Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие познавательных интересов на уроках русского языка | Малинкина Римма Николаевна. Работа №350130

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной работе учитель делится опытом работы по развитию познавательных интересов на уроках русского языка обучающихся основной школы. Формирование постоянного интереса можно достичь различными способами:

1. Удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи. 2. Создание проблемных ситуаций на уроке.

3. Индивидуальный подход к каждому ученику.

4. Смена деятельности, переключение внимания с одного объекта на другой.

Приводятся примеры из собственного опыта работы.

Развитие познавательных интересов на уроках русского языка.

 

Среди множества актуальных проблем школы есть одна, от решения которой зависит успешность обучения учащихся. Учащихся нужно вернуть в школу. Ещё в 2000 г. Г.А.Ягодин говорил: «Только 9% старшеклассников учатся в школе с интересом, 15% учеников уверены, что в школе попусту тратят время; 18% вообще не занимаются в школе, а 63% занимаются время от времени и только 18% занимаются систематически». У детей потерян интерес к учебе, отсутствует мотивация. Не секрет, что дети читают сейчас мало, грамотность их падает. Поэтому считаю решение этой проблемы можно осуществить через развитие познавательного интереса.

Любовь к русскому языку не воспитаешь лозунгами типа «Надо беречь и любить!» Нужно сделать так, чтобы детям нравились уроки русского языка. Только так, другого пути нет.

Одной из главных задач процесса обучения в целом и методики русского языка в частности считаю активизацию познавательного интереса у учащихся на уроках путем применения различных форм, методов и приемов. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом.

Моя главная задача - добиться прочного усвоения всего программного минимума каждым обучающимся. Я считаю, что это можно достичь через развитие познавательного интереса.

Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся любовь к русскому языку как к предмету?

Таких путей много, но одним из них, я считаю, является применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков.

Занимательность на уроке - это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.

Формирование постоянного интереса можно достичь различными способами:

1. Удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи.

Удивление может быть связано с историческим комментарием- рассказом об истории языкового явления. Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.

Добиться этого позволяют следующие приемы:

1) Отсроченная отгадка.

В начале урока учитель дает «загадку», отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Например, в шестом классе при изучении темы «Буквы О-А в корнях –ГОР- ГАР» предлагаю ребятам проанализировать следующие словосочетания:

угарный газ, выгореть на солнце.

Обращаю их внимание, что в одинаковых по произношению корнях в одном случае пишется О, в другом – А (создаю проблемную ситуацию). С чем это связано? Предлагаю поставить ударения в данных словах, и ребята сами делают вывод о том, что выбор букв О - А в корнях – ГОР—ГАР - зависит от ударения.

2) Найди ошибку.

Данный прием приучает ребят быстро реагировать на ошибки (сначала чужие, а затем уже видеть и исправлять свои). Ученики получают текст (или текст записан на доске) со специально допущенными ошибками и с удовольствием «работают учителями» (элемент ролевой игры)- исправляют ошибки в тексте:

В соду с ветки на ветку перелитает шустрая птичька. Спена у ние серая, грутка жолтая, на галофке Чорная шапочька. Это сеница. В сат она прилитела за жучьками.

 

2. Создание проблемных ситуаций на уроке.

Учащиеся испытывают потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей. Однако при определении степени сложности заданий необходимо учитывать уровень развития школьников.

3. Индивидуальный подход к каждому ученику.

Важно, чтобы на уроке была создана благоприятная эмоциональная атмосфера.

4. Смена деятельности, переключение внимания с одного объекта на другой.

Переключению внимания помогают средства наглядности.

Пяти - шестиклассники любят играть. Эмоциональная атмосфера игры помогает увлечь ребят изучением законов родного языка. Игра доставляет радость и приносит пользу: обогащает словарь, развивает речь, пробуждает интерес к предмету, воспитывает внимание.

1. При изучении раздела «Лексика» предлагаю игру «Марафон». Толкования слов читаются в быстром темпе. Ученики должны сразу назвать слово по его толкованию. Например:

- старый, опытный воин (ветеран);

- герой русских былин, совершающий воинские подвиги (богатырь);

- человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе и другом виде транспорта (пассажир).

Данная игра может использоваться при проведении словарного диктанта, когда учащиеся не только отгадывают слово, но и записывают его в тетради, объясняя орфограммы.

Игра «Марафон» активизирует словарный запас школьников. Отбор слов можно связать с изучаемым материалом. Так, при работе с заимствованными словами в 6 классе даются следующие толкования слов:

- команда, личный состав танка, самолета, корабля (экипаж);

- непрерывно движущаяся лестница для подъема и спуска людей в метро (эскалатор);

- площадка для взлета, посадки и стоянки самолетов (аэродром).

Эта игра помогает учащимся освоить лексикографическое умение определять слово по его толкованию.

2.Популярной у ребят всех возрастов является игра «Составь слово из букв, входящих в данное слово». В качестве исходного обычно выбирается орфографически трудное слово: растительность, корреспонденция и др.

За одну минуту необходимо составить из букв, входящих в конкретное слово, как можно больше существительных в начальной форме. Можно предложить дополнительное задание: обозначить в образованных словах орфограммы.

Во время проверки ученики по очереди называют составленные слова. Побеждает тот, кто последним называет слово. Важно, чтобы слова не повторялись. Можно поощрять за составление наиболее длинных слов.

Эта игра помогает запомнить облик слова, развивает внимание к написанию слов, что в конечном итоге способствует развитию орфографической зоркости.

3.Игра «Четвертый лишний» используется в различных вариантах. Шестиклассники получают задание при закреплении темы «Чередование гласных А-О в корне слова»: исключив в каждом ряду «лишнее» слово, объяснить, по какому признаку они его обнаружили.

1. Излжение, предл…жить, возл…гать, распол…житься.

2. Р…сток, водорсли, вырсший, разр…статься.

3. К…сание, приксновение, неприксновенный, к…снуться.

4. Загрелый, угреть, ог…рок, подгреть.

4.В 8-9 классах ученикам предлагаются «потерявшие друг друга» части предложений, ребята составляют из этих фрагментов целое:

- когда медвежонок устал; как грозовая туча; он сел и прикоснулся лапой к голове; ночь приближалась и росла; в лесу в это время темно и пусто; лишь одинокие желтые листья касаются оголенных ветвей.

На собственном опыте убедилась, что усвоение нового материала учащимися происходит механически, которое держится в детской памяти очень недолго. Заучивание слово в слово правил не помогает ребенку выработать лингвистическое чутье, стать грамотным. Более того, родной язык нередко становиться для учащихся ненавистным, скучным, сухим сводом этих орфографических и пунктуационных правил. Между тем, даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение детей к русскому языку, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, смекалки, зрительной памяти.

И еще немало важный аспект - это создание в учебном процессе ситуаций успеха у учащихся, испытывающих определенные затруднения в учебе. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейший успех в преодолении учебных затруднений.

Все эти методы позволят учителям в каждом конкретном случае избрать те из них, которые наилучшим образом соответствуют решаемым учебно-воспитательным задачам, особенностям учеников, степени развитости у них познавательного интереса с тем, чтобы приподнять его на новый, более высокий уровень.

Урок русского языка важен не только и не столько отработкой знаний, умений и навыков - он должен быть интересным и проблемным для ребёнка, развивающим его способности. Тогда и наше представление о ребёнке становится полнее. Занимательные, творческие задания, стимулирующие у детей желание выразить себя, - основа личностно ориентированного обучения, подразумевающего индивидуальный подход, знание возрастной психологии ребёнка.

Именно на таких уроках создается атмосфера взаимного доверия и живого общения, позволяющего успешно осуществлять самореализацию каждого ученика в процессе учения.

Для повышения познавательной активности учащихся на уроках необходимо добиться максимального участия в познании нового, в добыче знаний самими учащимися. Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей  образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

Поэтому если на каждом уроке русского языка будет использован разнообразный занимательный материал, то будет развиваться познавательный интерес к данному предмету и, может быть, в будущем повысится даже уровень культуры речи людей.

 

 

Учитель: Малинкина Р.Н.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×