Развитие познавательных способностей через опытно-экспериментальную деятельность | Юсупова Лариса Константиновна. Работа №331628
В современной стране наблюдается значительное обновление системы образования, укрепляется ее культурологический и развивающий потенциал. В данном контексте дошкольное образование призвано способствовать саморазвитию и самореализации ребенка, а также развитию его исследовательской инициативы. В связи с этим, актуальной проблемой является научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности у дошкольников, что требует теоретического и практического решения, а также создания системы мероприятий для организации экспериментирования. Эксперименты имеют положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, способствуют развитию его творческих способностей и позволяют увидеть различные аспекты изучаемого объекта, его взаимосвязи с окружающей средой. В ходе эксперимента ребенок активно использует свою память, а также развивает мыслительные процессы, так как вынужден проводить операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость формулировать выводы и делать отчеты стимулирует развитие речи. В результате не только расширяются знания ребенка, но и формируется его когнитивный аппарат, который включает в себя умственные приемы и операции.
Тема статьи: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»
Воспитатель МДОУ №118 г. Магнитогорск: Юсупова Л. К.
В современной стране наблюдается значительное обновление системы образования, укрепляется ее культурологический и развивающий потенциал. В данном контексте дошкольное образование призвано способствовать саморазвитию и самореализации ребенка, а также развитию его исследовательской инициативы. В связи с этим, актуальной проблемой является научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности у дошкольников, что требует теоретического и практического решения, а также создания системы мероприятий для организации экспериментирования.
Эксперименты имеют положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, способствуют развитию его творческих способностей и позволяют увидеть различные аспекты изучаемого объекта, его взаимосвязи с окружающей средой. В ходе эксперимента ребенок активно использует свою память, а также развивает мыслительные процессы, так как вынужден проводить операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость формулировать выводы и делать отчеты стимулирует развитие речи. В результате не только расширяются знания ребенка, но и формируется его когнитивный аппарат, который включает в себя умственные приемы и операции.
Проведение детского экспериментирования тесно связано с другими видами деятельности, такими как наблюдение, развитие речи и изобразительная деятельность. Развитие изобразительных способностей позволяет более точно отобразить результаты природоведческого опыта, а также углубить понимание изучаемого объекта. Кроме того, проведение экспериментов способствует формированию элементарных математических представлений. В процессе опытов дети постоянно считают, измеряют, сравнивают и определяют форму и размеры, что придает реальную значимость математике и способствует ее осознанию. Обладание математическими навыками также облегчает проведение экспериментов.
Учитывая вышеизложенное, можно уверенно сказать, что проблема детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является актуальной и перспективной, однако она до сих пор мало используется в методике обучения. Именно поэтому я выбрал данную тему для изучения и внедрения в работу с воспитанниками.
Концептуальность данного опыта проявляется в использовании комплексного подхода, объединяющего элементы как известных, так и современных методик детского экспериментирования. Этот опыт отличается структурированием практического и диагностического материала, а также ориентирован на старших дошкольников.
Принципы, на которых основывается данный опыт, включают:
1. Принцип научности, который подразумевает использование научно обоснованных и проверенных методик познания. Содержание работы соответствует принципам возрастной психологии и дошкольной педагогики, а также может быть применимо в практике дошкольного образования.
2. Принцип целостности, основанный на комплексном подходе к организации исследовательской деятельности. Этот принцип включает решение задач в совместной работе педагогов, детей и родителей.
3. Принцип систематичности и последовательности, который обеспечивает единое развитие дошкольников в процессе исследовательской деятельности. Он предусматривает повторение тем во всех возрастных группах, что позволяет применить усвоенные знания на следующем этапе развития и формирует у детей устойчивые стереотипы.
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания, который придает приоритет саморазвитию личности ребенка и обеспечивает его психологическую защищенность, комфорт и возможность самореализации с учетом индивидуальных особенностей.
5. Принцип доступности, который предусматривает адекватные возрасту формы обучения дошкольников. Он предполагает совместную деятельность взрослых и детей, а также самостоятельную деятельность воспитанников.
6. Принцип активного обучения, который ставит передаваемые через детскую деятельность знания выше готовых фактов и способствует собственным открытиям и узнаванию нового.
Таким образом, предлагаемый опыт отличается своеобразием и новизной, и предполагает использование комплексного подхода, основанного на вышеуказанных принципах.