Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ | Давлетова Татьяна Валерьевна. Работа №342334. Номер работы: №342334

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.    Данная статья посвящена проблеме формирования пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются основные методики и упражнения, способствующие развитию пространственной ориентации, а также влияние этих навыков на общую адаптацию ребенка в окружающем мире. Приводятся примеры практических занятий, направленных на развитие восприятия пространства.

Ключевые слова: пространственные представления, дети, ОВЗ, ориентация, методики, упражнения, адаптация.

Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ

 

Давлетова Татьяна Валерьевна, учитель-дефектолог

МАДОУ "Детский сад № 421 "Гармония", г.Пермь

 

Аннотация.    Данная статья посвящена проблеме формирования пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются основные методики и упражнения, способствующие развитию пространственной ориентации, а также влияние этих навыков на общую адаптацию ребенка в окружающем мире. Приводятся примеры практических занятий, направленных на развитие восприятия пространства.

Ключевые слова: пространственные представления, дети, ОВЗ, ориентация, методики, упражнения, адаптация.

 

Развитие пространственных представлений у детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) является важной задачей в рамках коррекционного обучения. Пространственные представления помогают детям ориентироваться в окружающем мире, понимать пространственные отношения и осмыслять события, что, в свою очередь, влияет на формирование их общей способности к обучению. Процесс формирования этих представлений у детей с ОВЗ требует особого внимания и специализированных методов, поскольку такие дети могут сталкиваться с различными проблемами в восприятии и понимании пространственных отношений.

Пространственные представления традиционно отображают то, как человек воспринимает информацию о направлениях, расстояниях и расположении объектов. При этом можно выделить несколько ключевых аспектов пространственного мышления, таких как ориентация в пространстве, вера в одномоментность различных объектов и понимание их взаимосвязей. Важно отметить, что дети с особыми образовательными потребностями могут испытывать трудности в каждом из этих аспектов, что негативно сказывается на их способности взаимодействовать с окружающим миром и обучаться.

Специфика работы с детьми с ОВЗ требует от педагогов использования подходов, которые сосредоточены на их индивидуальных потребностях и возможностях. Как правило, в коррекционной работе акцент делается на практическое обучение, включая использование игр и специальных упражнений, направленных на формирование пространственного мышления. Данные методы позволяют детям не только научиться распознавать пространственные отношения, но и развивать навыки моторики и координации, что является важным аспектом развития общего восприятия мира.

Одной из эффективных форм работы с детьми с ОВЗ являются игровые технологии. Игры способны создать непринужденную атмосферу, что важно для детей, испытывающих трудности в обучении и взаимодействии. Механизм игры позволяет представить обучение как увлекательный процесс, где ребенок может свободно исследовать пространство и экспериментировать с предметами. Это даёт возможность естественным образом развивать представления о пространстве, прорабатывая такими способами, как перемещение по игровым площадкам, использование конструкторов или построение различных моделей.

Важно учитывать, что у детей с ОВЗ наблюдается индивидуальная вариативность в восприятии и понимании пространственной информации, поэтому подходы и упражнения должны варьироваться в зависимости от потребностей конкретной группы детей. Например, для детей с затруднениями в моторике полезны будут занятия с использованием непосредственно контакта с предметами, где они могут изучать пространственные отношения через тактильные ощущения. Для других детей, которые могут сосредоточиться на визуальном восприятии, будут необходимы задачи, связанные с наблюдением, изображением и созданием схем.

Интеграция различных образовательных технологий, таких как модули виртуальной реальности или специальные обучающие программные приложения, также может сыграть ключевую роль в развитии пространственных представлений у детей с ОВЗ. Виртуальная реальность, например, позволяет детям взаимодействовать с трехмерным пространством без реальных физических ограничений, что открывает новые горизонты для обучения и восприятия. Этот инновационный подход дает возможность детям изучать сложные пространственные концепции в безопасной и контролируемой среде, что может быть особенно полезно для детей с ограниченными физическими возможностями.

Не стоит забывать, что основным фактором успешного обучения является создание положительной эмоциональной среды. Дети с ОВЗ часто имеют низкую самооценку или страх перед неудачами, поэтому важно поощрять их успехи, даже если они небольшие. Принцип постепенного увеличения сложности заданий также должен быть приоритетным: начиная с простых, но понятных задач, можно постепенно переходить к более сложным, расширяя таким образом горизонты детского восприятия и способствуя формированию у них уверенности в своих силах.

Таким образом, развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ является многогранной и комплексной задачей, требующей применения разнообразных методов, технологий и подходов. Интеграция практических заданий, игр, а также современных технологий позволяет более эффективно работать с детьми и создавать для них условия, способствующие развитию необходимых навыков. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал поддержку и понимание со стороны педагогов, что в свою очередь поможет ему развиваться и адаптироваться в мире, полном разнообразия и новых открытий.

 

Список литературы

Бондаренко

И

.

В

.

Развитие

пространственных

представлений

у

детей

с

ОВЗ

:

сборник

трудов

конференции

. /

И

.

В

.

Бондаренко

,

О

.

А

.

Полянская

//

Научное

и

образовательное

пространство

в

условиях

вызовов

современности

:

материалы

Междунар

.

науч

.-

практ

.

конф

. (

Чебоксары

, 9

февр

. 2022

г

.) /

редкол

.:

О

.

Н

.

Широков

[

и

др

.]

Чебоксары

:

Центр

научного

сотрудничества

«Интерактив

плюс»

, 2022.

С

. 23-25.

Бурачевская

 О.В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 840–846.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X