Развитие речедвигательной координации детей старшего дошкольного возраста | Бычкова Лариса Ивановна. Работа №309900
описание слайдов к презентации на тему:«Развитие речедвигательной координации детей старшего дошкольного возраста через игры и упражнения» «Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха – важнейшие моменты в подготовке детей к школе»
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Выступление РМО Бычкова Л.И.
1СЛАЙД
ТЕМА: «Развитие речедвигательной координации детей старшего дошкольного возраста через игры и упражнения»
2 СЛАЙД
«Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха – важнейшие моменты в подготовке детей к школе» Вопельник О. М.(на слайде)
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
3 СЛАЙД
При активном использовании различных видов двигательной деятельности решаются следующие задачи: ( на слайде)
-развивать устную речь при выполнении физических упражнений;
-формировать фонематический слух при помощи физических упражнений;
-формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;
-формировать зрительно-двигательную координацию.
4 СЛАЙД
Для решения перечисленных задач необходимо сочетание элементов речевой работы с развитием двигательных способностей детей.
В стандарте выделили речевое развитие как приоритетное направление, которое проходит красной нитью через все виды и направления детской деятельности в том числе и двигательной. (на слайде)
Подробнее остановлюсь на использования игр, упражнений направленных на формирование координации двигательной и речевой активности.
5 СЛАЙД
Целенаправленная педагогическая работа проводится с детьми в образовательной и совместной деятельности, а также в режимных моментах. (индивидуальной, групповой форме, в утренние и вечерние часы.) Интеграция двигательной и речевой деятельности способствует расширению объема двигательных умений и навыков, улучшает координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма; развивает основные психические процессы, память, внимание, мышление.
6,7 СЛАЙД
Подвижные игры с речевым сопровождением.
Дети очень любят играть в подвижные игры с забавными стихами, которые активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям. Они учат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки. В своей работе мы используем разные подвижные игры с речевым сопровождением: например «Гуси - лебеди», «У медведя во бору». «Два мороза» и т.д.
8 СЛАЙД
Считалки
Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего, для этого мы используем считалки. Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре. Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность громко раздельно проговаривать слова. Но самое главное – они прекрасно подходят для совершенствования произношения трудных звуков, чего можно добиться только путем частого повторения.
9,10 СЛАЙД
Хороводные игры
Хороводные игры побуждают детей к двигательному творчеству, способствуют выполнению движений в соответствии с речевым сопровождением. Посредством данных игр активизируется деятельность речевого аппарата, обогащается словарный запас. Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно влияет на развитие внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Например: это народные игры «Ворон», «Вейся, вейся капустка моя» и др.
11 СЛАЙД
Игры с мячом
Для развития речевой и двигательной активности также используем игры с мячом. Совместная работа в этих играх двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает их положительный эффект. Приведу несколько примеров:
Игра «Стучалочка»
Цель данной игры -тренировка четкого произношения согласных звуков, развитие фонематического восприятия.
Ход игры: Дети отстукивают мячом звуки ( согласные).
Звуки я сказать хочу
И по мячику стучу.
Игра «Кто кем был?»
Цель: закрепить умение верно употреблять падежные окончания.
Упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение
Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.
Ход игры. Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное. Ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект (цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, дуб — желудем, рыба — икринкой.
12 СЛАЙД
Двигательные упражнения с речевым сопровождением
Звукоподражательные и речедвигательные упражнения предполагают начало работы по развитию фонематического слуха. Двигательные упражнения с речевым сопровождением способствуют развитию умения вслушиваться в речь и получать ответные двигательные или звуковые реакции ребенка. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Для детей проговаривание стихов и другого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной. Примеры таких упражнений: «Дождик», «Тишина», «Надувайся мой шар», «Часики» и др. Их применение позволяют улучшить у ребенка внимание, речь, снижает утомляемость.
13 СЛАЙД
Упражнения на развитие координации речи с движением
Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого мы используем двигательные упражнения с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов. Это такие игры как : «У кота усы», «Тук, туки» где дети проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.
Я предлагаю вам поиграть в одну из таких игр:( игра с гостями)
«Парад» Цель: развитие координации движения и речи, слуховой памяти. Марширование на счёт: «раз – два – три – четыре». В первом цикле шагов хлопок руками на счёт «раз», во втором – на счёт «два», в третьем – на счёт «три», в четвертом – на счёт «четыре».
14 СЛАЙД
В результате использования игр, упражнений мы добиваемся повышения уровня развития связной речи, развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. В результате проводимой работы в данном направлении можно отметить, что речь детей стала более громкой, четкой, эмоциональной, что важно на этапе завершения дошкольного детства. Известно-правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.
Спасибо за внимание!
МОУ – ГИМНАЗИЯ 2
Районное методическое объединение
учителей-логопедов на тему: «Логоритмика – эффективная методика взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя»
Выступление на тему:
«Развитие речедвигательной координации детей старшего дошкольного возраста
через игры и упражнения»
Воспитатель: Бычкова Л.И.
17 ноября 2022г