Развитие познавательных способностей младших школьников | Селина Татьяна Петровна. Работа №339889
Об актуальности современной проблемы развития познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования. Познавательные способности имеют прямое влияние на успех школьников в обучении. Применение различных приемов и методов позволяет получать положительные результаты по многим показателям, в оом числе и по развитию памяти, мышдения, логики, смекалки и сообразительности. И чтобы пробудить мотивацию к познанию, необходимо увлечь детей. В результате дети достигают высокого уровня развития мыслительных операций.
Важнейшей особенностью нашего современного времени является высокий темп развития во всех сферах жизни. Эта особенность времени акцентирует внимание педагогической теории и практики на развитии познавательных сил и способностей младших школьников. Без развития познавательной деятельности, воспитания готовности и способности самостоятельно пополнять свои знания невозможно окончательно решить проблему формирования новой личности. Нынешние условия социально-экономического развития страны и мира в целом требуют от современного человека обширного, глобального мышления.
Поэтому, сейчас и в будущем, обществу нужны такие личности, которые не только употребляют или применяют свои знания, но и отлично понимают, как эти знания получить. Поэтому сейчас остро возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру образовательного процесса, его методы и организационные формы, вносить что-то новое в способы и в ход выполнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, решения проблемных ситуаций и другими средствами, активизирующими познавательную деятельность.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью педагогики в изучении не только моральных и социальных вопросов воспитания подрастающего поколения, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Важным направлением педагогики начальной школы является познавательное развитие младших школьников и создание педагогических условий для этого развития. Ответственность за успешное образование лежит как перед обществом в целом, так и перед родителями, а самое главное – перед 4 педагогами. Решением проблемы формирования познавательной деятельности учащихся занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, как прошлого столетия, так и современники.
Сегодня, в 21 веке, предостаточно педагогической литературы. Современные педагоги, с учетом требований нового образовательного стандарта, стараются больше внимания уделять проблеме формирования познавательной деятельности младших школьников. Мнения ученых и педагогов иногда противоречивы. Такие противоречия обусловили проблему данного исследования, которая заключается в том, чтобы разобраться в таких широких понятиях, как «познавательная деятельность» и «познавательная активность», в определении методов их диагностики и разработке рекомендаций по развитию познавательной деятельности младших школьников и ее активизации.
Доминирующими мотивами познавательной деятельности школьников являются мотивы познания окружающего мира, собственного совершенствования, развития. Существенным фактором в обучении, определяющим мотивы учебной и познавательной деятельности школьников, является интерес. Познавательный интерес - это интерес, способствующий формированию волевых качеств личности, укрепляет ее активную, творческую жизненную позицию. Задача педагога этот интерес вызвать разнообразием, яркостью, эмоциональностью учебного материала, его целесообразностью, полезностью, связью с ранее полученными знаниями, не исключая при этом частую проверку и оценку школьников.
Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования является актуальной современной проблемой. Данное связано это с тем, что практика российского обучения обращена к личности ребенка. Многогранность проблем развития познавательных способностей младших школьников вынуждает возвращаться к анализу аспектов обучения и активизации работ в данном направлении. На современном этапе важным является формирование и развитие познавательных способностей в начальной школе, поскольку у детей в данном возрастном периоде закладывается фундамент нравственного кодекса, одним из компонентов которого является познание.
Познавательные способности можно определить как набор умений и навыков, позволяющих человеку эффективно осваивать новые знания и применять их на практике. Эти способности включают в себя мышление, внимание, память, логическое и абстрактное мышление, анализ, синтез и оценку информации. Познавательные способности имеют прямое влияние на успех школьников в обучении. Ученик, обладающий хорошо развитыми познавательными способностями, способен эффективно усваивать и организовывать учебный материал, анализировать информацию, решать задачи и находить новые способы решения проблем. Это помогает ему стать активным и компетентным участником образовательного процесса [1].
В младшем школьном возрасте интерес к познанию возникает у детей не из занимательной деятельности, а из выполнения социально-значимых действий т.е. ребенок желает быть полезным и важным для общества. Кроме того, в это время происходит развитие интеллекта ребенка, и дети стремятся познать и углубить свои познания. При этом интерес детей является ориентированным на что-то конкретное т.е. им интересно узнать что-то новое в определенной области и конкретном направлении деятельности.
Проявление инициативы и активности в познании, в младшем школьном возрасте не происходит одномоментно. Это развивается постепенно и проявляется лишь к концу периода обучения в начальной школе. Поэтому, чтобы пробудить мотивацию к познанию, необходимо увлечь детей, мотивируя их к реализации социально-значимой деятельности и, пробуждая их интеллектуальную активность.
Исходя из особенностей развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте, выделяют следующие уровни его развития:
Развитие любопытства т.е. формирование желания и потребности в получении новых впечатлений. Этот уровень связан с репродуктивной деятельностью учащихся начальных классов.
Развитие интереса к познанию или формирование любознательности младшего школьника. Учащийся ищет что-то новое и стремится узнать какое-то явление, объект или процесс. Это проходит в ходе реконструктивной деятельности.
Развитие стабильной познавательной заинтересованности или желание познавать на теоретическом уровне. Учащиеся реализуют творческую и продуктивную познавательную работу.
Одной из главных ценностей для учащихся является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний, которая вызывает яркие интеллектуальные чувства открытий. Использую дискуссионные формы познания, диалогические основы общения, поощрение различных точек зрения, организую обмен мнениями при решении различных учебных задач,
пробую в своей работе различные методические и дидактические приёмы, современные педагогические технологии, которые предусматривают познавательные дидактические игры и игровые моменты, доверительные беседы, учебные экскурсии, наблюдения, практические работы, работу со словарями и схемами, ввод интеграции, использование групповой работы.
Большую ценность представляют загадки – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы.
Современные детские компьютерные игры помогают развивать логику и внимание, память и адекватное восприятие окружающего мира, так необходимые для полноценного развития. Этот метод также повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
Применение всех этих приёмов и методов позволяет получать положительные результаты по многим показателям, в том числе и по развитию мышления, памяти, логики, смекалки, сообразительности.
В результате обучения дети достигают высокого уровня развития мыслительных операций.
Для оценивания учебных достижений школьников применяю разнообразные тесты. Результаты тестирования показывают рост обще интеллектуальных умений.
Кропотливая и настойчивая работа с тестами позволяет выявить пробелы в знаниях с целью дальнейшей ликвидации их, развивать сообразительность и быстроту мышления, сформировать оптимальную практику тестирования; установить уровень знаний, как по отдельному ученику, так и по классу и параллелям класса, диагностировать наиболее «правильные» тесты, а значит своевременно скорректировать учебный процесс
Результатом своей работы развития познавательных способностей младших школьников считаю следующее: повышение уровня учебной мотивации, углубление уровня понимания учебного материала, развитие сообразительности, пространственного мышления, воображения, способности анализировать, обобщать. Дети могут мыслить творчески, показывают высокие результаты по олимпиадным заданиям, становятся победителями различных КВН, конкурсов.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Работа по развитию познавательных способностей способствует развитию таких умений.
Список литературы
1. Абрамова З. А. Познавательная активность школьников // Педагогика. 1989. №7. С. 40-43.
2. Самохина В. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 2021. № 5. С. 36-41.
3. Аристова Л. С. Активность учения школьника / Л. С. Аристова. М: Просвещение, 2022. 138 с.
4. Бойко Ю. В., Исследования познавательной активности учащихся по школьным предметам [Электронный ресурс]. 22.07.2020 URL: https://открытыйурок.рф/статьи/578737/, (дата обращения 06.08.2024).
5. Вальвакова Т. В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. СПб.: СатисЪ, 2022. С. 122-124.
6. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методика обучения. М.: ИнфраМ, 2022. 320 с