Развитие произвольности у детей раннего дошкольного возраста | Прокофьева Юлия Алексеевна. Работа №339781
Нарушение сферы произвольных, последовательных, целенаправленных двигательных актов у детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которые проявляются в трудности планирования и выполнения различных действий особенно сложных и проблемах координации. Данное нарушение диагностируется при нейропсихологическом и логопедическом обследовании ребенка, из методов медицинской диагностики используется ЭЭГ, ВП. Терапия включает физическую реабилитацию кинезиотерапию, массаж, нейрокоррекцию сенсорную интеграцию, мозжечковую стимуляцию, логотерапию речевую гимнастику, логоритмику
Развитие произвольности у детей раннего дошкольного возраста, как предпосылка формирования речевой деятельности
Прокофьева Юлия Алексеевна
учитель - логопед
структурного подразделения «Служба ранней диагностики коррекции и развития ребёнка и его семьи»
ГБУ ДПО «Новокуйбышевский РЦ»
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
Нарушение сферы произвольных, последовательных, целенаправленных двигательных актов у детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которые проявляются в трудности планирования и выполнения различных действий особенно сложных и проблемах координации. Данное нарушение диагностируется при нейропсихологическом и логопедическом обследовании ребенка, из методов медицинской диагностики используется ЭЭГ, ВП. Терапия включает физическую реабилитацию кинезиотерапию, массаж, нейрокоррекцию сенсорную интеграцию, мозжечковую стимуляцию, логотерапию речевую гимнастику, логоритмику.
Ключевые слова: развитие, сенсорная интеграция, ребенок, общая моторика, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика рук, слоговая структура слова.
Диспраксия в переводе с греческого «dys» – нарушение, «praxis» – деятельность. Нарушение сферы произвольных, последовательных, целенаправленных двигательных актов у детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которые проявляются в трудности планирования и выполнения различных действий (особенно сложных) и проблемах координации.
«Синдром детской неуклюжести» встречается у 5 – 20% детей. Среди мальчиков данное нарушение отмечается в 4 раза чаще, чем у девочек. Зачастую дети с данным видом нарушения имеют ряд сопутствующих расстройств: дефицит внимания, гиперактивность, затрудненность с социальной адаптацией, хотя интеллект может быть нормальным и даже высоким.
В основе праксиса (или произвольных движений) лежат: восприятие, а также сенсорная интеграция. С двух лет можно уже говорить о формировании первичного праксиса. По мнению профессора Т.Г.Визель (доктора психологических наук) пальцевый, мануальный праксис оценивать можно с двух с половиной лет, праксис оральный – с трех лет, с четырех лет – артикуляторный.
Данное нарушение диагностируется при нейропсихологическом и логопедическом обследовании ребенка, из методов медицинской диагностики используется ЭЭГ, ВП. Терапия включает физическую реабилитацию (кинезиотерапию, массаж), нейрокоррекцию (сенсорную интеграцию, мозжечковую стимуляцию), логотерапию (речевую гимнастику, логоритмику).
Задачи:
развитие межполушарной специализации, взаимодействия и синхронизация межполушарных связей;
развитие крупной, мелкой, артикуляционной моторики;
развитие координации и равновесия;
развитие когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления, речи
.
Данные задачи реализуются в несколько этапов.
1 этап – развитие общей моторики.
Способность управлять своим телом, пальцами зависит от развития сенсорной интеграции ребёнка. В рамках этого подхода мной широко применяются методы сенсорной интеграции: тактильная, зрительная, обонятельная и вкусовая стимуляция. На занятиях с детьми раннего возраста применяются упражнения с полусферами, ортоковрикиками, тактильными мешочками, ладошками, с сенсорными коробками и дорожками различной текстуры для самомассажа стоп (крупами, тканями, шишками, палками, мочалками и т.д.). При этом следует помнить, что выполняемый массаж нацелен на улучшение тактильной чувствительности и воздействие не должно быть длительным.
Развивать общую моторику с детьми возможно на примере простых имитационно-подражательных движений серия игр «Повтори за мной»:
и
гры с использованием детских музыкальных инструментов, где неречевому звуку присваивается речевое слово:
«
динь-тук-бом!
»
(звонок, молоток, барабан),
«
Ля-ля-л»
!
(Металлофон)
,
«
Динь-динь»
(Колокольчик)
и т.д.
;
песенки-
звукоподражания
: «Лиса –
са
-су-
сы
-со», «Караси-си-
ся
-се»
и т.д.
Для развития координации движений мной используются элементы игр и упражнений с координационной лестницей. Координационная лестница — это тренажер, имитирующий плоскую горизонтальную лестницу. Ее мы упростили до разметки цветным скотчем на полу для выполнения самых разных упражнений: от ходьбы до бега и прыжков.
Обычная ходьба. Возраст: с 3 лет.
Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги вместе, руки на пояс. Спину держать прямо, смотреть вперед.
В ползании.
«Маленький паучок». Возраст: с 3 лет.
Исходное положение — лицом к лестнице, упор присев, руки в первой ячейке лестницы, смотреть вперед.
2 этап – развитие пространственно-временного ориентирования.
Для развития пространственно-временного ориентирования у детей дошкольного возраста рекомендуется использовать следующие упражнения:
учим расставлять предметы относительно друг друга (машина перед домом, справа
от
курицы, за конем Севой и т.д.);
о
трабатываем игры
с
применение
м
предлогов
на основе отработанного опорно
го образца (с одним предлогом),
и
гра «Если
металофон
звучит громко, едет машина скорой помощи по длинной дороге, если звучит тихо, едет полицейская машина по короткой дороге
, игр
а «Рассади зверей в вагончики
» (при отработке пространственных отношений между предметами «около, рядом, между, впер
еди, сзади, наверху, внизу»)
;
учим бросать
мяч: вверх,
высоко, низко, далеко, близко
, от себя, слева, справа;
у
чим выполнять инструкции: шаг вперед,
шаг
назад,
шаг
вправо,
шаг
влево, подай предмет за тобой, перед собой,
поставь игрушку справа от себя;
у
чим определять местоположение одного предмета, относительно другого (где?).
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики рук предполагает развитие зрительно – пространственной координации: глаз – рука.
Учим чувствовать пальчики, овладевать пинцетным захватом (брать указательным и большим пальцем). Для этого подключаем прищепки, пинцеты, бобы, фасоль, кофе в зернах и другие мелкие предметы (сортировка, перекладывание).
Развиваем пальцы через простые упражнения: сминаем ладошкой бумагу, рвем бумагу на мелкие кусочки, катаем колбаски из пластилина, из теста (не ладонью, а фалангами пальцев), отщипываем кусочки. Нажимаем на пластилин указательным пальцем - растягивая по листу бумаги. Работа над переключаемостью руки заключается в том, чтобы ребенок мог в динамике менять позу пальцев рук. Для этого хорошо подходит пальчиковая гимнастика и такие упражнения, как «Пальчик-кулак». Попади мячом в корзину, просунь предмет в нужное отверстие, выложи рисунок из спичек, счетных палочек, продолжи ряд на листе бумаги по клеткам, графический диктант. На занятиях мы используем суждок-терапию, пальчиковую гимнастику бизиборды. Для детей проводятся сеансы песочной и арт-терапии. Отличным занятием, направленным на развитие мелкой и тонкой моторики для малышей станет игра: «Резиночки на пальчики». Главная задача — правильно подобрать и надеть резиночки на пальцы, в соответствии с изображением на карточке. Помимо тренировки пальчиков, ребенок запоминает и соотносит цвета, учится выполнять задание по образцу, развивает координацию движений. Примеры игр:
н
аполнить небольшую ёмкость маленькими и большими резинками, спрятать небольшие игрушки (модификация игры «Волшебный мешочек»), а затем предложить
детям их найти;
н
адевать на указательный палец и
ли палочку резинки одного цвета;
р
аскладывать резинки по коробочкам или тар
елкам в соответствии с цветом, д
оставать прищепками большие и маленькие резинки из ёмкости.
Работа над моторной программой, в частности над способностью начинать, переключать и завершать моторное действие. Для этого обязательно совмещение речевого развития с двигательным.
Работа над моторной программой строится следующим образом:
учим выстраивать визуально-ритмические ряды
с
использование
м
парковок,
ритмичных
кругов
,
с пересечением серединной линии тела
, в
ыполняем простую последовательность: один-один, усложняем – два-один;
один-два; потом один-один-один;
п
ропевание гласных звуков с утрированной артикуляцией с применением зрительного образа гласных звуков (применение интерактивной песочницы, рисуем образ гласного звука одной рукой, дву
мя руками одновременно
пропевая
звуки
, применение резинок для волос
-
вытягиваем губы в резинку
пропевая
-О-О-О, растягиваем резинку в стороны
–
пропеваем
- И-И-И
), к
ак девочка в лесу кричит «а-у», малыш плачет «у
-а»
.
Следующий этап – развитие слоговой структуры слова, который является основной целью работы в рамках рассматриваемой проблемы. Формирование слоговой структуры слова следует достигать при проведении следующих упражнений:
воспроизведение изолированных языковых единиц (гласных звуков и слогов), при этом необходимо
включать в работу
только ранее вызв
анные и сохранные звуки и слоги;
воспроизведение цепочек слогов (согласный + гласный, гласный + согласный, гласный
+ согласный + гласный и т.д.)
;
открытые слоги с повторяющимся согласным
– «ба-ба» «
дя-дя
» «
ма-ма
»
;
открытые слоги с
разными согласными
– «
м
а-ня
», «
ма-ки
», «луна», «
ва
-та»;
з
атем закрытые слоги – «
ам-ам
», «
ат-ам
», «
ат
-ум»;
и
, наконец, со стечением согласных: «ква-ква», «ква-
кву
», «
бда-бду
», «
мна
-мну».
При работе над формированием слоговой структуры слова необходимо подключить динамический праксис: ребенок прыгает на коврик, говорит «ды», садится на корточки говорит «ня». И дальше прыжок-присест. В данном случае формируется не только скоординированные, последовательные движения, но и происходит развитие слухоречевой памяти.
Работа по преодолению диспраксии проводиться не только на занятиях в рамках Службы, но и дома вместе с родителями. Совместная работа родителей и логопеда является одним из важнейших компонентов всей коррекционной работы и во многом определяет её успешность.