Развитие познавательных интересов у дошкольников в различных видах деятельности | Уланова Наталья Анатольевна. Работа №319437
Дошкольный возраст - это исключительный период развития личности ребенка, так как в это время складываются представления ребенка об находящемся вокруг мире, он активно физически и психически развивается. Одной из черт его развития выступает возникновение у дошкольника познавательных интересов.
Интерес выступает как важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальном взаимодействии и никак не присуще человеку от момента рождения.
Интерес выражается в ходе развития разнообразными состояниями. Различаются последовательные этапы его развития: любопытство, любознательность, интерес, теоретический интерес. Не смотря на то, что выделение стадий весьма условно, самые характерные им признаки выступают как общепризнанные.
Развитие познавательных интересов у дошкольников в различных видах деятельности
Проблема развития познавательного интереса является одной из наиболее трудных в педагогике, так как, выступая как индивидуально-психологическая характеристика человека, отображает сложную взаимосвязь психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Ее разработка раскрыта в трудах многих ученых: Л.И. Божовича, Л.А. Вегнера, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинской, Г.М. Чуткиной и др. Дошкольный возраст - это исключительный период развития личности ребенка, так как в это время складываются представления ребенка об находящемся вокруг мире, он активно физически и психически развивается. Одной из черт его развития выступает возникновение у дошкольника познавательных интересов.
Интерес выступает как важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальном взаимодействии и никак не присуще человеку от момента рождения.
В качестве объективного и субъективного в интересе присутствует диалектика создания, развития и расширения интереса, который создается и формируется в процессе деятельности, и влияют на него не отдельно взятые части деятельности, а её общая объективно-субъективная сущность. Интерес является «сплавом» большого количества психических процессов, которые образуют особое состояние деятельности и личности (получение радости от учения, стремление глубже познать интересующий предмет и деятельность, переживание неудач и стремление к их преодолению).
Интерес выражается в ходе развития разнообразными состояниями. Различаются последовательные этапы его развития: любопытство, любознательность, интерес, теоретический интерес. Не смотря на то, что выделение стадий весьма условно, самые характерные им признаки выступают как общепризнанные.
Любопытство является элементарной стадией избирательного отношения, обусловленной внешними, иногда неожиданными ситуациями, которые привлекают внимание людей. У обычного человека ориентировка, охватывающая новизну ситуации, не имеет большой значимости. На этапе любопытства ученики руководствуются только ориентировкой, направленной на занимательность того или иного предмета либо ситуации. В этой стадии еще не обнаруживается настоящего стремления к познанию. Но, не смотря на это, занимательность в качестве фактора обнаружения интереса может выступать его изначальным этапом.
Любознательность - весьма ценная составляющая личности, которая описывает стремление человека к проникновению за границы увиденного. На этом этапе интереса имеют место весьма интенсивное выражение таких эмоций, как удивление, радость от познания, удовлетворённость осуществляемой деятельностью. В формировании загадок и их решении состоит вся суть любознательности в роли активного видения мира, развивающегося не только на уроках, но и в процессе труда, когда человек отходит от исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность в качестве устойчивой черты характера весьма ценна при развитии личности.
Г.И. Щукиной выделяется следующая структура познавательного интереса. Познавательный интерес включает в себя следующие взаимосвязанные процессы:
- интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
- эмоциональные — ощущение успеха, радость познания, гордость за собственные достижения, удовлетворенность деятельностью;
- регулятивные - волевое устремление, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
- творческие - воображение, предвосхищение, озарение, генерация новых моделей, образов.
Для образования и становления познавательного интереса требуется:
- укрепление в любом ребенке веры в собственные силы, его поощрение, доверие, позитивные оценки;
- развитие у детей чувства собственного достоинства: точки зрения педагога и ребенка выступают равными, партнерскими;
- развитие творческих сил детей, создание условий для этого;
- применение приемов, способствующих выходу двигательной энергии.
Познавательный интерес является средством привлечения к обучению, средством активизации мышления детей, средством, заставляющим переживать и работать с увлечением. Для «пробуждения» познавательного интереса ребенка требуется сделать обучение занимательным. В такой ситуации можно указать на занимательность обучения. Сутью занимательности выступают новизна, необычность, внезапность, странность, несоответствие прошлым представлениям. Вся совокупность этих особенностей занимательности является сильнейшим побудителем познавательного интереса, обостряющим эмоционально-мыслительные процессы, заставляющим внимательнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сопоставлять, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из возникшей ситуации.
Возраст от 3 до 5 лет выступает сензитивным периодом при развитии познавательной потребности. В целом дошкольный возраст является важным периодом в жизни человека, так как в нем формируются основы будущей личности, вырабатываются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Если познавательные интересы не получают развития, если ребенок не заинтересован окружающей жизнью, природой, людьми, то он не накапливает впечатлений и информации, выступающих базой последующего приобретения системы знаний.
Ежедневно в обыденной жизни ребенок взаимодействует с новыми, неизвестными ему предметами и явлениями живой и неживой природы. У него проявляется желание узнавать что-то новое, понять непонятное. Окружающие ребенка взрослые обязаны помочь ему в установлении простейших закономерностей, выделении объективных причин, связей и зависимости явлений окружающего нас мира.
Нужно определить методы, которые способствуют возникновению познавательных интересов у детей: экспериментирование; поисковая деятельность; непосредственно образовательная деятельность; наблюдения; эвристические беседы; применение художественного слова (познавательная литература, стихи, загадки, пословицы и поговорки).
Раскроем их содержание, остановившись более подробно на методе наблюдения и экспериментирования.
Наблюдение – является одним из способов знакомства с явлениями природы. При наблюдениях ребенок усваивает определенные знания, отражаемые ясными мыслями и точными словами. При наблюдении, ребенком не только запечатлевается окружающее, но постепенно получаются пояснения взрослых, помогающие понять то, что он видит. Именно такие наблюдения за окружающей средой, сопровождаемые пояснениями взрослого, дают, как считает Н. К. Крупская, «лучшую материалистическую закваску».У ребенка начинают формироваться основы научного материалистического миропонимания.
В ходе наблюдений дети учатся выделению отдельных признаков в окружающем, сопоставлению их, рассуждению и вынесению выводов.
Наблюдения нужно правильно организовать. Это даст требуемый итог в умственном развитии ребенка.
Наблюдения нужно проводить регулярно и планомерно, что позволит познакомить детей с окружающим в конкретной последовательности. Начинать их нужно с более близкого детям, постепенно увеличивая их знания об объекте наблюдения. В процессе наблюдения крайне важно не упустить, чтобы в сознании ребенка каждое воспринятое им слово имело связь с наглядным представлением о реальном конкретном явлении.
Повторным наблюдением можно более полно воспринять изучаемый объект, это предпосылка хорошего усвоения. Его задача - дать ребенку что-то новое, обогатить его познания.
Постепенное усложнение задачи наблюдения порождает у детей потребность лучше всмотреться в наблюдаемое явление, заметить его новые стороны. Знания детей пополняются. Дети начинают устанавливать связи и зависимости без посторонней помощи.
Перед тем, как осуществить наблюдение, воспитатель должен тщательнейшим образом спланировать работу, то есть понять цель наблюдения и время проведения этого вида деятельности.
Очень важно не обойти вниманием: возраст детей, их опыт и знания, сезонные факторы и местные условия.
В процессе осмотра объекта наблюдения, воспитатель должен принимать во внимание следующие моменты
1) определить задачу наблюдения объяснив ребенку лаконично и понятно, что надо наблюдать);
2) привлечь внимание детей и удерживать его в ходе всего наблюдения;
3) определить вопросы, которые требуется задать детям в ходе наблюдения.
Большая активность восприятия обеспечивается правильной постановкой вопроса, она активизирует и устремляет самостоятельную мысль детей, порождает пытливость, подталкивает к выводу.
Для того, чтобы уточнить и углубить представления детей, полученные в процессе наблюдения, нужно провести беседу, которая позволит систематизировать и подвести итог их знаниям.
Значение проводимых с детьми наблюдений не ограничивается узко познавательными целями. Ими оказывается влияние на прогресс функционирования эмоциональной и волевой сферы, на воспитание личности ребенка в целом .
Не будет лишним во время наблюдений применить загадки.
Главной особенностью загадки является логическая задача. В основе всех загадок лежит вопрос, который поставлен или в явной или в скрытой форме.
Отгадывание загадки – это поиск правильного решения задачи, ответа на вопрос, то есть реализация достаточно непростой мыслительной операции.
Решение логических задач базируется на анализе, иными словами выделении всех признаков, и синтезе - объединении их в единое целое. Произвести нужные умственные действия, сформировать логические выводы и эффективно решать поставленную задачу позволяет достаточное количество определенных в загадке признаков и их реальность.
Построить логически правильные суждения и умозаключения можно наблюдением и изучением явлений окружающей действительности в сложных и многообразных связях.
По причине наличия художественной формы загадка в особенности привлекает внимание, прежде всего, детей. Ее построением и лексикой обостряется их внимание, вызывается интерес к поставленной цели.
Далее остановимся более подробно на экспериментировании (опытно-исследовательской деятельности) как одном из главных способов ознакомления детей с явлениями природы. Производится оно в увлекательной форме, поддерживаемой живой интерес у детей. Как пример, наблюдения за изменениями в свойствах разных предметов при их нагревании осуществится в ходе ознакомления детей с таянием льда, замерзанием вод. В данном случае, представляется нужным показать, что плавится не только лед, но и вода при охлаждении имеет возможность стать твердой. Изучая с детьми изменения свойств предметов при охлаждении и нагревании, воспитатель направляет их к осмыслению того, что все природные тела с учетом условий могут быть газообразными, жидкими или твердыми. После того, как воспитатель предоставил для экспериментирования необходимый материал, он ставит перед детьми конкретную цель, превращающую манипуляции с объектом проводимого эксперимента в деятельность, что направлена на реализацию определенной задачи. Воспитатель лишь устремляет внимание детей на нужные отношения и связи. И. Фрейдкин в статье «Как знакомить детей с явлениями неживой природы» отмечает: «знакомство с физическими явлениями дает хорошие результаты лишь при постановке простого физического эксперимента – внимание ребенка активизируется на изучаемом физическом свойстве».
В ходе экспериментирования дети обучаются без посторонней помощи проводить анализ явления, искать его причину и формулировать несложные итоги. Осуществленный в ходе непосредственно-образовательной деятельности эксперимент позволяет детям обладать более полной информацией касательно изучаемого явления, увеличивает наглядность и доступность материала, порождает и повышает эффективность процесса ознакомления с объектом или явлением, удовлетворяет естественную любознательность дошкольников. Они видят самые разные свойства изучаемого явления, что положительным образом сказывается на мыслительном процессе.
Будет вполне правильным выделить следующие принципы работы, которые способствуют формированию познавательных интересов у дошкольников:
Принцип проблемности, предполагающий создание воспитателем проблемных ситуаций, решать которые предстоит детям. Это вполне может быть простейшая поисковая деятельность, наблюдение или экспериментирование. Как пример, детям можно предоставить возможность подумать о том, что может случиться с кусочками льда, если их опустить в тазик с водой. Нужно дать дошкольникам возможность сформировать свое мнение. Естественно, что высказывания детей будут абсолютно разными. Такая ситуация буквально вынуждает предложить каждому ребенку проверку своего мнения, иными словами самостоятельно провести эксперимент. Лишь после этого итоги работы необходимо коллективно обсудить и обобщить.
Принцип системности заключается в том, что работу, как уже упоминалось выше, необходимо осуществлять последовательно и регулярно. Сюда же представляется необходимым включить и работу с родителями, которая также должна обладать систематичностью и тщательным планом.
Принцип наглядности состоит в следующем - для того, чтобы достичь целей и задач образования дошкольников, воспитателю необходимо акцентировать внимание лишь на тех явлениях, объектах, процессах, что являются доступными для понимания дошкольников, те, что дети имеют возможность наблюдать в окружающей их среде. Воспитателю необходимо использовать наглядный методический материал, такой как иллюстрации, дидактические игры и пособия, модели, схемы, алгоритмы и иное подобное.
Согласно принципу научности воспитатель должен применять лишь научно-обоснованные приемы. Таковые должны находиться в соответствии с возрастом детей, а также базироваться на психофизиологических особенностях.
Принцип последовательности заключается в том, чтобы подавалась информация, доступная для детского понимания. Она имеет возможность усложняться по ходу изучения объекта и явления.
Принцип деятельности: знания детей пополняются на деятельной основе при помощи действий с объектом или явлением.
Принцип позитивизма заключается в следующем. Работу с детьми нужно строить с применением положительных примеров. Экологическое образование содержит определенные «запреты», связанные с правилами поведения в природе. Наиболее часто дети получают лишь информацию о том, что делать нельзя, а не о том, что делать можно и нужно. Как пример, жуков убивать и собирать нельзя, однако можно наблюдать за ними, цветы рвать запрещается, а любоваться и нюхать их разрешается.
Принцип гуманистичности находится, так сказать, в ответе за личностно-ориентированное обучение ребенка вкупе с его воспитанием. Иными словами, педагогика сотрудничества взрослого и его подопечного. Ребенок согласно данному принципу превращается в равноправного члена обсуждения, а не обучаемого. Лишь с помощью взрослого ребенок сможет почувствовать себя полноправным партнером в общении.
Занятия следует организовывать так, чтобы дети имели возможность говорить своё мнение как можно чаще и больше, при этом могли применять свой опыт и включать воображение.
Когда по ходу обучения ребенок радуется тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился - это свидетельствует о формировании познавательного интереса.
Познавательные действия представляют собой активность детей, с помощью которой они стремятся к получению новых знаний, умений и навыков. Единовременно с этим происходит развитие внутренней целеустремленности и формирование постоянной потребности применения различных способов накопления и увеличения знаний и кругозора.
Познавательная активность есть социально значимое качество личности, которое образуется у дошкольников в разнообразных видах деятельности.
Проблему развития познавательной активности дошкольников поместили в центр внимания педагогов еще очень давно. Педагогической действительностью ежедневно доказывается, что процесс обучения будет эффективнее, когда дошкольник проявит познавательную активность. Это явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности детей в обучении».
Статьи, словари и энциклопедии содержат объяснение понятия «активности», чаще всего формулирующееся при помощи понятия «деятельность», а деятельность, в свою очередь, при помощи активности.
Формирование и развитие личности осуществляется по ходу деятельности, оно находится в зависимости от отношения личности к деятельности действия, здесь возможны различные уровни, различный характер.
Познавательными действиями отражается определенный интерес дошкольников к приобретению новых знаний, умений и навыков, внутренняя целеустремленность и постоянная потребность в применении разных способов действия накопить и расширить знания и кругозор.
Концепцией дошкольного воспитания выделяются главные ориентиры обновления содержания воспитательно-образовательной системы в рамках дошкольного учреждения. Таковая концепция формирует ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, а также на способствование доверительным партнерским отношениям, увеличение кругозора ребенка, редакцию предметной среды, формирование самостоятельности и совместности в деятельности детей согласно их желаний и склонностей.
Развитие детей в организованной среде в большей степени базирует на том, как сильно она вовлекает в жизнь индивидуальный опыт детей, включая опыт, что приобретен по ходу организованного обучения.
Содержание актуальных программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольника. Цели познавательного прогресса стоят на центральном месте. Целостное представление о мире является основой интеллектуального прогресса детей. Представления ребенка отражают в единстве объекты и действия с ними. Оперируя таковым, дети шаг за шагом знакомятся с миром, с таким, каков он есть.
В обучении необходимо принимать во внимание особенности развития ребенка. Познавательный прогресс имеет возможность быть сравненным со спиралью, которая должна увеличиваться и углубляться.
Принято считать, что главные факторы в развитии познавательной активности детей дошкольников:
- личность педагога,
- характер его взаимоотношений с ребенком,
- закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.
Знание ребенка является сложнейшей наукой, а использование таковых в реальности является высоким искусством, требующим от учителя большой самоотдачи, творчества и умения принимать собственные решения.
Цель педагога - сделать трудное привычным, привычное - легким, легкое - приятным.
Возможно ли претворять развитие познавательной активности детей- дошкольников, С.Л. Рубинштейн утверждает, что необходимо заниматься поддержкой формирования интересов детей, предоставлять каждому ребенку аналогичные возможности для освоения сфер жизнедеятельности, поощрять и ориентировать любознательность ребенка, формировать образование потребностей в новых знаниях.
Е. Князева твердо уверена, что процесс познавательной активности необходимо строить, учитывая внутреннее состояние готовности к познавательной деятельности, то есть к поиску впечатлений, что получаются по ходу познавательных действий и операций. По ходу познавательной деятельности нужно способствовать появлению возможности реализовать возрастной потенциал, а также проявить индивидуальность. Нужно обучать не просто усвоению материала, а познанию мира, обеспечивать наличие активного диалога. Необходимо не забывать, что не будет лишним поиск ответов на вопросы, нельзя останавливаться на достигнутом.
Итак, главные условия для формирования познавательных действий детей:
- интересы и потребности детей; осмысление и осознание себя в окружающем мире; индивидуальность каждого ребенка; средства и способы добывания знаний.
Итак, познавательные интересы формируются у детей дошкольного возраста в ходе знакомства, происходящего в образовательном процессе при участии детей наравне со взрослыми. Ребенку предоставляют максимально возможную самостоятельность для демонстрации своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира путем экспериментирования, наблюдений.
В основе всегда должны располагаться самостоятельные действия ребенка, которые развивают все его способности, а особенно интеллектуальные. Ребенок должен быть заинтересован в том, что он делает. А интерес к сути занятия всегда объединен с новизной материала, сменой определенных видов деятельности, наглядной стороной обучения и игровыми элементами. Интерес воздействует на всестороннее формирование личности ребенка.
Подводя итог, следует сказать, что познавательный интерес в общем понимании имеет возможность быть охарактеризованным как избирательная деятельность человека, направленная на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, включая его познавательные способности.
Характерная черта познавательного интереса - способность обогащать и активизировать процессы как познавательной, так и любой деятельности человека, ведь прекрасно известно, что познавательным началом обладает каждая из них. Значительное свойство познавательного интереса - в его центре стоит познавательная задача, которая требует от человека активности, поисковой и творческой работы, а не банальной ориентированности на новизну и неожиданность.