Развитие произвольной памяти у детей подготовительной группы посредством использования мнемотехники Ав | Федорова Санда Ивановна . Работа №351513
Память ̶ важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти ̶ одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане), биогенетические (Павлов И.П., Сеченов И.М.), физиологические (Выготский Л.С.).
Проблему развития памяти у детей в дошкольном возрасте изучали П.П. Блонский, П.И. Зинченко, Р.Л. Немов. Ими были раскрыты функции и свойства памяти, основные характеристики памяти и их классификация.
Автор: Федорова Санда Ивановна
студентка 4 курса кафедры дошкольного образования
педагогического института
ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный
университет им. М.К.Аммосова г. Якутск
Соавтор: к.п.н. Божедонова Анна Петровна доцент кафедры ДО ПИ СВФУ
Аннотация. Память дошкольников преимущественно непроизвольны, то есть они часто запоминают интересную и эмоционально важную информацию. Научные положения исследователей, известных психологов и педагогов о сущности и научных аспектах развития памяти Л. С. Выготского. З. М. Истомина показала, что произвольная и целенаправленная память начинает формироваться в среднем дошкольном возрасте. Переход от непроизвольной памяти к произвольной у дошкольников не является самопроизвольным и определяется условиями жизни и деятельности ребенка и прежде всего влиянием педагога.
Ключевые слова. Мнемические действия это действия, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемоника ( искусство запоминания.
Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
Память это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.
Продуктивность запоминания характеризуется длительностью, быстротой, точностью, объёмом запоминания и воспроизведения.
Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
Актуальность исследования. Память объединяет в единую систему мышление, воображение и восприятие, направляя систему на познание окружающего мира. В дошкольном детстве память ̶ это основная центральная психическая функция, на основе которой построены остальные функции. С точки зрения психического развития именно память становится определяющим моментом в начале развития ребенка.
Изучение проблем развития детской памяти в настоящее время чрезвычайно актуально. Технический прогресс привел к тому, что современные дети вынуждены гораздо быстрее, чем их сверстники лет 50 назад, адаптироваться к условиям взрослой, технически насыщенной жизни. ФГОС дошкольного образования ставит требование разностороннего развития личности будущего гражданина России. Одной из приоритетных задач в этом направлении является развитие познавательной сферы, где память имеет важное значение.
Процесс развития памяти заключается в трансформации фиксируемого материала и качественных изменениях процессов памяти. Основным видом памяти, определяющим способность дошкольника к обучению в школе, является произвольная память. Поэтому именно развитию произвольной памяти уделяется основное внимание.
Объект исследования: процесс развития произвольной памяти у детей подготовительной группы.
Предмет исследования: педагогические условия развития произвольной памяти у детей подготовительной группы в ДОО посредством мнемотехники.
Цель исследования: выявить условия эффективного развития произвольной памяти у детей подготовительной группы в процессе применения мнемотехники.
Гипотеза исследования: развитие произвольной памяти у детей подготовительной группы посредством мнемотехники будет эффективным при соблюдении следующих условий:
использования мнемотехнических приёмов и методов в образовательном процессе через подбор системы игр и упражнений;
применения самодельных и готовых мнемотехнических пособий;
учета возрастных и индивидуальных особенностей у детей.
Задачи исследования:
Проанализировать сущность понятий память и произвольная память и изучить предпосылки развития произвольной памяти.
Определить уровни развития произвольной памяти у детей подготовительной группы.
Разработать методические рекомендации для педагогов по развитию произвольной памяти у детей подготовительной группы.
Методы исследования:
теоретические: изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме, анализ условий, созданных в ДОО для развития произвольной памяти у детей.
эмпирические: наблюдение, опытно-экспериментальная работа, тестирование.
Методологическую основу исследования составили:
исследования по психологическому аспекту памяти, его видах и свойствах Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.И.Зинченко, П.П. Блонского,С.Л. Рубинштейна, Р.С. Немова и др.
работы об особенностях развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста С.Л. Рубинштейна, П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, З.М. Истоминой и др.
труды по теории и методике мнемотехники и особенностей её применения в развитии произвольной памяти детей О.А. Гомзяка, Т.А.Ладыженской, Т.А. Матросовой, Т.А. Ткаченко и др.
Теоретическая значимость исследования: в работе обобщены теоретические аспекты особенностей развития произвольной памяти детей старшего дошкоьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит: в обосновании психолого-педагогических условий развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста, создаваемых в ДОО; разработке занятий с применением мнемотехники по развитию произвольной памяти у детей подготовительной группы.
База исследования: МБДОУ Сардаҥа с. Малыкай Нюрбинского улуса Республики Саха (Якутия), подготовительная группа.
Память ̶ важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти ̶ одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане), биогенетические (Павлов И.П., Сеченов И.М.), физиологические (Выготский Л.С.).
Проблему развития памяти у детей в дошкольном возрасте изучали П.П. Блонский, П.И. Зинченко, Р.Л. Немов. Ими были раскрыты функции и свойства памяти, основные характеристики памяти и их классификация.
Л.С. Выготский, П.П. Блонский, утверждали, что есть два различных, не сводимых друг к другу вида памяти, т.е. две памяти. Одна память аналогична другим процессам, происходящим в теле, и может рассматриваться как функция мозга. У ребенка параллельно развивается и другой вид памяти, представляющий собой деятельность духовную.
Основным положением концепции развития памяти, предложенной П.П. Блонским. о соотношении образной и словесной памяти в их развитии является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности [6].
Специальные исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте провел А.Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс – непосредственное запоминание – с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным.
Изучение теоретических источников позволяет сделать общие выводы по проблемам развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход – в два этапа (сначала мотивация, затем мнемические действия) от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала: При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, направленные на то чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.
К 6-7 годам, процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.
Методика развития произвольности памяти разработана Л.С.Выготским, П.И. Зинченко, А.А. Смирновым. Ими установлено, что развитие произвольной памяти имеет наглядно-практическую основу, обучение должно опираться на игровую мотивацию. Основными дидактическими принципами будут: постепенность, системность, наглядность обучения и развитие осознанного интереса к занятию.
Исследования П.И. Зинченко в этом плане убедительно показали, что установка на запоминание, делающая запоминание прямой целью действий субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности запоминания; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного [14].
Посвященное этой же проблеме исследование А.А. Смирнова подтвердило тот факт, что непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное запоминание. [13].
А.Н. Леонтьев считает, что применение эффективных и интересных для детей мнемотехнических средств позволит качественно развивать произвольную память ребенка.[5]
Для улучшения памяти необходимо воспитывать у ребенка приемы запоминания и припоминания. Этому способствует мнемотехника.
Мнемотехника ̶ система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы памяти - Мнемозины. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве, для возможности поправки речи, сейчас техника используется значительно обширнее.
Цель обучения с использованием приемов мнемотехники - развитие памяти детей через систему работы с использованием различных приемов мнемотехники [9].
Задачи мнемотехники:
•основная задача мнемотехники ̶ указать методы для запоминания в короткое время такового огромного числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы затруднительно уяснить;
•развитие памяти детей, ее различных видов;
•развитие у детей психических процессов (мышление, внимание, воображение;
•развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
•формировать у детей навыки запоминания любой информации.
Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Так как в дошкольном возрасте бурно развивается память ребенка и для обогащения этого развития необходимо применять различные мнемотехнические приемы[25].
На современном этапе вопрос мнемотехники рассматривают М. Зиганов и В. Козаренко. В своей книге Практическая система запоминания авторы представляют рекомендации использования мнемотехники в развитии памяти человека[9].
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление и память. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Мнемотехника (от греч. искусство запоминания), ̶ совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудильное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Однако в некоторых случаях неверное применение мнемотехники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного (логического) запоминания механическим заучиванием[19].
Экспериментальной базой мы выбрали МБДОУ детский сад Сардаҥа Нюрбинского улуса с. Малыкай. МБДОУ детский сад Сардаҥа является детским садом комбинированного вида. В опытно-экспериментальном исследовании участвовало 10 воспитанников подготовительной группы. Стихотворения в заучивании наизусть мы взяли из образовательных программ От рождения до школы[2] и Тосхол. [3]
На констатирующем этапе мы проводили три методики Г.А.Урунтаевой с целью определения уровня развития произвольной памяти у детей подготовительной группы с использованием диагностического материала.
1.Определение объема кратковременной (зрительной) памяти мнемотехническими средствами (Г.А. Урунтаева).
2.Оценка объема кратковременной (слуховой) памяти мнемотехническими средствами (Г.А. Урунтаева).
3. Оценка оперативной (зрительной) памяти мнемотехническими средствами (Г.А. Урунтаева).[25]
При первичном обследовании высокий уровень развития произвольной памяти показали – 20% детей, средний уровень у 40% детей и низкий уровень у 40% детей. По итогам констатирующего эксперимента диагностика уровня развития произвольной памяти у детей показала недостаточный уровень развития памяти у детей.
На формирующем этапе была поставлена цель: проверить эффективность применения мнемотехнических средств на развитие памяти дошкольников.
С этой целью разработали план занятия с детьми по заучиванию стихотворений с использованием мнемотехники. Всего было проведено 9 занятий по заучиванию наизусть. С помощью мнемотехники дети выучили наизусть стихотворения К. Туйаарыскай Ахсаан, В. Орловой Ты лети к нам, скворушка..., П. Тобурокова Чабырҕахтар, С. Тимофеева Ийэҕин харыстаа, Н. Гернета и Д. Хармса Очень- очень вкусный пирог , С. Сомоҕотто Оскуолаҕа киириэхпит, С. Есенина Береза.
В своей работе мы использовали следующие мнемотехнические приемы запоминания. Мнемотехнические приемы запоминания ̶ это такие специальные приемы, которые призваны облегчить процесс запоминания.
1.Прием образования смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан ̶ красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Название цвета начинается на ту же букву, что и слова в предложении)
2.Ритмизация, то есть перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмизованные строки. В современной педагогике этот прием успешно используется для запоминания правил правописания, таблицы умножения и другого учебного материала.
3.Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов. Так, например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова. Это прием может быть, как помощником, так и вредителем. Иногда созвучные слова запоминаются, а значение оригинала при этом восстановить не удается.
4.Нахождение ярких, необычных образов, картин, сюжетов, которые по методу связок можно оживить, добавлять краски, запахи, вкус. Можно менять размеры предметов и делать их фантастическими.
5.Метод Цицерона. Например, надо запомнить названия ягод, овощей и фруктов. Внимательно мысленным взором обводим кукольный уголок и раздаем еду игрушечным героям. Зайцу ̶ морковку, мишке ̶ малину, козочке ̶ капусту, мышке ̶ репку и т.д.
Для оценки эффективности комплекса мнемотехнических средств, примененного нами в ходе формирующего эксперимента для развития различных видов памяти у детей дошкольного возраста был проведен контрольный эксперимент. В его проведении использовались методики констатирующего эксперимента.
Сравнение результатов диагностического обследования до и после формирующего экспериментов показало:
1.Высокий уровень улучшился на 20% (до формирующего эксперимента было 40%, после ОЭР – стало 60%).
2.До формирующего эксперимента средний уровень показали 40%, после ОЭР двое детей (20%) перешли на высокий уровень и двое детей (20%) показали тот же уровень, четверо детей(40%) перешли из низкого на средний уровень.
3.Низкий уровень никто не показал.
Сравнительный анализ динамики показателей развития памяти у дошкольников в начале и конце формирующего педагогического эксперимента указывает на то, что во всех методиках у участников прирост показателей оказался больше. Если в начале эксперимента значения показателей развития произвольной памяти у дошкольников были средними, а в отдельных случаях они были ниже, то в конце эксперимента абсолютные значения показателей у дошкольников значительно повысились.
По результатам опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что использование способа мнемотехники:
- развивает память, помогает сохранению и запоминанию информации;
- облегчает процесс заучивания стихов;
- развивает логическое мышление;
- помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;
- формирует умение составлять и пересказывать рассказы.
Выдвинутая нами гипотеза подтверждается: развитие произвольной памяти детей посредством применения мнемотехники будет эффективным при соблюдении следующих условий:
1. Использования мнемотехнических приёмов и методов в образовательном процессе через подбор системы игр и упражнений;
1.Применения самодельных и готовых мнемотехнических пособий;
2.Учета возрастных и индивидуальных особенностей у детей подготовительной группы.
Таким образом, анализ результатов исследования позволяет утверждать, что апробированная методика развития основных видов произвольной памяти у детей посредством специализированных мнемотехнических средств достаточно эффективна.
Проведенная системная работа по применению мнемотехники дает положительный результат.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. - 2014.
Примерная основная образовательная программа От рождения до школы. – М.: ОИЦ Академия, 2014. -293с.
Тосхол бырагыраама – сана кэрдиис кэмнэ методической босуобуйа / Федер. Гос. Уорэх стандарта – сахалыы о5о тэрилтэтигэр; [Хомуйан онрдулар: С.С Семенова, Д.Г. Ефимова, Ю.В. Андросова]. – Дьокуускай, 2015. – 104 с. Агенство CIP HБР Саха.
Агафонов, А.Ю. Общая психология: память и представление/А.Ю. Агафонов. – М.: Самара, 2007. –152с.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/сост. И.В.Дубровина,A.M.Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
Данилова, Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов средних педагогических учебных заведений / Е.Е. Данилова.– М.: Академия,2000–160с.
Истомина, З.М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста // Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000. – 248 с.
Кислов, А.В. Диагностика творческих способностей ребенка/ А.В.Кислов, Е.Л. Пчелкина.– М.: Питер, 2010. – 86с.
Козаренко, В.А. Мнемотехника / В.А.Козаренко. – М.: ИЦ Академия, 2007. – 47с.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие / И.Ю.Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 2007. – 318 с.
Мухина,B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб.пособие для студ. ВУЗов / В.С.Мухина. – М.: ОИЦ Академия, 2014. – 456 с.
Немов, Р.С. Психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3-х томах. Том 1/ Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
Немов, Р.С. Психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С.Немов. В 3-х томах. Том 3. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 640 с.
Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб.пособие /Л.Ф.Обухова. – М.: Академия, 2001. -204с.
Петровский, А.В. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2002. -512 с.
Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2008. - 304 с.
Психология и педагогика: Учебное пособие для ВУЗов / Сост. и ответственный редактор А.А. Радугин, науч. ред. Е.А. Кротков. – М.: ОИЦ Академия, 2014. - 256 с.
Психология развития /Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2001. – 372 с.
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие / Е.И.Рогов. : В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2005. – 173 с.
Руководство практического психолога: Готовность к школе: Развивающие программы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М: Академия, 1997. – 128 с.
Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е.Сапогова. – М.: Аспект-пресс, 2001. – 302 с.
Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебники и учебные пособия / Л.Д.Столяренко. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2011. – 672 с.
Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений / Г.А.Урунтаева. – М.: Академия, 1999. – 336 с.
Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.– М.: Академия, 1998. – 304 с.
Черемошкина, Л.В. Как лучше запомнить все то, что узнал // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ Л.В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2011. – 289 с.
Шаграева, О.А. Детская психология: теоретический и практический курс/ О.А. Шаграева. – М.: Владос, 2011. – 368 с.
1