Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие познавательных способностей | Филиппова Наталья Викторовна. Работа №223223

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Филиппова Наталья Викторовна
Занятия по РПС отличаются тем, что ребенку предлагаются задания неучебного характера.Таким образом принципиальной задачей предполагаемого курса является именно развитие познавательных способностей детей и общеучебных умений и навыков.

Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Курс Развитие познавательных способностей представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Система представленных на занятиях по РПС задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.
Цели и задачи курса
Основные цели программы:
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Задачи:
Развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;
Создание условий для развития логического мышления младшего школьника.
формирование развитых форм самосознания и самоконтроля;
создание условий для развития у детей познавательных интересов;
формирование стремления ребёнка к размышлению и поиску.
Общая характеристика курса
Занятия по РПС отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания не учебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном не учебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
В курс включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В процессе выполнения заданий происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Программа включает в себя разделы:
Задания на развитие внимания;
Задания на развитие памяти;
Задания на совершенствование воображения;
Задания на развитие логического мышления.
Место курса в учебном плане
Курс Развитие познавательных способностей представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. Курс включает 34 занятия по 1 занятию в неделю.
Учебно-методический комплект
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей лет: Рабочие тетради: В 2 частях. Холодова О.А.- М.: Росткнига, 2011
Формы и приёмы работы.
Современное занятие можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности. Указанное понимание сущности уроков создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно проблемное обучение, использование активных и интерактивных методик в преподавании технологии.
Цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Немалая роль в формировании познавательной активности учащихся отводится так называемым нетрадиционным формам занятий. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей занятия и методов активного развивающего обучения. Нетрадиционные формы занятия помогают адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Стоит задача формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Жизнь сама подсказывает новые формы проведения занятий, нужно только их увидеть и осмыслить. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
Нетрадиционные формы занятия базируются на понимании учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В связи с этим материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин. В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих учащихся на нетрадиционных занятиях (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование “методов прямого доступа”; стимулирования интереса и мотивации учащихся.
Это достигается за счет совместной, творческой работы учителей и учащихся в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов деятельности. Учитель становится координатором в этой деятельности. Его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала учащихся. Нетрадиционные формы занятий дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов. В связи с этим обязательным этапом в их организации является анализ, благодаря которому происходит перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности, т. е. интериоризация. Принципы, лежащие в основе концепции нетрадиционных форм урока (субъект – субъектная позиция в системе учитель – ученик, интерактивность, развитие творческой личности) способствуют развитию самой личности учащихся.
Применение разнообразных форм занятий - это мощный стимул в обучении, это и сильная мотивация. Посредством чего гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.
В практике используются различные формы организации работы на уроке:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
В качестве методов обучения применяются:
наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
практические методы (упражнения, практические работы).
В начальных классах используются доступные для учащихся формы и приемы работы:
– обучение учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
– формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– обучение давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические занятия с решением проблемных заданий
При организации учебного процесса уделяется внимание здоровьесберегающим технологиям, позволяющие повышать уровень познавательной активности обучающихся.
Методы здоровьесберегающих технологий способствуют эмоциональной уравновешенности школьников, уверенности в собственных возможностях.
Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья обучающихся.
На занятиях большое внимание уделяется:
- дифференцированному подходу;
- рациональной организации;
- психологической обстановке на занятиях;
- созданию атмосферы успеха.
В течение часа происходит смена видов деятельности.
На каждом занятии проводятся:
- эмоциональная разрядка;
- физкультминутки, корректировка осанки обучающихся;
- гимнастика для глаз;
- соблюдение санитарных норм в учебном кабинете (чистота, освещение, озеленение, температурный режим).
Учебно-тематический план (34ч./1раз в неделю)
Тема
Количество часов
Всего
Теория
практика
раздел: Задания на развитие внимания – 15 часов
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи.
5
1
4
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.
5
2
3
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
5
2
3
2 раздел: Задания на развитие памяти - 10 часов
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
5
1
4
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
5
2
3
3 раздел: Задания на совершенствование воображения – 4 часов
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.
4
1
3
4 раздел: Задания на развитие логического мышления – 5 часов
Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
5
1
4
Итого:
34
10
24
Содержание занятий
Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей второклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
Задания на развитие внимания
Лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей.
Упражнения, направленные на развитие объёма внимания.
Упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения и распределения внимания.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Практическая работа: участие детей в школьной метапредметной олимпиаде.
Задания, развивающие память
Упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти.
Упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти.
Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Практическая работа: тренинги, тестирование, участие в конкурсах.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо I начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну 1и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Практическая работа: участие в празднике В стране Вообразилии
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью взяты упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся:
сравнивать различные объекты,
выполнять простые виды анализа и синтеза,
устанавливать связи между понятиями,
учатся комбинировать и планировать.
Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Практическая работа: участие в Интеллектуальных играх
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Основные принципы распределения материала:
системность: задания располагаются в определённом порядке;
принцип спирали: через каждые 7 занятий задания повторяются;
принцип от простого - к сложному: задания постепенно усложняются;
увеличение объёма материала;
наращивание темпа выполнения заданий;
смена разных видов деятельности.
Таким образом достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Задания повышенной сложности
Курс РПС во 2 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу второй год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.
Нестандартные задачи
Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.
Тренировка внимания
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти
Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.
К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.
Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает во 2 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения;
начальные представления о математических способах познания мира;
начальные представления о целостности окружающего мира;
понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;
проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
•основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету, отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
•учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
•способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, анализ и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
контролировать действия партнера;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Работа с информацией
выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочники, словари различного типа, Интернет);
анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
использовать схемы, таблицы для представления информации;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;
Совместная деятельность
понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;
распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;
проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру. Выделять черты сходства и различия. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Называть предметы по описанию. Давать описание предметов явлений в соответствии с их признаками. Описывать признаки геометрических фигур.
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Демонстрировать:
- способность переключать, распределять внимание,
- целенаправленное и осмысленное наблюдение,
- чувство времени, веса, расположенности в пространстве,
Объяснять закономерности, значение слов и выражений, смысл крылатых и метафорических выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Давать несложные определения понятиям.
Составлять и преобразовывать фигуры. Определять на глаз размеры предмета. Ориентироваться в пространстве листа.
Излагать свои мысли ясно и последовательно.
Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий и конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класс
Динамика развития познавательных способностей учащихся за год оценивается с помощью таблицы, данные в которую заносятся на занятиях № 1 и № 34.

Внимание
Восприятие
Память
Мышление
Задание
№1
№2
№2
№3
№5
№6
№7
№8
Фамилия,
имя
Колич. букв за 2 мин.
Количество
рисунков, изображенных
Зрит.
Слух.
Способн. сравнивать
(цифры)
Способн. устанавлив. связи (аналогия)
Способн. к анализу (закон.)
Способн. рассуждать (задача)
Количество
Количество
Правильно
Неправильно
Точно
Соответствующим цветом
Рисунков
Слов
Правильно
Неправильно
Правильно
Неправильно
Правильно
Неправильно
Правильно
Неправильно
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Условия реализации рабочей программы (материально-техническое обеспечение образовательного процесса)
Книгопечатная продукция
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: В 2 частях. Холодова О.А.- М.: Росткнига, 2011
Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Холодова О.А.- М.:Росткнига, 2011
Технические средства обучения
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Экспозиционный экран.
4.Компьютер.
5. Ксерокс.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Наборы счётных палочек.
Наборы геометрических фигур.
Наборы моделей натуральных чисел Треугольники и точки.
Наборы муляжей и фруктов.
Наборы предметных картинок.
Наборное полотно.
Набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр.
Демонстрационная оцифрованная линейка.
Демонстрационный чертёжный угольник.
Демонстрационный циркуль.
Список литературы
Для учителя:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 2 класс + Программа курса РПС (О. А. Холодова, Росткнига, 2011г.).
Для ученика:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 2 класс (О. А. Холодова, Росткнига, 2011г.).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема, тип урока.
Ко-ли-чество ча-сов
Планируемые результаты.
Вид деятельности, форма работы.
Форма контроля
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Универсальные учебные действия
1.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
1
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Составлять и преобразовывать фигуры.
Объяснять значение слов и выражений.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Определять на глаз размеры предмета.
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве.
Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.
П о з н а в а т е л ь н ы е:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Р е г у л я т и в н ы е:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
К о м м у н и к а т и в н ы е:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Л и ч н о с т н ы е:
-Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Фронтальная - применение вербальных
и невербальных форм общения для ситуаций знакомства с учителем, друг с другом,
выведение правил общения; составление
и построение делового диалога учителя
с учениками и сюжетного диалога учащихся между собой.
Индивидуальная - выполнение диагностических заданий; участие в дидактических
играх по нахождению предметов определенного признака; слушание и принятие
данного учителем задания, планирование
действия согласно поставленной задаче,
выявление собственных проблем в знаниях
и умениях.
Совместная деятельность
Работа с информацией
Коллективная (групповая) - обсуждение
и выведение правил дидактической игры;
высказывание позиции школьника
Совместная деятельность.
Работа с информацией.
Совместная деятельность.
Совместная деятельность.
Работа с информацией.
Работа с информацией.
Индивид.
2.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.
1
Взаимо-
проверка
3
3.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Самопро-
верка
4.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Индивид.
5
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
6
Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Индивид.
7
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.
1
Самопро-
верка
8
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Самопро-
верка
9
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.
1
Взаимо-
проверка
10
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Самопро-
верка
11
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
12
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Индивид.
13
Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
14
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.
1
Взаимо-
проверка
15
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
16
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.
1
Индивид.
17
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Взаимо-
проверка
18
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Объяснять закономерности.
Выделять черты сходства и различия
Описывать признаки геометрических фигур.
Находить и выделять признаки разных предметов.
Узнавать предметы по их признакам.
Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.
Ориентироваться в пространстве листа.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Давать несложные определения понятиям.
Определять на глаз размеры предмета.
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве
Излагать свои мысли ясно и последовательно.
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Составлять и преобразовывать фигуры.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Определять на глаз размеры предмета.
Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.
Самопро-
верка
19
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
20
Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Индивид.
21
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.
1
Взаимо-
проверка
22
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Самопро-
верка
23
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.
1
24
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Взаимо-
проверка
25
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
26
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Индивид.
27
Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
28
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.
1
Самопро-
верка
29
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Взаимо-
проверка
30
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.
1
Самопро-
верка
31
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Индивид.
33
32
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Взаимо-
проверка
33-34
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
Индивид.
34
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
1
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×