Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие произвольности у детей раннего дошкольного возраста | Прокофьева Юлия Алексеевна. Работа №339781

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Нарушение сферы произвольных, последовательных, целенаправленных двигательных актов у детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которые проявляются в трудности планирования и выполнения различных действий особенно сложных и проблемах координации. Данное нарушение диагностируется при нейропсихологическом и логопедическом обследовании ребенка, из методов медицинской диагностики используется ЭЭГ, ВП. Терапия включает физическую реабилитацию кинезиотерапию, массаж, нейрокоррекцию сенсорную интеграцию, мозжечковую стимуляцию, логотерапию речевую гимнастику, логоритмику

Развитие произвольности у детей раннего дошкольного возраста, как предпосылка формирования речевой деятельности

Прокофьева Юлия Алексеевна

учитель - логопед

структурного подразделения «Служба ранней диагностики коррекции и развития ребёнка и его семьи»

ГБУ ДПО «Новокуйбышевский РЦ»

 

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Иван Петрович Павлов

 

 

Нарушение сферы произвольных, последовательных, целенаправленных двигательных актов у детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которые проявляются в трудности планирования и выполнения различных действий особенно сложных и проблемах координации. Данное нарушение диагностируется при нейропсихологическом и логопедическом обследовании ребенка, из методов медицинской диагностики используется ЭЭГ, ВП. Терапия включает физическую реабилитацию кинезиотерапию, массаж, нейрокоррекцию сенсорную интеграцию, мозжечковую стимуляцию, логотерапию речевую гимнастику, логоритмику.

Ключевые слова: развитие, сенсорная интеграция, ребенок, общая моторика, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика рук, слоговая структура слова.

Диспраксия в переводе с греческого «dys» – нарушение, «praxis» – деятельность. Нарушение сферы произвольных, последовательных, целенаправленных двигательных актов у детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которые проявляются в трудности планирования и выполнения различных действий (особенно сложных) и проблемах координации.

«Синдром детской неуклюжести» встречается у 520% детей. Среди мальчиков данное нарушение отмечается в 4 раза чаще, чем у девочек. Зачастую дети с данным видом нарушения имеют ряд сопутствующих расстройств: дефицит внимания, гиперактивность, затрудненность с социальной адаптацией, хотя интеллект может быть нормальным и даже высоким.

В основе праксиса (или произвольных движений) лежат: восприятие, а также сенсорная интеграция. С двух лет  можно уже говорить о формировании первичного праксиса. По мнению профессора Т.Г.Визель  (доктора психологических наук) пальцевый, мануальный праксис оценивать можно с двух с половиной лет, праксис оральный  – с трех лет, с четырех лет артикуляторный.

Данное нарушение диагностируется при нейропсихологическом и логопедическом обследовании ребенка, из методов медицинской диагностики используется ЭЭГ, ВП. Терапия включает физическую реабилитацию (кинезиотерапию, массаж), нейрокоррекцию (сенсорную интеграцию, мозжечковую стимуляцию), логотерапию (речевую гимнастику, логоритмику).

Задачи:

развитие межполушарной специализации, взаимодействия и синхронизация межполушарных связей;

развитие крупной, мелкой, артикуляционной моторики;

развитие координации и равновесия;

развитие когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления, речи

.

Данные задачи реализуются в несколько этапов.

1 этап – развитие общей моторики.

Способность управлять своим телом, пальцами зависит от развития сенсорной интеграции ребёнка. В рамках этого подхода мной широко применяются методы сенсорной интеграции: тактильная, зрительная, обонятельная и вкусовая стимуляция. На занятиях с детьми раннего возраста применяются упражнения с полусферами, ортоковрикиками, тактильными мешочками, ладошками, с сенсорными коробками и дорожками различной текстуры для самомассажа стоп (крупами, тканями, шишками, палками, мочалками и т.д.). При этом следует помнить, что выполняемый массаж нацелен на улучшение тактильной чувствительности и воздействие не должно быть длительным.

Развивать общую моторику с детьми возможно на примере простых имитационно-подражательных движений серия игр «Повтори за мной»:

и

гры с использованием детских музыкальных инструментов, где неречевому звуку присваивается речевое слово:

«

динь-тук-бом!

»

(звонок, молоток, барабан),

«

Ля-ля-л»

!

 (Металлофон)

,

«

Динь-динь»

(Колокольчик)

и т.д.

;

песенки-

звукоподражания

: «Лиса –

са

-су-

сы

-со», «Караси-си-

ся

-се»

и т.д.

Для развития координации движений мной используются элементы игр и упражнений с координационной лестницей. Координационная лестница — это тренажер, имитирующий плоскую горизонтальную лестницу. Ее мы упростили до разметки цветным скотчем на полу для выполнения самых разных упражнений: от ходьбы до бега и прыжков.

Обычная ходьба. Возраст: с 3 лет.

Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги вместе, руки на пояс. Спину держать прямо, смотреть вперед.

В ползании.

«Маленький паучок». Возраст: с 3 лет.

Исходное положение — лицом к лестнице, упор присев, руки в первой ячейке лестницы, смотреть вперед.

2 этап развитие пространственно-временного ориентирования.

Для развития пространственно-временного ориентирования у детей дошкольного возраста рекомендуется использовать следующие упражнения:

учим расставлять предметы относительно друг друга (машина перед домом, справа

от

курицы, за конем Севой и т.д.);

о

трабатываем игры

с

применение

м

предлогов

на основе отработанного опорно

го образца (с одним предлогом),

и

гра «Если

металофон

звучит громко, едет машина скорой помощи по длинной дороге, если звучит тихо, едет полицейская машина по короткой дороге

, игр

а «Рассади зверей в вагончики

» (при отработке пространственных отношений между предметами «около, рядом, между, впер

еди, сзади, наверху, внизу»)

;

учим бросать

мяч: вверх,

высоко, низко, далеко, близко

, от себя, слева, справа;

у

чим выполнять инструкции: шаг вперед,

шаг

назад,

шаг

вправо,

шаг

влево, подай предмет за тобой, перед собой,

поставь игрушку справа от себя;

у

чим определять местоположение одного предмета, относительно другого (где?).

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие мелкой моторики рук предполагает развитие зрительно – пространственной координации: глаз – рука.

Учим чувствовать пальчики, овладевать пинцетным захватом (брать указательным и большим пальцем). Для этого подключаем прищепки, пинцеты, бобы, фасоль, кофе в зернах и другие мелкие предметы (сортировка, перекладывание).

Развиваем пальцы через простые упражнения: сминаем ладошкой бумагу, рвем бумагу на мелкие кусочки, катаем колбаски из пластилина, из теста (не ладонью, а фалангами пальцев), отщипываем кусочки. Нажимаем на пластилин указательным пальцем - растягивая по листу бумаги. Работа над переключаемостью руки заключается в том, чтобы ребенок мог в динамике менять позу пальцев рук. Для этого хорошо подходит пальчиковая гимнастика и такие упражнения, как «Пальчик-кулак». Попади мячом в корзину, просунь предмет в нужное отверстие, выложи рисунок из спичек, счетных палочек, продолжи ряд на листе бумаги по клеткам, графический диктант. На занятиях мы используем суждок-терапию, пальчиковую гимнастику  бизиборды. Для детей проводятся сеансы песочной и арт-терапии. Отличным занятием, направленным на развитие мелкой и тонкой моторики  для малышей станет игра: «Резиночки на пальчики». Главная задача — правильно подобрать и надеть резиночки на пальцы, в соответствии с изображением на карточке. Помимо тренировки пальчиков, ребенок запоминает и соотносит цвета, учится выполнять задание по образцу, развивает координацию движений. Примеры игр:

н

аполнить небольшую ёмкость маленькими и большими резинками, спрятать небольшие игрушки (модификация игры «Волшебный мешочек»), а затем предложить

детям их найти;

н

адевать на указательный палец и

ли палочку резинки одного цвета;

р

аскладывать резинки по коробочкам или тар

елкам в соответствии с цветом, д

оставать прищепками большие и маленькие резинки из ёмкости.

Работа над моторной программой, в частности над способностью начинать, переключать и завершать моторное действие. Для этого обязательно совмещение речевого развития с двигательным.

Работа над моторной программой строится следующим образом:

учим выстраивать визуально-ритмические ряды

с

использование

м

парковок,

ритмичных

кругов

,

с пересечением серединной линии тела

, в

ыполняем простую последовательность: один-один, усложняем – два-один;

один-два; потом один-один-один;

п

ропевание гласных звуков с утрированной артикуляцией с применением зрительного образа гласных звуков (применение интерактивной песочницы, рисуем образ гласного звука одной рукой, дву

мя руками одновременно

пропевая

звуки

, применение резинок для волос

-

вытягиваем губы в резинку

пропевая

-О-О-О, растягиваем резинку в стороны

пропеваем

- И-И-И

), к

ак девочка в лесу кричит «а-у», малыш плачет «у

-а»

.

Следующий этап – развитие слоговой структуры слова, который является основной целью работы в рамках рассматриваемой проблемы. Формирование слоговой структуры слова следует достигать при проведении следующих упражнений:

воспроизведение изолированных языковых единиц (гласных звуков и слогов), при этом необходимо

включать в работу

только ранее вызв

анные и сохранные звуки и слоги;

воспроизведение цепочек слогов (согласный + гласный, гласный + согласный, гласный

+ согласный + гласный и т.д.)

;

открытые слоги с повторяющимся согласным

– «ба-ба» «

дя-дя

» «

ма-ма

»

;

открытые слоги с

разными согласными

– «

м

а-ня

», «

ма-ки

», «луна», «

ва

-та»;

з

атем закрытые слоги – «

ам-ам

», «

ат-ам

», «

ат

-ум»;

и

, наконец, со стечением согласных: «ква-ква», «ква-

кву

», «

бда-бду

», «

мна

-мну».

При работе над формированием слоговой структуры слова необходимо подключить динамический праксис: ребенок прыгает на коврик, говорит «ды», садится на корточки говорит «ня». И дальше прыжок-присест. В данном случае формируется не только скоординированные, последовательные движения, но и происходит развитие слухоречевой памяти.

Работа по преодолению диспраксии проводиться не только на занятиях в рамках Службы, но и дома вместе с родителями. Совместная работа родителей и логопеда является одним из важнейших компонентов всей коррекционной работы и во многом определяет её успешность.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×