Развитие пространственных отношений у детей 9-11 лет с ТМНР | Анастасия Николаевна Трандина. Работа №329667
Умение ориентироваться в пространстве играет особую роль в развитии познавательной деятельности каждого ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей и выступает необходимым условием социальной адаптации.
Это очень длительный процесс, который начинается с самого рождения и протекает последовательно в тесной связи с развитием психической активности и особенностями эмоциональной сферы. В основе данного познания лежит предметная деятельность. Овладение предметными действиями способствует познанию пространственных свойств и пространственных отношений предметов.
У детей с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии умения и навыки пространственной ориентировки формируются с большим трудом.
Дети с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии не понимают функционального назначения предметов, не совершают с ними необходимых манипуляций, не фиксируют взгляд на предметах. Их игровые действия отражают недостаточность развития пространственных представлений. Их игры бедны и примитивны. Дети недостаточно ориентируются даже в схеме собственного тела. У них наблюдаются не совсем чёткие представления о пространственных взаимоотношениях объектов, о схеме тела, расположенного напротив. Они испытывают трудности при ориентировке во всех направлениях пространства, затруднения при определении правого и левого, верха и низа.
Работа требует от учителя напряжения и выдержки, ведь результаты проявятся не сразу. Даже то, что считалось усвоенным, завтра может оказаться совершенно незнакомым материалом. А то, что получилось хорошо, вдруг может серьёзно осложниться. Вместе с тем, при систематических занятиях могут наблюдаться положительные изменения.
Важным средством полноценного овладения знаниями является активная предметно-практическая деятельность детей, их собственные действия. Такая деятельность организуется педагогом на многих учебных и коррекционных занятиях. Особое внимание необходимо уделять занятиям по практической математике, так как ориентировка в пространстве является одним из компонентов содержания программы по данному учебному предмету.
Формирование опыта ориентировки в пространстве и соответствующих представлений начинают с ориентировки в схеме своего тела, расположении и перемещении тела в пространстве. Дети сначала на кукле учатся показывать основные части человеческого тела: голову, шею, туловище, руки, ноги, а также грудь, живот, спину. Эти части тела они показывают у своих одноклассников, а затем – на рисунках. Только после этого организуется самонаблюдение при помощи зеркала. Желательно, чтобы дети могли себя видеть в полный рост, сравнивать своё тело с телом другого человека, взрослого или одноклассника.
На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном теле и лице. Работа над схемой тела является началом, а в дальнейшем продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации» пространства тела (его вертикальной оси).
Работа ведётся перед зеркалом и начинается с показа и называния основных частей тела ребёнка. Только после их усвоения можно анализировать расположения частей тела: вверху – голова, внизу – ноги.
В соответствии с этими представлениями в работу вводятся предлоги: над, под, между.
При изучении схемы лица и тела особое внимание уделяется закреплению представлений о правой и левой стороне тела и лица. Для этого используются метки, которые размещаются слева-справа (на руке, на груди). Первым шагом обучения становиться маркировка (ленточка, браслет) левой руки учащихся. Маркировка левой руки производится независимо от ведущей руки, чтобы не создавать путаницу у детей с разными ведущими руками. Теперь понятно, что слева – это «там, где ленточка». Такие маркёры на первых этапах должны присутствовать постоянно. Изучаются «верх» (голова, бант, солнце) и «низ» (ноги, пол, ботинки, трава).
Изучение каждого из направлений пространства связывается с определённым движением, вверх, вперёд, назад, вправо и влево – простой шаг или прыжок, вниз – присесть. Здесь же закрепляются понятия дальше, ближе и т.п. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым выполняется задание.
Учить пространственной ориентировке надо и в обыденной жизни. Понятия «верх», «низ», «справа», «слева» намного легче усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (сверху), мяч у ног (внизу), «бросим вправо», «бросим влево»
Пространственные представления формируются в процессе игр, когда требуется перемещение в пространстве по подражанию, по образцу, по речевой инструкции («Найди спрятанную в комнате игрушку»). Учащиеся в процессе практической деятельности усваивают и закрепляют значение терминов впереди, позади, справа, слева, далеко, близко.
Следующим уровнем развития пространственных представлений является определение направлений в пространственном расположении объектов по отношению к собственному телу.
Момент перехода от вертикальной оси к горизонтальной (пространству, в котором в основном проходит учебная деятельность) является одним из наиболее важных, ключевых моментов овладения пространственными представлениями. На этом этапе анализ расположения объектов в горизонтальном пространстве производится только по отношению к себе как объекту (отсчёт ведётся от собственного тела). Вначале формируются представления по горизонтальной оси впереди. Дидактическим материалом могут выступать игрушки, конструктор, магнитная доска и др. Постепенно осуществляется переход от анализа горизонтального пространства впереди к анализу «бокового» горизонтального положения. Анализируется расположение объектов по отношению к собственному телу, и формируются понятия слева, справа.
Необходимо постоянно возвращаться к уже усвоенным представлениям, чередуя их с вновь изученными. Подойдут любые доступные задания, которые помогут сформировать представления о том, где над, под, сверху, снизу, справа, слева, в центре. Можно придумывать и усложнять задания по ходу игры, учитывая возможности и особенности учащихся.
Позже всех отрабатывается пространственное направление сзади.
Основные положения пространства усваиваются сначала с использованием реальных предметов, затем – с использованием изображений предметов.
После выработки навыка ориентирования в пространственном расположении объектов по отношению к собственному телу можно переходить к изучению понимания взаимоотношения объектов в пространстве относительно друг друга. Сначала формируются представления о вертикали, затем – представления о горизонтали от себя вперёд, затем о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие сзади.
Большое внимание уделяется обучению ориентировки на листе бумаги. На данном этапе можно использовать двигательные и графические диктанты, графические схемы, конструирование и копирование. Можно начинать с рисования пеной для бритья на зеркале («Нарисуй солнышко вверху», «Нарисуй травку внизу» и т. д.), а затем – на листе бумаги. Сначала у детей формируются представления о верхней и нижней, правой и левой сторонах листа бумаги. Это достигается в ходе игровых упражнений, связанных с размещением на листе геометрических фигур или изображений предметов в соответствии с инструкцией («Положи посередине», «Положи над…, под…, (и т.д.).
Разнообразные упражнения и игры будут позволять учащимся творчески манипулировать любыми объектами.
Умение ориентироваться в пространстве играет особую роль в развитии познавательной деятельности каждого ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей и выступает необходимым условием социальной адаптации.
Это очень длительный процесс, который начинается с самого рождения и протекает последовательно в тесной связи с развитием психической активности и особенностями эмоциональной сферы. В основе данного познания лежит предметная деятельность. Овладение предметными действиями способствует познанию пространственных свойств и пространственных отношений предметов.
У детей с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии умения и навыки пространственной ориентировки формируются с большим трудом.
Дети с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии не понимают функционального назначения предметов, не совершают с ними необходимых манипуляций, не фиксируют взгляд на предметах. Их игровые действия отражают недостаточность развития пространственных представлений. Их игры бедны и примитивны. Дети недостаточно ориентируются даже в схеме собственного тела. У них наблюдаются не совсем чёткие представления о пространственных взаимоотношениях объектов, о схеме тела, расположенного напротив. Они испытывают трудности при ориентировке во всех направлениях пространства, затруднения при определении правого и левого, верха и низа.
Работа требует от учителя напряжения и выдержки, ведь результаты проявятся не сразу. Даже то, что считалось усвоенным, завтра может оказаться совершенно незнакомым материалом. А то, что получилось хорошо, вдруг может серьёзно осложниться. Вместе с тем, при систематических занятиях могут наблюдаться положительные изменения.
Важным средством полноценного овладения знаниями является активная предметно-практическая деятельность детей, их собственные действия. Такая деятельность организуется педагогом на многих учебных и коррекционных занятиях. Особое внимание необходимо уделять занятиям по практической математике, так как ориентировка в пространстве является одним из компонентов содержания программы по данному учебному предмету.
Формирование опыта ориентировки в пространстве и соответствующих представлений начинают с ориентировки в схеме своего тела, расположении и перемещении тела в пространстве. Дети сначала на кукле учатся показывать основные части человеческого тела: голову, шею, туловище, руки, ноги, а также грудь, живот, спину. Эти части тела они показывают у своих одноклассников, а затем – на рисунках. Только после этого организуется самонаблюдение при помощи зеркала. Желательно, чтобы дети могли себя видеть в полный рост, сравнивать своё тело с телом другого человека, взрослого или одноклассника.
На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном теле и лице. Работа над схемой тела является началом, а в дальнейшем продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации» пространства тела (его вертикальной оси).
Работа ведётся перед зеркалом и начинается с показа и называния основных частей тела ребёнка. Только после их усвоения можно анализировать расположения частей тела: вверху – голова, внизу – ноги.
В соответствии с этими представлениями в работу вводятся предлоги: над, под, между.
При изучении схемы лица и тела особое внимание уделяется закреплению представлений о правой и левой стороне тела и лица. Для этого используются метки, которые размещаются слева-справа (на руке, на груди). Первым шагом обучения становиться маркировка (ленточка, браслет) левой руки учащихся. Маркировка левой руки производится независимо от ведущей руки, чтобы не создавать путаницу у детей с разными ведущими руками. Теперь понятно, что слева – это «там, где ленточка». Такие маркёры на первых этапах должны присутствовать постоянно. Изучаются «верх» (голова, бант, солнце) и «низ» (ноги, пол, ботинки, трава).
Изучение каждого из направлений пространства связывается с определённым движением, вверх, вперёд, назад, вправо и влево – простой шаг или прыжок, вниз – присесть. Здесь же закрепляются понятия дальше, ближе и т.п. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым выполняется задание.
Учить пространственной ориентировке надо и в обыденной жизни. Понятия «верх», «низ», «справа», «слева» намного легче усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (сверху), мяч у ног (внизу), «бросим вправо», «бросим влево»
Пространственные представления формируются в процессе игр, когда требуется перемещение в пространстве по подражанию, по образцу, по речевой инструкции («Найди спрятанную в комнате игрушку»). Учащиеся в процессе практической деятельности усваивают и закрепляют значение терминов впереди, позади, справа, слева, далеко, близко.
Следующим уровнем развития пространственных представлений является определение направлений в пространственном расположении объектов по отношению к собственному телу.
Момент перехода от вертикальной оси к горизонтальной (пространству, в котором в основном проходит учебная деятельность) является одним из наиболее важных, ключевых моментов овладения пространственными представлениями. На этом этапе анализ расположения объектов в горизонтальном пространстве производится только по отношению к себе как объекту (отсчёт ведётся от собственного тела). Вначале формируются представления по горизонтальной оси впереди. Дидактическим материалом могут выступать игрушки, конструктор, магнитная доска и др. Постепенно осуществляется переход от анализа горизонтального пространства впереди к анализу «бокового» горизонтального положения. Анализируется расположение объектов по отношению к собственному телу, и формируются понятия слева, справа.
Необходимо постоянно возвращаться к уже усвоенным представлениям, чередуя их с вновь изученными. Подойдут любые доступные задания, которые помогут сформировать представления о том, где над, под, сверху, снизу, справа, слева, в центре. Можно придумывать и усложнять задания по ходу игры, учитывая возможности и особенности учащихся.
Позже всех отрабатывается пространственное направление сзади.
Основные положения пространства усваиваются сначала с использованием реальных предметов, затем – с использованием изображений предметов.
После выработки навыка ориентирования в пространственном расположении объектов по отношению к собственному телу можно переходить к изучению понимания взаимоотношения объектов в пространстве относительно друг друга. Сначала формируются представления о вертикали, затем – представления о горизонтали от себя вперёд, затем о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие сзади.
Большое внимание уделяется обучению ориентировки на листе бумаги. На данном этапе можно использовать двигательные и графические диктанты, графические схемы, конструирование и копирование. Можно начинать с рисования пеной для бритья на зеркале («Нарисуй солнышко вверху», «Нарисуй травку внизу» и т. д.), а затем – на листе бумаги. Сначала у детей формируются представления о верхней и нижней, правой и левой сторонах листа бумаги. Это достигается в ходе игровых упражнений, связанных с размещением на листе геометрических фигур или изображений предметов в соответствии с инструкцией («Положи посередине», «Положи над…, под…, (и т.д.).
Разнообразные упражнения и игры будут позволять учащимся творчески манипулировать любыми объектами.