Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях ФГОС | Галина Александровна Павлова. Работа №295366
Автор: Галина Александровна Павлова
В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие инициативы, ответственности личности как условия её самоактуализации», то есть стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, в том числе и познавательной активности.
Развитие личности - это процесс становления готовности человека к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими задачами различного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранее достигнутого.
Ученик сегодня должен быть не столько эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать информацию адекватно к конкретной ситуации. На уроках и внеклассных мероприятиях формируется умение работать самостоятельно и оказывать помощь товарищам. Обучаясь общению, школьники учатся учиться, компенсируют собственную неумелость с помощью других людей: учителя, одноклассников, родителей. В процессе совместной деятельности формируются такие качества, как доброжелательность, взаимопомощь, добросердечность, навыки самоконтроля.
Выступление на заседании ШМО 2017-2018 учебного года
учителя начальных классов Павловой Г.А.
по теме:
«Развитие познавательных способностей младших школьников
в условиях реализации ФГОС»
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».
Ш.А. Амонашвили.
В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие инициативы, ответственности личности как условия её самоактуализации», то есть стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, в том числе и познавательной активности.
Развитие личности - это процесс становления готовности человека к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими задачами различного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранее достигнутого.
Ученик сегодня должен быть не столько эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать информацию адекватно к конкретной ситуации. На уроках и внеклассных мероприятиях формируется умение работать самостоятельно и оказывать помощь товарищам. Обучаясь общению, школьники учатся учиться, компенсируют собственную неумелость с помощью других людей: учителя, одноклассников, родителей. В процессе совместной деятельности формируются такие качества, как доброжелательность, взаимопомощь, добросердечность, навыки самоконтроля.
Личностное развитие означает, что растущий человек постепенно учится управлять на основе интересов и потребностей своим поведением, ставить и решать сложные задачи, находить пути их решения, становиться субъектом учебной деятельности, а потом собственной жизни.
В современных условиях учителю начальных классов приходится решать целый комплекс профессиональных проблем. С одной стороны добиться соответствия знаний, умений и навыков школьников требованиям учебных программ, независимо от способностей их усвоить, с другой стороны создать комфортность пребывания школьника в классе и в школе и создавать оптимальные возможности для интеллектуального развития всех учеников в классе.
Что же такое познавательная активность?
« Познавательная активность – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности».
Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития.
Существуют объективные показатели уровня познавательной активности. К ним относятся: стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д.
Все это дает возможность выделить следующие уровни проявления активности: нулевой, относительно-активный, исполнительно-активный и творческий. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на относительно-активный и т.д..
Учащимся с нулевым уровнем познавательной активности несвойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой учеников нужно помнить о том, что они медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно. В момент ответа не стоит перебивать их или задавать неожиданные каверзные вопросы.
Для учащихся с относительно-активным уровнем познавательной деятельности характерна заинтересованность только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычными приемами преподавания. Такие ученики с желанием приступают к новым видам работы, однако, при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Стратегия учителя в работе с относительно активными учащимися заключается в том, чтобы помочь им включиться в учебную деятельность. Но и поддерживать для них эмоционально-актуальную атмосферу на протяжении всего урока.
Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Они всегда выполняют домашние задания, помогают учителям, главное в них - стабильность и постоянство. Именно на данную категорию учащихся опирается учитель при изучении новой (непростой) темы; именно эти школьники выручают учителя в трудных учебных ситуациях (открытые уроки). Однако и у этих учащихся есть свои проблемы. Кажущаяся легкость, с которой им дается учеба – результат более ранних усилий ученика: умение сосредоточиться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить всю эту цепочку. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост. Если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Основная стратегия учителя в работе с учащимися высокой познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к самоактивности в учении.
Педагогическая работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, ориентирована на специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность учащихся в целом.
Основная задача учителя, формирующего познавательный интерес:
- быть внимательным к каждому ребенку;
- уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;
- создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
Условия, соблюдение которых способствует развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:
1. Осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся.
2. Обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом.
3.Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса
4. благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик - учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик - коллектив».
Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребенку в классе, является творческая работа детей. Творческие задания, при выполнении которых дети что-то придумывают, изобретают, должны предлагаться систематически. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности. При их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Примером таких заданий могут упражнения: «Прочитай пословицу, используя соответствие знаков и букв».
В работе с детьми часто использую развивающие игры. Они развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, умение находить ошибки и недостатки. В совокупности эти качества и составляют, что называется сообразительностью, творческим складом мышления.
Накоплен большой опыт материала на разгадывание анаграмм и их расшифровку. Большой интерес у ребят вызывают анаграммы, в которых нужно после их прочтения выделить «лишнее» слово, группируя слова по какому-то признаку.
Например: навес – весна, сосна – насос, мышка – камыш, бака – кабан.
Или «Прочитай слова и найди лишнее»: нубар – буран, ювьга – вьюга, урдара – радуга.
Большой азарт испытывают дети в заданиях вида «Отними букву». Из каждого слова удали одну букву, а остальные переставь так, чтобы получились названия различных животных.
Например: купол – клоп, бульдог – голубь, воронко – корова и т.д.
Уделяю большое внимание развитию зрительного и слухового восприятия. Зрительное восприятие детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение материала, считываемого с доски, учебника и других пособий. От уровня зрительного восприятия детей зависят методы работы учителя: количество и характер наглядных пособий, правильный их подбор, время и место их применения на уроке.
На уроках математики использую арифметические ребусы, головоломки, в которых требуется восстанавливать неизвестные цифры в тех или иных записях вычислений.
Арифметические ребусы принадлежат к одному из типов логических задач.Учащиеся начальных классов отличаются любознательностью и для них решение логической задачи – это поиск. Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьника. Это особенно важно в начальной школе, когда еще формируются , а иногда только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.
Процесс овладения учебными предметами может быть интересным, увлекательным и очень эффективным. Этому в немалой степени способствует методика обучения средствами субъективизации.
Субъективизация предполагает качественно новую роль школьников в организации и осуществлении учебной деятельности – их прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока. В соответствии с данной методикой учащимся передается часть функции учителя. В практическом плане это означает, что школьники сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности на всех или отдельных его структурных этапах, принимают активное участие в овладении новым учебным материалом, сами делают выводы и обобщения.
Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей пользоваться приемами, облегчающими учебный процесс. Не зря говорят: «Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими».
Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.
2017-2018 уч.год