Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики | Мой кабинет. Работа №340474

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Освоение младшими школьниками универсальных учебных действий (далее УУД) происходит в контексте разных предметных дисциплин. Следует отметить, что учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Но в большей мере на уроках математики младшие школьники овладевают познавательными УУД. 

Познавательные УУД представляют собой особую избирательную направленность обучающегося на процесс познания. Избирательный момент данной направленности характеризуется постоянным стремлением к познанию, изучению нового, к получению более глубоких знаний [1]. 

Исходя из этого, учителям начальных классов следует на уроках математики использовать дополнительные задания на развитие логических учебных действий для полноценного развития познавательных УУД младших школьников. 

 

Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики

С.А. Синченко,

учитель начальных классов

Принятие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования привело к глобальной перестройке всего процесса обучения в начальной школе. Теперь всё внимание направлено на формирование у младших школьников умения учиться, на способность учащегося действовать, принимать решения, устанавливать логические связи и закономерности. Исходя из этого, одним из основных результатов обучения в начальной школе являются освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД): познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями и составляющие основу умения учиться.

Освоение младшими школьниками универсальных учебных действий (далее УУД) происходит в контексте разных предметных дисциплин. Следует отметить, что учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Но в большей мере на уроках математики младшие школьники овладевают познавательными УУД.

Познавательные УУД представляют собой особую избирательную направленность обучающегося на процесс познания. Избирательный момент данной направленности характеризуется постоянным стремлением к познанию, изучению нового, к получению более глубоких знаний [1].

В целом, познавательные УУД носят поисковый характер. Познавательные универсальные учебные действия положительно влияют не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание таких психических процессов, как мышление, воображение, память, внимание, которые под влиянием познавательных УУД приобретают особую активность и направленность. Познавательные УУД – это один из важнейших мотивов учения школьников. Под их влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательные универсальные учебные действия при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности могут и должны стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать сильное влияние на его развитие.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем [6]. Объектом нашего внимания являются логические действия, к которым относят: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование [6].

Все перечисленные компоненты логических действий могут быть сформированы у младших школьников на уроках математики. Приведем примеры заданий, которые направлены на развитие умений анализировать и выделять признаки, синтезировать (составлять целое из частей), классифицировать и выбирать основания для сравнения и др.

Задания на анализ:

Рассмотрите каждую запись, назовите признаки каждой записи (т. е. скажите, как называется каждая запись, расскажите из каких чисел и знаков действий они составлены, как называются компоненты действий и т. п.):

(20+60)-8; 34+(50-34); 34+63 = 97; 73 - Х = 45.

Назовите признаки числа 526 (т.е. расскажите все, что знаете о числе 526).

Назовите признаки квадрата и т. п.

Задания на синтез:

Запишите число, в котором: а) 3 десятка и 5 единиц; б) число единиц 6, а число десятков на 2 меньше и т. п.

Из чисел 34, 73, 59, 44, 2 и знаков + и – составьте различные выражения.

Задания на сравнение:

Чем похожи между собой числа: 30, 50, 20, 70?

Сравните пары чисел, чем числа в каждой паре похожи, чем отличаются: 567 и 67; 14 и 41; 22 и 222; 234 и 567?

Сравните квадрат и прямоугольник; треугольник и квадрат и т. п.

Даны задачи: 1) На ветке сидело 6 воробьев, прилетело еще 2 воробья. Сколько воробьев стало на ветке? 2) На ветке сидело 6 воробьев, улетело 2 воробья. Сколько воробьев осталось на ветке? Сравните тексты задач, сравните решения задач. Почему задачи решаются разными действиями?

Задания на классификацию:

1. По какому признаку можно разбить выражения на две группы:

46+6, 23+4, 65+7, 56+9, 43+5, 38+3?

2. Определите основание, по которому эти числа разделены на группы: 1, 7, 8, 3 46, 55, 28, 59 245, 298, 494, 209

3.Разбейте числа на группы по одному признаку: 283, 460, 685, 1788, 178, 541, 9875, 6746, 421.

В ходе анализа различных учебников математики [2; 3; 4; 5] для начальной школы мы пришли к выводу, что содержание заданий из учебников позволяет развивать познавательные УУД у младших школьников. Однако задания на развитие логических действий не отличаются разнообразием: чаще всего предлагаются однотипные задания. Например, сравнить числа или выражения, поставив знаки < или >, продолжить ряд, заполнить магический квадрат и т. п.

Исходя из этого, учителям начальных классов следует на уроках математики использовать дополнительные задания на развитие логических учебных действий для полноценного развития познавательных УУД младших школьников.

Литература

Асмолов

А.Г. Как проектир

овать универсальные учебные дей

ствия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.

Асмолов

, Г.В.

Бурменская

; под ред. А.Г.

Асмолова

. – М.: Просвещение, 2008.

Математика. 1 класс: учебник: в 2 ч. / М.И. Моро [

и др.]. – М.: Просвещение, 2022

. – Ч. 1.- 2.

Математика. 2 класс: учебник: в 2 ч. / М.И. Моро

[и др.]. – М.: Просвещение, 2022

. – Ч. 1- 2.

Математика. 1 класс: учебник: в 2 ч. / М.И. Башмаков, М.Г. Не

федова. – М.: АСТ;

Астрель

, 2022

. – Ч. 1-2.

Математика. 2 класс: учебник: в 2 ч. / М.И. Башмаков, М.Г. Не

федова. – М.: АСТ;

Астрель

, 2022

. – Ч. 1- 2.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – URL: https://fgos.ru/– Текст: электронный.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×