Развитие познавательных интересов на уроках технологии посредством творческой, практической деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС | Богословская Анна Игоревна. Работа №352015
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития познавательных интересов учащихся на уроках технологии через творческую и практическую деятельность. Особое внимание уделяется реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования у обучающихся устойчивого интереса к обучению и саморазвитию. Рассматриваются методы и приемы, которые могут быть использованы в процессе обучения, а также анализируется значение проектной деятельности в этом контексте. В результате автор подводит итоги и предлагает рекомендации для учителей, стремящихся оптимизировать процесс обучения технологии.
Ключевые слова: познавательные интересы, уроки технологии, творческая деятельность, практическая работа, ФГОС, проектная деятельность, образовательный процесс.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОЙ, ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Богословская Анна Игоревна, учитель труда (технологии)
ГБОУ "СШ № 47 Г.О. Мариуполь" ДНР
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития познавательных интересов учащихся на уроках технологии через творческую и практическую деятельность. Особое внимание уделяется реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования у обучающихся устойчивого интереса к обучению и саморазвитию. Рассматриваются методы и приемы, которые могут быть использованы в процессе обучения, а также анализируется значение проектной деятельности в этом контексте. В результате автор подводит итоги и предлагает рекомендации для учителей, стремящихся оптимизировать процесс обучения технологии.
Ключевые слова: познавательные интересы, уроки технологии, творческая деятельность, практическая работа, ФГОС, проектная деятельность, образовательный процесс.
Современное образование требует от педагогов применения инновационных методов и подходов, способствующих активизации познавательной активности учащихся. В условиях реализации ФГОС ключевым моментом становится развитие познавательных интересов, которые формируются через творческую и практическую деятельность. Уроки технологии предоставляют значительные возможности для внедрения таких методов, позволяя учащимся не только усваивать знания, но и применять их на практике, развивая тем самым креативные способности и уверенность в себе.
Роль познавательных интересов в обучении
Познавательные интересы — это важный компонент мотивации учащихся, который влияет на их учебные достижения и желание учиться. В контексте уроков технологии данное явление проявляется в желании экспериментировать, создавать и реализовывать собственные идеи. Успешное формирование и развитие познавательных интересов поможет учителю создать динамичную образовательную среду, в которой учащиеся смогут активно участвовать в учебном процессе, работать над проектами и достигать поставленных целей.
Методы и приемы для развития познавательных интересов
1. Проектная деятельность
Одним из наиболее эффективных методов для формирования познавательных интересов является проектная деятельность. В рамках этой деятельности учащиеся получают возможность решать реальные проблемы, создавать объекты и оценивать результаты своей работы. Проектная деятельность включает в себя:
Определение темы проекта;
Исследование проблемы;
Разработка дизайна и плана работы;
Создание конечного продукта;
Презентация результатов.
Такой подход не только стимулирует креативное мышление, но и учит работать в команде, управлять временем и ресурсами.
2. Игровые технологии
Игровые технологии, включая ролевые игры и деловые симуляции, помогают учащимся осваивать технологические процессы в увлекательной форме. Эти методы создают условия для сопоставления теоретических знаний с практическими навыками, что способствует более глубокому пониманию предмета.
3. Интерактивные и цифровые технологии
Внедрение интерактивных технологий, таких как использование образовательных платформ, электронных ресурсов и виртуальных лабораторий, позволяет сделать процесс обучения более ярким и доступным. Такие технологии могут включать видеоуроки, интерактивные задания и онлайн-эксперименты, которые способствуют формированию интереса и вовлеченности учащихся.
Примеры практической деятельности
На уроках технологии можно использовать разнообразные виды практической деятельности, которые будут способствовать развитию познавательных интересов:
Изготовление изделий: Учащиеся могут создавать различные проекты — от простых поделок до более сложных изделий, таких как мебель или элементы декора. Такой практический опыт помогает детям увидеть результаты своего труда.
Исследовательская работа: Проект, связанный с изучением новых технологий или материалов (например, 3D-печать, переработка материалов), позволит ученикам погрузиться в инновационную среду.
Кросс-дисциплинарные проекты: Сотрудничество с учителями других предметов может обогатить процесс обучения. Например, совместный проект по сочетанию технологии и биологии может включать создание экосистемы или тренажера для изучения физики.
Развитие познавательных интересов учащихся на уроках технологии является важным аспектом образовательного процесса, который требует от учителей применения разнообразных методов и приемов. Проектная деятельность, игровые технологии и использование цифровых ресурсов способны создать увлекательную и продуктивную образовательную среду. В условиях реализации ФГОС это становится особенно актуальным, так как стандарты нацелены на создание условий для развития творческих способностей и самостоятельности учащихся. Таким образом, активное внедрение творческой и практической деятельности в уроки технологии не только способствует более глубокому усвоению знаний, но и подготавливает учащихся к успешной деятельности в будущем.
Список литературы
Жилина Алла Ивановна Системно-деятельностный подход к управлению знаниями на уроке в соответствии с требованиями ФГОС // ЧиО. 2017.
№4 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-k-upravleniyu-znaniyami-na-uroke-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos
Махотин Дмитрий Александрович Повышение квалификации учителей технологии и педагогов профильных технологических классов в условиях реализации ФГОС общего образования // КПЖ. 2016.
№2-1 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kvalifikatsii-uchiteley-tehnologii-i-pedagogov-profilnyh-tehnologicheskih-klassov-v-usloviyah-realizatsii-fgos-obschego
Юнусов А. М. Повышение квалификации учителей технологии в современных условиях развития общего образования // Теория и практика современной науки.
2021. №12 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kvalifikatsii-uchiteley-tehnologii-v-sovremennyh-usloviyah-razvitiya-obschego-obrazovaniya