Развитие познавательных процессов, творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста через использование ТИКО – моделирования | Румынина Ксения Григорьевна. Работа №351947
Развитие познавательных процессов, креативных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование ТИКО – моделирования в образовательной деятельности.
Инновационная идея проекта заключается:- в оптимизации, структурировании новых форм, моделей, технологий образовательной деятельности;
- в изменении подходов к организации конструктивной, познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности детей,
- во внедрении в образовательный процесс современных комплексов игрового оборудования нового поколения.
Технология«Тико - моделирование» позволяет эффективно и последовательно, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, развивать, логическое мышление, память, внимание, творческие способности детей.
Принципы
- принцип психологической комфортности: создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебной деятельности;
- принцип природосообразности: образовательная деятельность строится согласно логике (природе) развития личности ребенка;
- принцип индивидуализации: создаются условия для наиболее полного появления индивидуальности, как ребенка, так и педагога.
Создание образовательного пространства,
способствующего развитию познавательного интереса, способностей в процессе конструктивно – модельной деятельности воспитанников посредством технологии ТИКО-моделирования.
- развитие у дошкольников мотивационной сферы – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;
- развитие у детей регулятивной структуры самостоятельной деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы, развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие восприятия, памяти, воображения, мышления, речи и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и пр.);
- создание условий для творческой самореализации на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие умения мыслить критически, нестандартно, путем решения проблемных задач с разными вариантами ответов, установления причинно – следственных связей объектов и предметов;
- обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной, успешной адаптации детей в школе.
Получение дошкольниками конструкторских навыков; умение применять знания и мыслить логически.
Увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к техническому творчеству.
Увеличение количества детей, имеющих навыки практической деятельности, необходимой для ведения
Освоение педагогами новых технологий в ходе реализации проекта
Организационный этап. (Август -сентябрь – 2023)
Изучение возможностей внедрения в образовательный процесс ДОУ.
Анализ состояния специализированной образовательной среды, выявление проблемы.
Разработка инновационного проекта. Постановка цели, задач, разработка плана реализации проекта
Этап реализации (Сентябрь 2023 – Май 2024):
Организация форм работы с воспитанниками по теме проекта. Практическое осуществление деятельности: подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента; осуществление корректировки программы экспериментальной деятельности. Использование разнообразных форм в работе с родителями
Завершающий этап (Май 2024г)
Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
1. Обеспечение качества образования (образовательная деятельность, воспитательная система).
2. Повышение рейтинга, имиджа учреждения, качества предоставляемых образовательных услуг.
3. Реализация инновационной деятельности, повышение профессиональной компетентности педагогов: индивидуальный инновационный стиль педагогической деятельности, повышение методической, психологической, исследовательской, педагогической культуры педагога.
4. Реализация приоритетных направлений и стратегий государственной политики в области образования.
5. Внедрение в образовательную деятельность ДОУ развивающих технологий нового поколения, способствующих развитию креативного мышления детей дошкольного возраста.
1. Расширение спектра образовательных услуг по формированию технических навыков
2. Широкое вовлечение родителей в решение проблемы.
3. Активное использование наработок проекта педагогами ДОУ в своей деятельности
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Развитие познавательных процессов, творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста через использование ТИКО – моделирования в образовательной деятельности».
Автор:
Румынина Ксения Григорьевна., воспитатель
г. Саров
2024 г.
Информационная карта
1
Наименование инновационного педагогического опыта или инновации
Развитие познавательных процессов, креативных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование ТИКО – моделирования в образовательной деятельности.
2
Автор и (или) авторы-участники инновационного проекта
Румынина Ксения Григорьевна
3
Форма представления инновации (проект, программа,
инновационная методическая разработка и т.п.)
Инновационный проект
4
Сектор применения инновации
Развитие дошкольников
5
Инновационная идея
Инновационная идея проекта заключается:
- в оптимизации, структурировании новых форм, моделей, технологий образовательной деятельности;
- в изменении подходов к организации конструктивной, познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности детей,
- во внедрении в образовательный процесс современных комплексов игрового оборудования нового поколения.
6
Сроки реализации
2023-2024 учебный год
7
Обоснование актуальности
Технология«Тико - моделирование» позволяет эффективно и последовательно, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, развивать, логическое мышление, память, внимание, творческие способности детей.
8
Методологическая база и принципы
Принципы
принцип психологической комфортности: создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебной деятельности;
- принцип природосообразности: образовательная деятельность строится согласно логике (природе) развития личности ребенка;
- принцип индивидуализации: создаются условия для наиболее полного появления индивидуальности, как ребенка, так и педагога.
9
Цель
Создание образовательного пространства,
способствующего развитию познавательного интереса, способностей в процессе конструктивно – модельной деятельности воспитанников посредством технологии ТИКО-моделирования.
10
Задачи
- развитие у дошкольников мотивационной сферы – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;
- развитие у детей регулятивной структуры самостоятельной деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы, развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие восприятия, памяти, воображения, мышления, речи и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и пр.);
- создание условий для творческой самореализации на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие умения мыслить критически, нестандартно, путем решения проблемных задач с разными вариантами ответов, установления причинно – следственных связей объектов и предметов;
- обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной, успешной адаптации детей в школе.
11
Планируемые результаты
Получение дошкольниками конструкторских навыков; умение применять знания и мыслить логически.
Увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к техническому творчеству.
Увеличение количества детей, имеющих навыки практической деятельности, необходимой для ведения
Освоение педагогами новых технологий в ходе реализации проекта
12
Основные этапы реализации
Организационный этап. (Август -сентябрь – 2023)
Изучение возможностей внедрения в образовательный процесс ДОУ.
Анализ состояния специализированной образовательной среды, выявление проблемы.
Разработка инновационного проекта. Постановка цели, задач, разработка плана реализации проекта
Этап реализации (Сентябрь 2023 – Май 2024):
Организация форм работы с воспитанниками по теме проекта. Практическое осуществление деятельности: подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента; осуществление корректировки программы экспериментальной деятельности. Использование разнообразных форм в работе с родителями
Завершающий этап (Май 2024г)
Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
13
Практическая значимость проекта.
1. Обеспечение качества образования (образовательная деятельность, воспитательная система).
2. Повышение рейтинга, имиджа учреждения, качества предоставляемых образовательных услуг.
3. Реализация инновационной деятельности, повышение профессиональной компетентности педагогов: индивидуальный инновационный стиль педагогической деятельности, повышение методической, психологической, исследовательской, педагогической культуры педагога.
4. Реализация приоритетных направлений и стратегий государственной политики в области образования.
5. Внедрение в образовательную деятельность ДОУ развивающих технологий нового поколения, способствующих развитию креативного мышления детей дошкольного возраста.
14
Перспективы развития инновации проекта после его реализации.
1. Расширение спектра образовательных услуг по формированию технических навыков
2. Широкое вовлечение родителей в решение проблемы.
3. Активное использование наработок проекта педагогами ДОУ в своей деятельности
Содержание
1. Обоснование проекта……………………………………………………........6
1.1. Актуальность……………………………………………………….……….6
1.2. Гипотеза ………. ………………………………..…………………..….. .7
2. Цели и задачи……………………………………………………………..…...7
3. Инновационность проекта …………………………………………………. .8
4. Практическая значимость ………………………………................................ 9
5. Этапы проекта……………….……………………………… ……………......9 6. Механизм реализации проекта………………………………………………10
7. Оценка эффективности проекта.…………………………….…..…............. 12
8. Планируемые результаты……………………………………….……..........12
9. Вероятные риски и способы их компенсации………………………………13
10.Перспективы развития инновации идеи проекта…………………………. 13
11. Литература…………………………………………………………………...14
1. Обоснование проекта.
1.1 Актуальность.
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение предается дошкольному образованию, так как именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности - вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом. Важно получение ребенком нового опыта понимания окружающего мира, создающего особенный тип мышления –исследовательский, творческий, креативный, научно-технический, что требуетразвития вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка. Кроме этого оптимальными условиями для развития детей старшего дошкольного возрастаявляется возможность изучать окружающий мир самостоятельно, в рамках организованнойразвивающей среды, при наличии необходимого руководства. Именно всем этим требованиям соответствует эффективная инновационная технология «Тико — моделирование».
Данная технология, предоставляя широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми, в игровой, коммуникативной, непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности ребенка, способствует становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия. Таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Технология«Тико - моделирование» позволяет эффективно и последовательно, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, развивать, логическое мышление, память, внимание, креативные способностей детей. Ребенок приобретает умение ориентироваться в пространстве, определенные комбинаторные и конструкторские навыки. Все это способствует дальнейшей успешной самореализации и содействует развитию личности ребенка-дошкольника.
Кроме того, актуальность технологии «ТИКО - моделирование»значима так как, объединяя игру с образовательной деятельностью, предоставляет возможность детям и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детям с опережающим развитием развиваться, обучаться каждому в своем темпе. Исходя из значимости актуальности использования технологии «Тико — моделирование», возникла идея проекта, которая заключается в применении данной инновации в содержании обучения и развития детей старшего дошкольного возраста.
Данный проект можно рассматривать как опыт по организации образовательного процесса старших и подготовительных групп ДОУ с использования технологии «Тико — моделирование». Он включает в себя разнообразные формы и виды организации детской деятельности. Для реализации проекта используются интегративные подходы, что позволяет сформировать у детей опыт получения знаний посредством актуализации его представлений из мира науки, современной техники.
Проект находится в едином содержательном поле с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Это касается задач по формированию у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и моделированию, развития их нравственных, интеллектуальных, качеств и целевых ориентиров, таких как обладание знаниями о научном мире, знакомство с объектами окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.).
1.2. Гипотеза
Если создать в образовательной организации оптимальные условия для самореализации воспитанников старшего дошкольного возраста в конструктивно – модельной деятельности с использованием различных видов конструктора «ТИКО», то это позволит обеспечить развитие их познавательных процессов, способностей.
2. Цели и задачи
Цель. Создание образовательного пространства для детей старшего дошкольного возраста, способствующего развитию познавательного интереса, способностей в процессе конструктивно – модельной деятельности воспитанников посредством технологии «ТИКО - моделирования».
Задачи:
- развитие у дошкольников мотивационной сферы – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;
- развитие у детей регулятивной структуры самостоятельной деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы, развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие восприятия, памяти, воображения, мышления, речи и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и пр.);
- создание условий для творческой самореализации на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие умения мыслить критически, нестандартно, путем решения проблемных задач с разными вариантами ответов, установления причинно – следственных связей объектов и предметов;
- обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной, успешной адаптации детей в школе.
Для педагогов и родителей:
1. Формирование навыков сотрудничества детей, педагогов, родителей как равных субъектов воспитательно - образовательного процесса.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ – участников реализации проекта.
3. Инновационность проекта.
Инновационность проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения в образовательный процесс старших и подготовительных групп ДОУ. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются развивающие, воспитательные и образовательные задачи. Организация процесса с использованием конструктора ТИКО обеспечивает высокую степень индивидуализации, поддержку детской инициативы, самостоятельности и успешности на данном этапе его развития.
Инновационная идея проекта заключается:
- в оптимизации, структурировании новых форм, моделей, технологий образовательной деятельности;
- в изменении подходов к организации конструктивной, познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности детей,
- во внедрении в образовательный процесс современных комплексов игрового оборудования нового поколения.
4. Практическая значимость проекта.
Практическая значимость проекта определяет сферу применения продукта проекта.
1. Обеспечение качества образования (образовательная деятельность, воспитательная система).
2. Повышение рейтинга, имиджа учреждения, качества предоставляемых образовательных услуг.
3. Реализация инновационной деятельности, повышение профессиональной компетентности педагогов: индивидуальный инновационный стиль педагогической деятельности, повышение методической, психологической, исследовательской, педагогической культуры педагога.
4. Реализация приоритетных направлений и стратегий государственной политики в области образования.
5. Внедрение в образовательную деятельность ДОУ развивающих технологий нового поколения, способствующих развитию креативного мышления детей дошкольного возраста.
Данный опыт по использованию технологии «ТИКО – моделирования» может воспроизводиться во всех старших и подготовительных группах детского сада.
5.Этапы реализации проекта
Все виды работ проекта разделены на три этапа.
№п/п
Этап
Наименование мероприятия
Краткое описание содержания
Сроки
1
Подготовительный
Выявление проблемы, создание нормативной базы
проекта
Изучение возможностей внедрения в образовательный процесс ДОУ.
Анализ состояния специализированной образовательной среды, выявление проблемы.
Разработка инновационного проекта. Постановка цели, задач, разработка плана реализации проекта
Август -
сентябрь - 2023
2
Основной (внедренческий)
Проведение мероприятий по теме проекта для всех участников образовательной деятельности
Организация форм работы с воспитанниками по теме проекта. Практическое осуществление деятельности: подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента; осуществление корректировки программы экспериментальной деятельности. Использование разнообразных форм в работе с родителями
Сентябрь 2023 -май 2024
3
Заключительный (обобщающий)
Систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентации полученных результатов.
Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
Май2024
6. Механизм реализации проекта.
6.1.Психолого-педагогические условия:
Реализация проекта предполагает наличие следующих психолого-педагогических условий:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
- обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;
- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т. е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями
- сбалансированность репродуктивной деятельности (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной деятельности (производящей субъективно новый продукт), в детской познавательной, исследовательской, творческой деятельности;
- вовлечение семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка;
- развитие профессиональных компетентностей педагогов в аспекте развития способностей воспитанников посредством «ТИКО – моделирования».
6.2.Концептуальные подходы к реализации проекта
Личностно-
деятельностный
подход.
Взаимоотношения педагогов и детей строятся в форме сотрудничества. Ведущая роль в работе с детьми принадлежит активным методам и приемам обучения.
Системный подход
Наличие системы педагогического воздействия на ребенка, обеспечивающей развитие динамической и содержательной стороны познавательной активности.
С помощью технологии «ТИКО - моделирование»формируются обучающие задания разного уровня. Каждый ребёнок может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным. Разбивка заданий по блокам с усложнением задач планируется с учетом, как начального уровня знаний детей, так и в процессе обучения с учетом усвоения материала.
Эффективность обучения зависит и от организации образовательной деятельности, проводимой с применением следующих методов.
Метод
1.
Объяснительно-иллюстративный
- предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
2.
Эвристический
- метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
3.
Проблемный
- постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
4.
Репродуктивный
- воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
5.
Частично - поисковый
- решение проблемных задач с помощью педагога;
6.
Поисковый
– самостоятельное решение проблем;
7.
Метод проблемного изложения
- постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении;
8
Практический
-использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы
9.
Информационно-рецептивный
-обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа).
10.
Игровой
Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
7. Оценка эффективности проекта.
Оценить эффективность проекта позволяют сравнительные показатели психологической и педагогической диагностики. Психологическая диагностика развития познавательных процессов проводится педагогом-психологом с использованием определенного набора методик, состав которых зависит от конкретных задач обследования.
Планируемые результаты представляет не только в конкретных образовательных достижениях воспитанников, но и в виде базовых характеристик личностного развития и базовых компетенций ребенка.
- ребенок способен к волевым усилиям, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими.
8. Планируемые результаты (в т.ч. выраженные в методической продукции).
Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в ДОО условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе «ТИКО - моделирования» в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и расширения границ социализации ребёнка в обществе.
Создание модели формирования навыков инженерно-технического творчества дошкольников посредством внедрения «ТИКО» технологии в образовательное пространство ДОУ.
Получение дошкольниками конструкторских навыков; умение применять знания и мыслить логически.
Увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к техническому творчеству.
Увеличение количества детей, имеющих навыки практической деятельности, необходимой для ведения
Освоение педагогами новых технологий в ходе реализации проекта
Систематизирование, обобщение опыта работы по внедрению и использованию «ТИКО- моделирования» в образовательном процессе.
Перспективное планирование образовательной деятельности с использованием «ТИКО- моделирования» в старшей и подготовительной к школе группах.
9. Предполагаемые риски при реализации инновационного проекта и предполагаемая возможность их устранения
Вероятные риски
Пути преодоления
Разные уровни стартовых возможностей детей (индивидуально-личностные
особенности, уровень развития интеллектуальных и физических качеств и т.д.).
Индивидуальный подход,
работа в зоне ближайшего
развития, сочетание
традиционных и
современных форм и методов работы, психологическое сопровождение.
Недостаточное программно-методическое обеспечение
Изучение опыта работы других педагогов по данной теме, интернет – ресурсы
Незаинтересованность детей и родителей темой проекта
Использование разнообразных форм работы с родителями для приобщения родителей к проектной деятельности
10. Перспективы развития инновации проекта после его реализации.
1. Расширение спектра образовательных услуг по формированию технических навыков
2. Широкое вовлечение родителей в решение проблемы.
3. Активное использование наработок проекта педагогами ДОУ в своей деятельности
Литература
Логинова И.В. «ТИКО – мастера». Программа дополнительного образования.
для детей 3 – 7 лет. Режим доступа: http://www.ticorantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/programma_dopolniteln
ogo_obrazovaniya_detey_tiko_mastera/.(Дата обращения: 15.11.2018).
Логинова И.В.Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ООО НПО «РАНТИС», 2014
Методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО Интернет-ресурсы / (ТИКО:программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.) Режим доступа: http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ (Дата обращения: 15.11.2018)
Фрейлах Н.И. «Методика математического развития» М.: Форум, 2015
www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ Интернет-ресурсы
(методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО)
Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС ДО» - ИПЦ Маска, 2013
Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008
Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-нийи фак. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014
Заведующий _______________________Н.С.Денисо