Развитие разных видов воображения у младших школьников в творческой деятельности | Петросян Инна Арменовна. Работа №351779
Реформирование различных сфер жизнедеятельности в России определяет необходимость воспитания личности активной, способной нестандартно мыслить при решении жизненных ситуаций, а значит, творческой и инициативной. Поэтому развитие разных видов воображения является актуальной проблемой, требующей инновационных подходов в решении.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Возникновение и развитие воображения – социально-обусловленный процесс. Именно педагог закладывает у ребенка механизмы воображения. В общении со взрослым ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов. Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их, прежде всего, в продуктивных видах деятельности.
Также важно отметить, что в современном информационном обществе все больше нуждаются в людях креативных, творческих, которые смогут гибко реагировать на постоянные изменения. Так, в России реализуется национальный проект «Образование», в рамках которого школы с современным оборудованием появляются даже в селах, новые кружки и секции позволяют раскрыть талант каждого ребенка. Техникумы и колледжи получают новые мастерские. Особое внимание уделяется и творческому развитию, которое лежит в основе воображения.
Период младшего школьного возраста – это период, когда дети восприимчивы ко всему новому, готовы получать новые знания и умения, обогащать имеющиеся навыки, желание создавать творческий продукт. Если с раннего возраста включать детей в активную творческую работу, то у них лучше сформируется творческое воображение, широта мышления, любопытство и т.д. Из вышеизложенного противоречия вытекает актуальная проблема. исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в художественной деятельности.
1.1Понятие о воображении в психолого-педагогической литературе
Воображение является важной составляющей сознания и мыслительной деятельности человека. Развитие воображения представляет собой задачу для развития личности не только ребенка, но и взрослого человека, так как в современном мире все больше возрастает востребованность такой черты, как креативность. Тем не менее, именно в период детства наиболее развит сенситивный период для развития разных видов воображения. Наиболее при этом подходящим способом является творческая деятельность.
Однако анализ психолого-педагогической литературы показал, что единого подхода к дефиниции воображения нет. Дать определение понятию воображение стремились многие мыслители.
Начиная с античного периода к понятию воображения обращались и многие философы, среди которых особое место занимает Аристотель. Он подчеркивает особую значимость воображения для познавательной деятельности и ее форм: Воображение же есть нечто отличное и от ощущения, и от размышления; оно не возникает без ощущения, а без воображения невозможно никакое составление суждений; а что воображение не есть ни мышление, ни составление суждений – это явно [1, электронный ресурс].
Психолог К. Н. Юнг отмечал такой признак воображения, как вмешательство в бессознательное, в процессе которого происходит расширение возможностей мышления, самопознания [56, электронный ресурс].
Значимый вклад в исследование воображения внес Л. С. Выготский, который определял его как процесс мышления, который строится на основе новых образов и идей, которые ранее не существовало, хотя и может опираться на ранее накопленный опыт и впечатления [10, c. 1136].
А. Н. Леонтьев представляет более полное определение, чем вышеупомянутые авторы. Так, под воображением он понимает познавательный процесс, в ходе которого осуществляется анализ или синтез как методы мышления, формирование и выделение признаков предметов и явлений в раннее не существующие комбинации. Результатом такой деятельности будет создание или нового образа или их системы, основывающихся на представлениях реальной действительности [35, c. 512].
С. Л. Рубинштейн также обращается к творческой характеристике воображения. Именно создание чего-то нового как психический процесс при анализе и сопоставлении уже имеющейся информации представляет собой воображение [51, c. 720].
Так, выделяется следующая общая характеристика – это тот факт, что воображение базируется на представлении, т. е. образах из памяти, на имеющимся чувственном опыте. По мнению Е. И. Игнатьева сущность воображения сводиться к тому, что человеческое сознание обрабатывает данные прошлого опыта и на его основе создает новое суждение или представление [26, c. 277] .
Так, можно выделить следующие характеристики понятия воображения:
- созидательный характер;
- творческий характер;
- осуществляется в процессе мышления;
- опирается на имеющийся опыт.
Дополнить данный перечень может такая характеристика как непосредственная связь с речью. Так, Л. С. Выготский утверждал, что развитие воображение напрямую отражается на степени развитости воображения [ 8, c. 95]. В связи с чем можно прийти к выводу о том, что именно у детей является важным развитие разных видов воображения, так как оно связанно со многими другими физическими и интеллектуальными процессами. Также автор указывает, что у детей воображение проходит довольной длинный путь своего развития и опирается на его жизненный опыт и эмоциональные впечатления, полученные в реальной жизни [11, c. 93].
Л. Н. Коган А. Г. Спиркин формулируют понятие воображения как вида деятельности, который представляет собой психологический процесс создания образов, которые ранее не воспринимались личностью [30, c. 239].
Довольно емкое понятие представляют такие авторы, как А. А. Сабаноков, А. М. Канкулов, К. К. Кешева, М. Х. Махошева. По их мнению воображение это перестройка имеющихся представлений. На наш взгляд, данное определение является нераскрытым, так как не включает в себя ряд существенных признаков воображения[7, c. 272-274].
Следует отметить дефиницию С.Ю. Головина, который, на наш взгляд, наиболее полно сформулировал поднимания воображения. Автор определяет его как часть сознания личности, психический процесс работы с имеющимися представлениями, в процессе которого происходит переработка имеющего опыта и создание новых образов и понятий, которые обладают высокой степенью наглядности и предметности [15, c. 399].
Нестандартное определение дает и Я. Л. Коломенский, который определяет воображение как способ познания будущего, придающий деятельности человека целевой характер при создании новых мыслительных образов [ 31, c. 371].
Н. А. Ладыгина утверждает, что воображение есть возможность искажения реальности. При этом воображение, по мнению автора, связывается с памятью, речью и мышлением. Воображение она наделяет признаком случайности, из которого могут формироваться фантазии [34, c. 13-22].
Г. М. Ямлихина, З. З. Крымгужина дополняют указанные тезисы тем, что считают, что воображение ключевой инструмент для творчества, так как с помощью него происходит обращение к бессознательным процессам [57, c. 221-224]. А. Д. Кондрашова, в свою очередь, считает, что воображение можно представить и как чистый лист, то есть оно не обязательно должно опираться на имеющиеся знания, а следовательно - данный психическо-мыслительный процесс имеет огромный потенциал. Здесь следует заметить, что разум и фантазии человека все же имеют ограниченный характер [32, c. 142-145].
В. В. Пьянкова различает дефиницию в понимании воображения исходя из степени его развитости. Если брать низший уровень - там воображение работает непроизвольно и бессознательно. На высших уровнях большая работа накладывается уже на сознательные психические и мыслительные процессы у личности. Тем не менее, на всех уровнях можно проследить то, как человек относится в различные явления и процессам [ 47, c. 221-228]. А. О. Токарева, Е. А. Колчанова особо акцентируют внимание на чувственном и эмоциональном опыте как основе фантазии [54, c. 117-119].
При этом следует разграничивать понятие мечтательность и воображение. Так, Л. С. Выготский считает, что мечтательность — это внутренний процесс, который не направлен на создание конкретного объекта или мысли в отличии от воображения, которое носит творческий характер и обладает более существенным потенциалом [ 13, c. 487].
Таким образом, существует несколько подходов к понятию воображение. Большинство авторов рассматривают воображения в рамках его сопоставления с мышлением, памятью, познанием, эмоциями, творчеством, работой с образами и понятиями, накопленным опытом, искажением реальности, а также с физиолого-психологическими аспектами, такими, как бессознательное, этапы взросления и развития психики. Так, можно сформулировать, что воображение – это особая психологическая способность человека воспроизводить образы, идеи и представления в рамках сознательной деятельности в форме преднамеренной или непреднамеренной мыслительной активности, результатом которой будет объект, восприятие которого не может быть воспринята органами чувств, связанный с процессами мышления и познания, а также творческой деятельностью.
1.2Виды воображения
Ведя речь о возможностях развития воображения у младших школьников, следует определить различные подходы и критерии к его видам.
Так, В. М. Розин разделяют воображение по двум принципам, в зависимости от поставленных задач (мечта, творческое воображение). Второй принцип заключается в разделение воображение на осознанное и не осознанное. Осознанное воображение – это воображение, которое человек создает, пользуясь своим опытом, то есть созданием, например, рисунков, процессов и так далее. Неосознанное воображение – это воображение стихийное, в этом процессе воля человека не участвует, к такому воображению относятся сны [ 50, c. 89].
Т. Рибо в работе о воображении, рассматривает два его вида, выделяя, с одной стороны, так называемое воспроизводящее воображение и, с другой – творческое, или воссоздающее, воображение [ 48, c. 318].
Воспроизводящее воображение – та же самая память. Под воспроизводящим воображением психологи понимали такую деятельность психики, при которой мы воспроизводим в сознании ряд образов, пережитых нами, но восстанавливаем их тогда, когда непосредственных поводов для восстановления нет [12, c. 109].
Но данная классификация будет не совсем верной. По оригинальности произвольное (активное) воображение можно разделить на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.
Воссоздающее или репродуктивное воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении художественной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать писатель, рассказчик. Отличной школой развития воссоздающего воображения служит изучение географических карт.
Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками и пр.) Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая зашифрована условными обозначениями.
Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей [12, c. 109].
Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение [ 41, c. 285].
Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Болконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину…) [21, c. 405].
По мнению И.П. Подласого: ценность воображения в том, что она позволяет принимать решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии необходимой полноты знаний, необходимых для мышления. Фантазия позволяет обойти некоторые этапы мышления и все-таки представить конечный результат [ 46, c. 463].
Необходимо отметить, что и в деятельность воссоздающего воображения всегда включены элементы творчества, также как и творческое воображение школьника опирается на образы воссоздающего.
Индивидуальные особенности и уровень развития личности, определяют различные виды творческого воображения. К числу которых относят: пассивное воображение (преднамеренное и непреднамеренное), активное (творческое и воссоздающее), отдельные виды воображения – мечта и фантазия [11, c. 93]. Данные виды воображения получают реализацию на основе разнообразных средств воображения, таких как: агглюцинация, акцентирование, гиперболизация, инверсия, комбинирование, одухотворение, символизация, схематизация [ 17, c. 183].
Различают также пассивное и активное воображение. Пассивным называют воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли человека. Он в данном случае не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса. В этих случаях образы воображения, их сочетания могут носить самый фантастический характер. Содержание этих характеров в значительной мере определяется не психологическими, а физиологическими причинами – тем, в каком состоянии находятся разные участки мозга. Примерами пассивного воображения являются, галлюцинации и сновидения.
Активное воображение это воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности, направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на два вида:
1) воображение воссоздающее;
2) воображение творческое.
По критерию трактовок и функций воображения А. В. Ивановой были установлены и обозначены следующие психологические аспекты изучения видов воображения: когнитивно-процессуальный, побудительно-мотивационный, воображение как фактор развития личности, воображение как профессионально важный фактор, дифференциально-психологический аспект, событийно-ситуационный аспект [ 25, c. 10-15]. В когнитивно-процессуальном аспекте (Л. С. Выготский [ 11, c. 93], У. Найссер [ 38, c. 398], О. И. Никифорова [ 40, c. 67-77], А. В. Петровский [45, c. 496] и др.) исследователи рассматривают воображение как высшую психическую функцию, высший познавательный процесс, необходимый элемент творческой деятельности человека. В данном аспекте процесс воображения рассматривается наряду с мышлением и памятью.
В побудительно-мотивационном аспекте изучения воображения (Л. Ф. Божович [ 5, c. 352] В. В. Давыдов [16, c. 240], Б. И. Додонов [20, c. 272], Е. П. Ильин [29, c. 508], В. И. Моросанова [ 37, c. 214] ) преимущественно описывается побудительная функция мечты.
В аспекте, в котором воображение рассматривается как фактор развития личности (Л. С. Выготский [13, c. 487] , В. В. Давыдов [ 16, c. 240], К. Изард [28, c. 464], В. И. Моросанова [ 37, c. 214], А. А. Налчаджян [ 39, c. 368], А. В. Петровский [45, c. 496], Н. Т. Рожков [49, c. 266] ), исследователи концентрируются на роли воображения в самосовершенствовании и самовоспитании личности. Это изучение касается, прежде всего, связи воображения и самосознания, а последнее исследуется через отдельные измерения Я-концепции (идеальное Я, невротическое идеализированное Я, будущее Я).
В аспекте изучения воображения как профессионально важного фактора своеобразной имажинитивной способности личности авторами подчеркивается значимость функций воображения в специфических профессиональных областях деятельности (актерская, педагогическая, писательская, художественная, инженерная и др.) [9, c. 480].
В дифференциально-психологическом аспекте авторы акцентируют внимание на различиях в выраженности видов воображения в зависимости от особенностей личности (ее личностных свойств, возраста, пола и др.) [ 36, c. 542].
В каждом из аспектов изучения воображения его ведущие трактовки сходны в подчеркивании исследователями результативности этого процесса – создания нового; в качестве традиционно исследуемого выступает произвольное воображение. Воображение – многофункциональный процесс, участвующий в познании, обеспечении продуктивности созидательной и профессиональной деятельности, прогнозировании, планировании будущего, мотивировании личности, адаптации, саморазвитии личности, создании и поддержании Я-концепции, реализации психологических защит личности.
Анализ трактовок и функций воображения позволил выделить основные противоречия: между отнесением его к высшим психическим функциям и исследованием его роли в совладающем поведении; между акцентированием внимания на его роли в развитии и самосовершенствовании личности и преимущественном его изучением у детей и подростков; между утверждением значимости каждого из видов воображения и преимущественным изучением только произвольного его вида; между констатацией обусловленности воображения личностными особенностями субъектов и ограниченностью круга эмпирических исследований, специально посвященных характеристикам воображения в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.
Так, можно выделить следующие из научных знаний виды воображения, представленные на рисунке 1:
Рисунок 1 – Виды воображения
Таким образом, воображение классифицируют по степени проявления волевых усилий (произвольное, преднамеренное или непроизвольное, непреднамеренное) и степени активности (активное и пассивное). По способам: воссоздающее и творческое. По характеру образа: конкретное (создание образов объективно существующих предметов, явлений) и абстрактное (создание обобщённых, отвлечённых, условных образов). По форме проявления: реалистическое (воображение, наиболее полно и глубоко отражающее действительность), и нереалистичное: фантазия, мечта, грезы.
1.3Особенности развития воображения у современных младших школьников в процессе творческой деятельности
Современные младшие школьники всесторонне погружены в цифровые технологии, инновации. Они находятся и развиваются в среде, которая является крайне динамичной, в связи с чем требуется создать благоприятные условия для формирования навыков адаптации к меняющимся условиям, к креативному мышлению. Для данных факторов особое значение в образовательном процессе имеет творческая деятельность, которая будет способствовать развитию разных видов воображения, а значит – и гибкости мышления.
Важным личностным результатом освоения основной образовательной программы начального общего образования, обозначенным в ФГОС НОО, является стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности; среди метапредметных результатов указывается способность прогнозировать возможное развитие процессов и событий, а также создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей[Электронный ресурс] ( дата обращения 25.08.2024). Таким образом, становится очевидным, что целью обучения помимо суммы знаний и навыков является развитие универсальных способностей человека, в том числе творческих.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО в Федеральной рабочей программе начального общего образования указывается, что результатом изучения литературного чтения в начальной школе является выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске [Электронный ресурс] (дата обращения 25.08.2024). Способность к творчеству является важной составляющей гармонично развивающейся личности. Творческие способности напрямую связаны с творческим воображением, как необходимым условием, позволяющим представить, создать и воплотить в жизнь новые образы, идеи, цели. Не случайно в научной литературе достаточно подробно рассматривается творческое воображение как психолого-педагогическая проблема.
Младший школьный возраст считается одним из значимых и сензитивных этапов возрастного развития в целом и воображения в частности. Выпускник начальных классов должен владеть определенным кругом знаний и умений о предметах окружающего мира, использовать творческий подход, неординарность решений, творчески мыслить [6, c. 6-13]. Если в этом возрасте не уделить достаточно внимания развитию воображения, то в последующем этот познавательный процесс станет менее востребованным в связи со слабой сформированностью. Таким образом, воображение постепенно начнет выполнять более пассивную роль в познавательной деятельности.
Воображение принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфический человеческий характер деятельности. Воображение выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, учебной, вообще всякой творческой деятельности.
Младший школьный возраст охватывает период жизни от шести до одиннадцати лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребёнка – его поступлением в школу [2, c. 14]. Применительно к младшему школьному возрасту отмечается, что у обучающихся происходит активизация воображения, переход от воссоздающего к творческому типу, отмечается стадийность его развития, реализм.
Некоторые авторы[ 7, c. 77] отмечают, что развитие воображения в младшем школьном возрасте зависит от ряда предпосылок:
- условий окружающей действительности;
- жизненного опыта;
- способности правильного (адекватного) и полного отражения действительности;
- возрастания степени творческой переработки созданных образов и представлений;
- произвольности;
- внутреннего плана действий;
- рефлексии;
- мышления;
- активной творческой позиции в деятельности;
- наличия позитивного эмоционального отклика на происходящие события жизни.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.
Большое воспитательное воздействие учителя, по утверждению Ф.В. Костылёва, на младших школьников связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах [33, c. 419]. Поскольку роль учителя столь важна, то именно он может помочь развить младшему школьнику воображение и направить его на усовершенствование учебной деятельности.
Основная тенденция развития воображения, по утверждению М. В. Гамезо, в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается[ 14, c. 286].
Многим ученикам начальной школы бывает трудно вообразить то, что не находит опоры в натуре или на картинке. Но без воссоздающего воображения невозможно воспринимать и понимать учебный материал.
Психология детского возраста отметила важный для деятельности воображения момент, который назван законом реального чувства в деятельности фантазии. Сущность его проста, в его основе лежит фактическое наблюдение. С деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств. Очень часто то или другое построение оказывается нереальным с точки зрения рациональных моментов, которые лежат в основе фантастических образов, но они реальны в эмоциональном смысле [ 12, c. 109].
То есть в образовательном учреждении педагогу необходимо уметь эмоционально завлечь ребенка в процесс образования, тем более ребёнка младшего школьного возраста, когда произвольное внимание ребёнка ещё не устойчиво и рассеяно и ему тяжело совершать переход от преимущественно игровой деятельности к учебной. Поэтому учителю необходимо прибегать к разнообразным видам учебной работы. Ребёнку же необходимо вдохновение. На основании всего этого педагогу будет легче делать упор на развитие воссоздающего воображения у младших школьников [4, c. 37-38] . Чтобы правильно представить себе то, что передано словом, нужно иметь достаточные знания. Только на знания опирается воссоздающее воображение. Если знания недостаточны, то и представления могут быть искаженными: так, некоторые дети представляют мамонта высотой с четырехэтажный дом.
Ученикам первого, а иногда и второго класса бывает нелегко вообразить то, что не имеет никакой поддержки в конкретных предметах и иллюстрациях. Младший школьник с большей степенью критичности смотрит на то, что является плодом его воображения. Он понимает условность придуманного им в игре и принимает эту условность. Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуациям, образам придают игре и самим образам воображаемые черты, все более и более приближающие к реальной действительности [ 23, c. 37-43]. Однако следует отметить, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью.
Младший школьник в творческом процессе стремится к полному сходству с реалистичным образом. Реализм детского воображения выражается во всех достижимых ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при чтении сказок. Искажение действительности проявляется в незнании, неумении систематично изобразить жизненные события [ 55, c. 63-71].
Развитию воображения в определенной степени способствует специально созданная организованная среда. Большую роль при этом необходимо уделить внеурочной деятельности художественно-творческой направленности, ведь она развивает самостоятельность ребенка, способствует воплощению возникающих у него новых творческих идей. На основании описанного выше состояния проблемы нами обозначен ряд обострившихся противоречий:
- между настоятельной потребностью в развитии воображения младших школьников для становления творческой личности, способной оригинально мыслить, и недостаточной разработанностью научно-методической базы, обеспечивающей использование развивающих возможностей внеурочной деятельности художественно-творческой направленности;
- между необходимостью применения психолого-педагогических основ проектирования программ развития воображения младших школьников в процессе внеурочной деятельности художественно-творческой направленности и фрагментарной разработанностью элементов этих основ, не подвергнутых синтезу и целостному обобщению [ 27, c. 251-257].
Развитие воображения у младших школьников можно поддерживать через различные виды творческой деятельности.
Во-первых – это разные формы проявления изобразительного искусства. Так, рисование будет способствовать развитию эмоционально-чувственного восприятия, понимания возможностей использования цвета и формы. Работа с объемами – например, лепка с помощью глины или пластилина будет не только развивать мелкую моторику, но и формировать пространственное мышление – а значит, расширять горизонты в восприятии мира. Особо отметим возможности работы с коллажами и аппликациями, при которой даже дети, не обладающие ярко выраженными творческими способности могут проявить их, используя уже частично готовые объекты, соединяя и сочетая их различными способами. Данная форма работы также будет развивать креативность, а также привлекать внимание к отдельным деталям.
Следующая форма деятельности – это музыка и танцы. Данные виды занятий позволяют познать мир через ритм, мелодику, позволяют самовыражаться и творить. При этом, именно звук и танец расширит возможности воображения, создавая определённый настрой ребенка. Например, произведения в миноре могут вызывать печальные образы, а в мажоре – напротив, позитивные. Через движения ребенок учится импровизировать, чувствовать ритмику, передавать свои фантазии через язык тела.
Далее отметим литературу. Это может быть наглядная трактовка и изображение уже готовых произведений, их обсуждение, так и собственное творчество – создание рассказов или написание стихотворений. Даже обычное чтение книг расширяет кругозор, может вдохновлять ребенка, влиять на воображение.
Особую группу творческой деятельности составляют игровые технологии. Игры могут интегрироваться как в учебную деятельность, так и в работу психолога, социального педагога. Важно сохранять в игре элемент импровизации и творчества. Ребенок должен действовать не шаблонно. Положительно в данном контексте сказываются элементы ролевой или театральной деятельности.
В процессе ручной деятельности – вязания, шитья, создания поделок, сбора мозаики или конструктора также развеиваются разные виды воображений, так как создаются основы для придумывания объектов, поиск форм и сюжетов для творчества.
Каждый из этих видов деятельности может быть адаптирован под интересы и способности конкретного ребенка, что делает процесс обучения более увлекательным и эффективным.
Таким образом, воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы. Значение развития творческого воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Для этого необходимо учитывать основные тенденции развития воображения в младшем школьном возрасте: воображение становится все более реалистичным, произвольным, логически аргументированным; происходит увеличение разнообразия и оригинальности продуктов воображения; совершенствуются операции воссоздающего воображения; усиливается творческая переработка представлений и образов; происходит переход воображения в самостоятельную внутреннюю деятельность на основе речи. Обращаясь к творческой деятельности, следует отметить, что в психолого-педагогическом смысле к ней можно отнести различные формы традиционного и нетрадиционного рисования, лепки, занятия с песком, аппликации, работа с литературными и поэтическими произведениями.