт почувствовать ребёнку себя первооткрывателем. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, подстёгивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создаёт элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке. Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, русские народные костюмы, шедевры русского деревянного зодчества. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства и технологии.

При организации учебных занятий с младшими школьниками используют видеоматериалы и звукозапись. Использование видео оказывает воздействие на качество восприятия учебной информации, служит базой данных для организации исследовательских заданий. Проверку усвоения учебной информации предлагать в виде так называемых визуальных задач: «Посмотрите и найдите, определите, запишите, докажите…», «Дополните изображение…». Учебная звукозапись несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Именно в начальной школе часто применяется учебная звукозапись. Учащиеся слушают фрагменты литературных произведений, выразительное чтение стихотворений, голоса птиц, шум леса. Музыкальные звукозаписи как эмоциональное сопровождение создают определенный настрой на предстоящую работу, а используемые как метод обучения – развивают творческое воображение, формируют эстетический вкус учащихся.

Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Можно использовать мультимедийные презентации на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках, контроле ЗУН. Также самим создавать презентации, отвечающие всем современным требованиям, с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагать в нужном вам порядке, использовать рисунки, схемы, таблицы, заставки. Например: «Работа со словарными словами». Правописание трудных слов – одно из направлений русского языка. При изучении этих слов можно использовать презентацию.

- сначала ребята отгадывают слово с помощью ребуса,

- проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции,

- появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму,

- затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя (смысл слова), происхождение слова (этимология),

- делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова,

- подбирают к слову однокоренные слова,

- подбирают синонимы, антонимы (если это возможно),

-выделение этого слова в фразеологизмах, пословицах, поговорках,

- составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда. К написанию словарных слов нужно обращаться на разных этапах урока:

- на чистописании это может быть поговорка или пословица,

- четверостишие можно использовать как письмо по памяти,

- написание словарных диктантов может проводиться с помощью ребусов, этимологии или толкования слова (обратные диктанты),

-предложения можно использовать для комментированного письма.

Математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся, так как она способствует развитию строгого логического мышления, учит дедуктивному рассуждению, абстрагированию, умению обобщать, анализировать, критиковать. Во время объяснения новой темы, учитель должен приложить все усилия и старания, чтобы этот материал был максимально наглядным и понятным учащимся. Стараясь достичь этого, используют все доступные средства, наиболее эффективными из которых в настоящее время являются мультимедийные сценарии уроков. Большую помощь при объяснении нового материала дают видеоуроки. Например, урок по теме «Умножение». Объяснение новой темы происходит поэтапно, на каждом из которых учащимся предлагается решить тот или иной пример. Таким образом, ученики в процессе решения подводятся к введению определения. Поскольку учащиеся начальных классов лучше воспринимают учебный материал, когда он сопровождается картинками, выполнением определенных действий, то данный урок максимально привлекает к себе внимание наглядностью и уместной, интересной анимацией. Отвечая на вопросы, представленные по окончанию изложения учебного материала, учащиеся демонстрируют уровень понимания новой темы, учатся анализировать, воспроизводить только что услышанное, что способствует формированию УПК. Готовясь к уроку, нужно так подбирать материал к нему, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту. В этом помогают нестандартные, логические задачи, задачи – головоломки, на соображение и догадку. Такие задачи включают в мультимедийный сценарий урока. На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, решают задачи.

Одним из способов формирования учебно-познавательной компетентности является проведение проверочных работ в форме тестов. Обучающие тесты используют с целью тренировки и отработки знаний и умений учащихся по изучаемой теме. Сюда можно отнести и тренажёры. Данные тесты предназначены для выработки навыка применения полученных знаний, ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попытки. Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме. Тестирование позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без участия учителя). Каждый ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний по теме. Учащиеся знают шкалу оценок и ориентируются на неё. Применяя ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

- повысить объём выполняемой на уроке работы;

- усовершенствовать контроль знаний;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Но ни учителя, ни книгу никто не отменял, просто роль учителя, равно как и технологии представления текстов, существенно изменяется. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников: из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.

Уроки с использованием ИКТ – являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

 

Список литературы.

 

1. Концепция модернизации российского образования .

2. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н: изд-во “Феникс”, 2003.

3. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 2006.

4. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.

5. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006.

7. И. Б. Мылова СПБГУПМ «Предметно-ориентированный подход к формированию информационно-технологической компетентности учителя начальной школы» mhtml:fiie//F:\Публикации.

8. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — wwwpedsovet.org

 

 

 

Опубликовано 12.01

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×