Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья | Гаман Ксения Владимировна. Работа №348835
Аннотация. Статья рассматривает методы и подходы к развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях детского сада. Рассматриваются особенности развития внимания, памяти, мышления и речи у дошкольников с ОВЗ и приводятся примеры эффективных методов, применяемых учителем-дефектологом. Особое внимание уделяется адаптации методов для детей разного возраста и уровня подготовленности, а также индивидуализации работы, направленной на стимулирование познавательной активности и укрепление личностного потенциала.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, познавательные процессы, дошкольное образование, внимание, память, мышление, адаптация, индивидуализация.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Гаман Ксения Владимировна, учитель-дефектолог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №3", пгт. Ревда
Аннотация. Статья рассматривает методы и подходы к развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях детского сада. Рассматриваются особенности развития внимания, памяти, мышления и речи у дошкольников с ОВЗ и приводятся примеры эффективных методов, применяемых учителем-дефектологом. Особое внимание уделяется адаптации методов для детей разного возраста и уровня подготовленности, а также индивидуализации работы, направленной на стимулирование познавательной активности и укрепление личностного потенциала.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, познавательные процессы, дошкольное образование, внимание, память, мышление, адаптация, индивидуализация.
Развитие познавательных процессов является одной из приоритетных задач в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении. Воспитанники с ОВЗ, в силу особенностей психофизического развития, нередко сталкиваются с трудностями в овладении базовыми когнитивными навыками, что требует особого подхода к организации образовательного процесса. В этом контексте работа дефектолога направлена не только на расширение знаний и умений, но и на создание условий для раскрытия познавательных способностей каждого ребёнка с учетом его индивидуальных особенностей.
Особое внимание в процессе развития познавательных способностей уделяется формированию устойчивого внимания и концентрации, которые играют важную роль в познавательной деятельности. Внимание у детей с ОВЗ часто отличается неустойчивостью, сложности вызывает как сам процесс удержания внимания на задании, так и его переключение. Для решения данной задачи эффективно используются игровые методы с привлечением ярких и наглядных образов, звуков, тактильных ощущений. Например, в игре с яркими геометрическими фигурами дети учатся фиксировать взгляд и удерживать внимание на предмете в течение короткого времени.
Важным элементом работы с детьми с ОВЗ является развитие памяти, так как ее особенности также существенно влияют на способность ребёнка к обучению. У многих детей с ОВЗ отмечается замедленный процесс запоминания и сниженная способность к воспроизведению информации. Это требует применения методов мнемотехники, простых схем и последовательностей действий, а также многократного повторения и закрепления изученного материала. Учитель-дефектолог может применять методики, основанные на визуализации, как, например, использование наглядных карточек с картинками, которые помогают детям лучше усваивать информацию.
Развитие мышления у детей с ОВЗ является еще одной значимой задачей в работе дефектолога. Мышление, как процесс познания и анализа окружающего мира, позволяет ребёнку постепенно осознавать связи и закономерности, строить причинно-следственные цепочки. Важно учитывать, что процесс мышления у детей с ОВЗ может протекать медленнее, а выполнение сложных логических операций вызывает у них затруднения. Для развития логического мышления учитель-дефектолог может использовать упражнения на сравнение и сопоставление предметов, выделение общих и отличительных признаков, что помогает ребенку осваивать базовые принципы классификации. Для более старших детей можно усложнить задания, предложив, например, найти сходства и различия между определенными предметами или изображениями. Таким образом, логические задачи, адаптированные по уровню сложности, играют важную роль в активизации познавательной активности ребёнка.
Среди других задач, требующих особого внимания, – развитие речи, поскольку речевые навыки тесно связаны с общей познавательной деятельностью. Формирование речи у детей с ОВЗ затруднено, и дефектологу необходимо создать условия, способствующие освоению детьми навыков понимания и воспроизведения речи. Основными методами являются артикуляционные упражнения, развитие фонематического слуха и словарного запаса, а также работа над грамматическим строем речи. Примерами занятий может служить использование звукоподражательных игр, которые помогают детям запоминать простые звуки и слова, и чтение стихов с интонацией. В работе с детьми старшего дошкольного возраста полезно вводить ролевые игры, направленные на расширение речевого запаса и стимулирование развития речи, что положительно сказывается на развитии коммуникативных навыков.
Важным фактором успешного развития познавательных процессов у детей с ОВЗ является создание комфортной и безопасной обстановки, в которой ребёнок может проявлять свои индивидуальные способности. Работа дефектолога направлена на формирование у детей положительного опыта в познавательной деятельности, который формирует интерес и уверенность в себе. В процессе взаимодействия с ребёнком важно оказывать поддержку, поощрять его самостоятельные шаги и создавать условия для его самовыражения. Для этого могут использоваться упражнения, предполагающие творческое начало, например, рисование или лепка, которые способствуют развитию воображения и самостоятельного мышления. Важно, чтобы педагог помогал ребёнку не только воспринимать информацию, но и проявлять к ней интерес, что способствует лучшему освоению материала и готовит его к успешному обучению на следующем этапе образовательной деятельности.
При организации образовательной деятельности дефектолог должен учитывать уровень подготовки и индивидуальные особенности каждого ребёнка с ОВЗ. Применение специальных методик позволяет сделать процесс обучения более доступным и результативным, а адаптированные задания и упражнения позволяют стимулировать познавательную активность детей. К примеру, для детей с нарушением слуха широко применяются методы наглядного моделирования и жестового сопровождения, что позволяет им эффективнее воспринимать информацию. Для детей с нарушениями зрения применяются аудиальные методы, где дефектолог акцентирует внимание на звуковом восприятии, развивая таким образом их способность запоминать и анализировать информацию.
Таким образом, задача дефектолога в развитии познавательных процессов у детей с ОВЗ заключается в создании адаптированной образовательной среды, способствующей формированию базовых когнитивных навыков. Комплексный подход к развитию познавательных процессов способствует постепенной социализации ребёнка с ОВЗ, укреплению его уверенности и успешной подготовке к школьному обучению, что позволяет интегрировать его в общество и раскрыть потенциал на каждом этапе развития.
Список литературы
1. Антонова Т. В. Особенности развития воображения детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. В. Антонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 249-251.
2. Ханвердиева М. Р. Развитие познавательных и умственных способностей у детей 4–5 лет / М. Р. Ханвердиева, И. В. Епифанцева, О. А. Шубенкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 125-133.