Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие психофизических качеств детей дошкольного возраста посредством подвижных игр | Литвинова Оксана Валериевна. Работа №344956

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассмотрены возможности развития психофизических качеств детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр. Подчеркивается важность физической активности для гармоничного развития ребёнка и её влияние на психические процессы, такие как внимание, память и мышление. Обсуждаются ключевые принципы организации подвижных игр и роль инструктора по физической культуре в процессе воспитания детей. Представлены практические рекомендации по включению игр в образовательный процесс для всестороннего развития дошкольников.

          Ключевые слова: психофизические качества, дошкольники, подвижные игры, физическая культура, внимание, координация, развитие детей.

РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР

 

Литвинова Оксана Валериевна, инструктор по физической культуре

ГБОУ "Школа №1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника"

 

Аннотация: В статье рассмотрены возможности развития психофизических качеств детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр. Подчеркивается важность физической активности для гармоничного развития ребёнка и её влияние на психические процессы, такие как внимание, память и мышление. Обсуждаются ключевые принципы организации подвижных игр и роль инструктора по физической культуре в процессе воспитания детей. Представлены практические рекомендации по включению игр в образовательный процесс для всестороннего развития дошкольников.

Ключевые слова: психофизические качества, дошкольники, подвижные игры, физическая культура, внимание, координация, развитие детей.

 

В дошкольном возрасте закладываются основы не только физического, но и психического развития ребёнка. В этот период очень важно уделить внимание тому, как организована двигательная активность, ведь именно через неё дети активно познают мир, осваивают пространство и развивают важные навыки, которые пригодятся им в будущем. Одним из наиболее эффективных методов развития психофизических качеств дошкольников являются подвижные игры. Они способствуют гармоничному развитию как физических, так и психических функций ребёнка, создавая условия для формирования базовых качеств, таких как ловкость, выносливость, быстрота реакции и способность концентрировать внимание.

Психофизические качества включают в себя такие компоненты, как координация движений, ловкость, скорость реакции, а также психические процессы — внимание, память, мышление. Подвижные игры, благодаря своей структуре и динамике, позволяют одновременно развивать все эти элементы. Важно отметить, что в процессе игры ребёнок учится не только двигаться, но и думать, планировать свои действия и быстро адаптироваться к изменениям в игровой ситуации. Это создаёт благоприятные условия для развития когнитивных функций наряду с физическим совершенствованием.

Одной из ключевых особенностей подвижных игр является их способность активировать психические процессы. Например, игры на скорость реакции и внимание требуют от ребёнка быстрого и точного выполнения движений. Играя в "Догонялки" или "Прятки", дети учатся быстро реагировать на изменения в ситуации, запоминать правила игры, следить за перемещением других участников. Это стимулирует развитие оперативной памяти, улучшает координацию и тренирует внимательность.

Важной составляющей подвижных игр является развитие координации движений и ловкости. В играх, где необходимо балансировать, быстро менять направление или выполнять сложные движения (например, прыжки через препятствия), дети развивают контроль над своим телом. Это способствует формированию чувства равновесия, улучшению пространственной ориентации и повышению общей моторной активности. Инструктор по физической культуре, используя такие игры, может помочь детям освоить сложные движения в игровой форме, что делает процесс обучения более увлекательным и эффективным.

Физическая активность через подвижные игры также положительно влияет на эмоциональную сферу детей. Игры создают радостную, дружескую атмосферу, что способствует снижению тревожности и стресса. В условиях игры дети чувствуют себя свободными, могут экспериментировать с движениями и учиться взаимодействовать с окружающими. Это помогает развивать эмоциональную устойчивость и умение контролировать свои эмоции в различных ситуациях.

Подвижные игры также играют важную роль в формировании социальных навыков. В командных играх дети учатся взаимодействовать друг с другом, принимать решения в условиях коллективной деятельности, уважать правила и поддерживать участников. Это формирует у детей ответственность, способность к сотрудничеству и развитию лидерских качеств. Важно, чтобы инструктор по физической культуре создавал условия для активного участия всех детей, помогал им находить баланс между индивидуальными успехами и общими целями команды.

Роль инструктора по физической культуре в развитии психофизических качеств дошкольников через подвижные игры неоценима. Именно он отвечает за подбор игр, которые соответствуют возрасту и уровню развития детей. Игры должны быть разнообразными и включать в себя элементы, развивающие как физические, так и когнитивные способности. Инструктор должен уметь адаптировать игры в зависимости от уровня подготовки детей, стимулировать их активность и одновременно обеспечивать безопасные условия для игры. Важно учитывать индивидуальные особенности детей, помогая каждому из них раскрыть свои потенциалы в движении.

Эффективное использование подвижных игр в образовательном процессе может быть достигнуто при соблюдении нескольких ключевых принципов. Во-первых, игры должны быть разнообразными, чтобы стимулировать развитие различных психофизических качеств. Во-вторых, игры должны быть последовательными — от простых к более сложным, чтобы дети постепенно осваивали новые навыки. В-третьих, важно вовлекать детей в активную деятельность через поощрение их участия и развитие интереса к игре.

Примером успешной подвижной игры для развития координации и быстроты реакции может быть игра "Ловишки", где дети учатся быстро менять направление и ориентироваться в пространстве. Для развития ловкости и внимания можно использовать игры с мячом, такие как "Перебрасывание мяча через сетку", где требуется не только физическая сила, но и внимательность, и точность. Также полезны игры на развитие памяти и мышления, такие как "Повтори движение", где дети должны запомнить и повторить серию движений, показанную инструктором.

Таким образом, подвижные игры являются мощным инструментом для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Через игру ребёнок не только укрепляет своё физическое здоровье, но и развивает психические процессы, учится взаимодействовать с окружающими и адаптироваться к новым ситуациям. Инструктор по физической культуре играет ключевую роль в организации этого процесса, создавая условия для гармоничного развития психофизических качеств детей. Подвижные игры — это эффективный и увлекательный способ формирования у детей жизненно важных навыков, которые будут полезны им в дальнейшей жизни.

 

Список литературы

 

Лукьяненко В.П., Лукьяненко Н.В., Моргун И.Н. Особенности воспитания физических качеств у детей старшего дошкольного возраста на основе использования подвижных игр // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. №8 (210). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospitaniya-fizicheskih-kachestv-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-na-osnove-ispolzovaniya-podvizhnyh-igr (дата обращения: 25.09.2024).

Марков, А. Ю. Влияние подвижной игры на занятиях по физической культуре на развитие ребёнка дошкольного возраста / А. Ю. Марков. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94139/ (дата обращения: 25.09.2024).

Теоретически

е и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник / С.О.

Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина и др.; под ред. С. О. Филипповой. - 8-е изд., стер. -

Москва :

Академия, 2019. - 318 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×