Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие познавательных процессов на уроках у детей с нарушениями зрения и интеллектуальными нарушениями условиях ФГОС | Шерстюк Ксения Александровна. Работа №347106

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена вопросам развития познавательных процессов у детей с нарушениями зрения и интеллектуальными нарушениями в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Рассматриваются особенности восприятия, мышления и памяти у данной категории детей, а также эффективные методы и подходы к обучению. Включены примеры практических заданий и игр, направленных на стимулирование познавательной активности. Подчеркивается важность индивидуализации обучения и создания доступной образовательной среды.

Ключевые слова: Познавательные процессы, нарушения зрения, интеллектуальные нарушения, ФГОС, методы обучения, индивидуализация, доступная образовательная среда.

 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ НА УРОКАХ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Шерстюк Ксения Александровна, Учитель КШИ
ГБОУ ЛНР Республиканский учебно-реабилитационный центр
Аннотация: Статья посвящена вопросам развития познавательных процессов у детей с нарушениями зрения и интеллектуальными нарушениями в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Рассматриваются особенности восприятия, мышления и памяти у данной категории детей, а также эффективные методы и подходы к обучению. Включены примеры практических заданий и игр, направленных на стимулирование познавательной активности. Подчеркивается важность индивидуализации обучения и создания доступной образовательной среды.
Ключевые слова: Познавательные процессы, нарушения зрения, интеллектуальные нарушения, ФГОС, методы обучения, индивидуализация, доступная образовательная среда.
Развитие познавательных процессов у детей с нарушениями зрения и интеллектуальными нарушениями — одна из важнейших задач дефектологического образования. Эти дети сталкиваются с серьезными трудностями в обучении, поэтому необходимы особые подходы, соответствующие современным требованиям ФГОС. Основная цель — создать условия для развития их познавательной активности, что в свою очередь поможет повысить уровень их самостоятельности и успешности в обучении.
Существуют специфические особенности познавательных процессов у детей с нарушениями зрения. Их восприятие окружающего мира часто ограничено, что затрудняет освоение знаний и навыков. Для таких детей важно использовать многообразные сенсорные стимулы, которые активируют другие каналы восприятия — слух, осязание и обоняние. Например, на занятиях можно использовать тактильные материалы, ароматические карты и звуковые игрушки, чтобы сделать обучение более доступным и интересным.
Интеллектуальные нарушения также в значительной степени влияют на процесс обучения. Дети с легкой умственной отсталостью могут испытывать трудности в понимании абстрактных понятий, решении задач и организации своего учебного процесса. Поэтому необходимо использовать наглядные, конкретные и доступные методы обучения. Это может включать в себя использование моделей, картинок и схем, которые помогут детям визуализировать информацию и лучше её запоминать.
При реализации ФГОС важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуализация обучения предполагает адаптацию учебного материала и методов работы под конкретные нужды ученика. Например, для детей с сильными нарушениями зрения можно использовать специальные материалы, напечатанные шрифтом Брайля, а для детей с легкими нарушениями — аудиозаписи и электронные книги с возможностью озвучивания текста. Это позволяет каждому ребенку получить доступ к образовательным ресурсам на своём уровне восприятия.
Важным элементом в развитии познавательных процессов является использование активных методов обучения. Игровые формы работы не только делают занятия более увлекательными, но и способствуют лучшему усвоению материала. Например, можно организовать игру на распознавание форм и цветов, используя тактильные карточки и предметы. Дети могут работать в группах, что также способствует развитию социальных навыков и взаимодействию с другими детьми.
Эффективными методами являются сенсомоторные игры, которые активируют не только познавательные, но и двигательные навыки. Например, игра "Что это?" подразумевает использование различных предметов, которые дети могут трогать и описывать, что развивает их словарный запас и умение выражать свои мысли. Важно, чтобы такие игры были разнообразными и включали элементы сюрприза, чтобы поддерживать интерес детей к обучению.
Ключевым моментом является создание доступной образовательной среды. Это включает не только использование специализированных материалов, но и организацию пространства в классе, чтобы оно было удобным для передвижения детей с нарушениями зрения. Например, можно использовать цветные коврики для обозначения различных зон, что поможет детям ориентироваться в пространстве. Также важно обеспечить наличие необходимого оборудования, например, увеличительных стекол или электронных устройств, которые помогут детям лучше воспринимать информацию.
На занятиях можно внедрять технологии, которые поддерживают процесс обучения. Использование планшетов и компьютеров с адаптивным программным обеспечением позволяет детям самостоятельно изучать материал в интерактивной форме. Это не только способствует развитию их познавательных процессов, но и помогает формировать навыки работы с современными технологиями, что является важным аспектом их будущей социализации.
Кроме того, важно взаимодействие с родителями и семьей. Проведение семинаров и консультаций для родителей помогает им понять, как поддерживать своих детей в обучении, какие методы использовать в домашних условиях и как создать стимулы для развития познавательной активности. Это взаимодействие укрепляет связь между домом и учебным заведением, что положительно сказывается на общем развитии ребенка.
Таким образом, развитие познавательных процессов у детей с нарушениями зрения и интеллектуальными нарушениями требует комплексного подхода, который учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка и включает разнообразные методы и техники обучения. Реализация ФГОС в данной области создает новые возможности для улучшения качества образования, способствуя более успешной социализации и интеграции этих детей в общество. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и его развитие зависит от условий, в которых он обучается, и от методов, которые применяются в процессе обучения.
Список литературы
Алентьева Е.А. Особенности развития психических процессов у детей с проблемами в интеллектуальном развитии // Проблемы педагогики. 2017. №3 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-psihicheskih-protsessov-u-detey-s-problemami-v-intellektualnom-razvitii
Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Особенности познавательной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. №47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-poznavatelnoy-deyatelnosti-shkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников с ограниченными возможностями здоровья // КНЖ. 2016. №1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-shkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×