Развитие разговорных навыков у школьников: упражнения и стратегии | Андреева Людмила Петровна. Работа №354493
Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к развитию разговорных навыков у школьников на уроках английского языка. Автор уделяет внимание особенностям преподавания, а также предлагает конкретные упражнения и стратегии, которые помогают учащимся преодолевать языковые барьеры, увеличивать словарный запас и уверенно использовать английский язык в общении.
Ключевые слова: разговорные навыки, коммуникативный подход, упражнения, стратегии, мотивация, английский язык, школьники.
Развитие разговорных навыков у школьников: упражнения и стратегии
Андреева Людмила Петровна, учитель английского языка
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Кременевская школа Володарского муниципального округа»
Донецкой Народной Республики
Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к развитию разговорных навыков у школьников на уроках английского языка. Автор уделяет внимание особенностям преподавания, а также предлагает конкретные упражнения и стратегии, которые помогают учащимся преодолевать языковые барьеры, увеличивать словарный запас и уверенно использовать английский язык в общении.
Ключевые слова: разговорные навыки, коммуникативный подход, упражнения, стратегии, мотивация, английский язык, школьники.
Современное преподавание английского языка ставит развитие разговорных навыков на первое место. Это связано с необходимостью формирования у учащихся способности использовать язык в реальных жизненных ситуациях. Однако, несмотря на очевидную важность устной речи, многие школьники сталкиваются с трудностями: языковыми барьерами, страхом ошибиться или недостатком словарного запаса. Для учителя это становится вызовом, требующим использования разнообразных подходов и приемов, направленных на то, чтобы сделать процесс говорения комфортным и результативным.
Один из ключевых аспектов работы над развитием разговорных навыков — создание благоприятной атмосферы в классе. Ученик должен чувствовать, что ошибки — это естественная часть процесса обучения. Например, можно ввести правило «Ошибаться разрешено», где за смелую попытку говорить на английском ученик получает похвалу, даже если предложение содержит ошибки. Это снимает напряжение и позволяет школьникам чувствовать себя увереннее.
Для успешного развития разговорных навыков важно использовать коммуникативный подход, который фокусируется на реальных ситуациях общения. Эффективными являются ролевые игры, где школьники могут примерить на себя разные роли. Например, игра «В ресторане» позволяет ученикам отработать фразы для заказа еды, попросить счет или уточнить детали меню. Такие задания помогают не только улучшить разговорные навыки, но и делают уроки интересными.
Другой важный инструмент — парные и групповые задания. Учитель может предложить упражнения, в которых школьники должны взаимодействовать друг с другом. Например, задание «Найди общий интерес» предполагает, что учащиеся в парах задают друг другу вопросы о хобби, музыкальных предпочтениях или планах на выходные. Это не только развивает разговорные навыки, но и улучшает взаимодействие между учениками, формируя командный дух.
Важной частью работы является использование визуальных опор. Например, фотографии, карточки или комиксы можно использовать для создания историй. Учитель показывает изображение, а ученики описывают его или составляют небольшой диалог. Для младших школьников подойдут задания с элементами игры, такие как «Опиши и угадай». Один ученик описывает картинку, а остальные пытаются угадать, о чем идет речь.
Не менее значимым аспектом является работа над словарным запасом. Разговорная речь невозможна без достаточного количества лексики, поэтому важно внедрять упражнения на запоминание новых слов и выражений. Например, в начале урока можно проводить активность «Словарное колесо»: ученики называют слова по теме урока, а затем составляют с ними короткие фразы или предложения. Для закрепления можно использовать задание «Задай вопрос», где школьники придумывают и задают вопросы друг другу, используя изученную лексику.
Работа над произношением также важна для уверенного общения. Тренировки произношения можно превратить в увлекательный процесс. Например, учитель может предложить ученикам прочитать скороговорки или фразы с ритмическими ударениями, что помогает улучшить интонацию и ритмичность речи. Также можно использовать аудиоматериалы с диалогами носителей языка, после прослушивания которых ученики повторяют фразы, стараясь имитировать акцент и интонацию.
Для снятия языкового барьера полезно использовать стратегию «Сначала подумай, потом говори». Часто ученики теряются из-за нехватки времени на обдумывание ответа. Учитель может предложить задания, где у школьников есть несколько секунд на подготовку ответа, например, составить короткую историю по заданной теме. Это помогает развить скорость мышления и уверенность в собственных силах.
Интерактивные технологии играют значительную роль в развитии разговорных навыков. Использование приложений для видеосвязи, таких как Zoom или Skype, позволяет устраивать виртуальные диалоги с носителями языка или учениками из других школ. Это помогает школьникам понять, что английский язык — это инструмент для общения по всему миру. Еще один интересный вариант — запись видео- или аудиосообщений. Например, ученики могут записывать короткие рассказы о себе или своих увлечениях, а затем прослушивать записи, анализируя свои успехи и ошибки.
Чтобы мотивировать школьников к активному участию в диалогах, важно включать их личные интересы в учебный процесс. Например, можно предложить ученикам обсудить фильмы, которые они смотрели, любимые видеоигры или планы на каникулы. Тема, близкая ученикам, вызывает больше энтузиазма, чем стандартные учебные задания.
Одним из самых эффективных упражнений является создание совместных проектов. Например, школьники могут подготовить презентацию о своей школе, городе или стране, а затем представить её на английском языке. В процессе подготовки они активно взаимодействуют, учатся выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения.
Для систематической работы над разговорными навыками учителю важно чередовать упражнения и методы, чтобы занятия оставались интересными. Регулярное использование разнообразных стратегий, таких как ролевые игры, парные задания, обсуждение интересных тем и работа с аудиоматериалами, помогает не только развивать навыки общения, но и формировать у школьников уверенность в своих силах.
В заключение, развитие разговорных навыков — это процесс, требующий постоянного внимания и творчества со стороны учителя. Применение различных упражнений и стратегий позволяет школьникам почувствовать радость от общения на английском языке, а значит, сделать процесс изучения языка увлекательным и продуктивным. Учитель, умеющий мотивировать и поддерживать своих учеников, играет ключевую роль в их успехе.
Список литературы
Даричева М.
В.,
Дорожкина
Д.
С., Гришина И.
А. Применение интерактивных методов при обучении говорению на уроках английского языка // Проблемы современного педагогического образования.
2022. №75-4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-interaktivnyh-metodov-pri-obuchenii-govoreniyu-na-urokah-angliyskogo-yazyka
Мамедова Е. Н., Мамедова Л. В. Формирование речевых навыков и умений в процессе обучения английскому языку // Управление образованием: теория и практика.
2022. №3 (49). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-rechevyh-navykov-i-umeniy-v-protsesse-obucheniya-angliyskomu-yazyku
Маторкина
Л. С. Применение аутентичных видеоматериалов в качестве средства обучения говорению на иностранном языке / Л. С.
Маторкина
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 120-121. — URL:
https://moluch.ru/archive/441/96551/
Шакирова Р. Д., Краснова С. Ю. Развитие устной иноязычной речи с применением ролевых игр на уроках английского языка // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М.
Акмуллы
. 2022. №1-4 (62).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-ustnoy-inoyazychnoy-rechi-s-primeneniem-rolevyh-igr-na-urokah-angliyskogo-yazyka