Развитие речедвигательной координации у детей дошкольного возраста | Страхова Марина Николаевна. Работа №347205
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития речедвигательной координации у детей дошкольного возраста. Подчёркивается значимость данного аспекта в формировании правильной речи и успешной коммуникации. Описываются особенности развития речевой моторики у детей, даются рекомендации по её коррекции и развитию, рассматриваются наиболее эффективные методики и упражнения для развития речедвигательной координации. В статье акцентируется внимание на необходимости комплексного подхода и междисциплинарного взаимодействия в работе логопеда с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: речедвигательная координация, дошкольники, развитие речи, речевая моторика, логопедические упражнения, координация движений, артикуляция.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Страхова Марина Николаевна, учитель-логопед
МКОУ Киреевский ЦО 2 детский сад Лучик, Тульская область
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития речедвигательной координации у детей дошкольного возраста. Подчёркивается значимость данного аспекта в формировании правильной речи и успешной коммуникации. Описываются особенности развития речевой моторики у детей, даются рекомендации по её коррекции и развитию, рассматриваются наиболее эффективные методики и упражнения для развития речедвигательной координации. В статье акцентируется внимание на необходимости комплексного подхода и междисциплинарного взаимодействия в работе логопеда с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: речедвигательная координация, дошкольники, развитие речи, речевая моторика, логопедические упражнения, координация движений, артикуляция.
Развитие речедвигательной координации является важным аспектом формирования правильной речи у детей дошкольного возраста. В этот период активно развиваются как речевые, так и двигательные функции, и их согласованное взаимодействие играет ключевую роль в успешной коммуникации ребёнка. Важность речедвигательной координации заключается в том, что она обеспечивает правильное выполнение артикуляционных движений, которые необходимы для точного воспроизведения звуков речи. Недостаточное развитие этих навыков может привести к различным логопедическим проблемам, включая фонетико-фонематическое недоразвитие, дислалии и другие формы речевых нарушений.
Развитие речи у детей тесно связано с общим физическим и психомоторным развитием. Скоординированное взаимодействие между центральной нервной системой и речедвигательными органами (язык, губы, мягкое нёбо и другие) обеспечивает правильное произношение звуков, слогов и слов. Формирование этих навыков начинается ещё в раннем детстве и проходит несколько этапов.
На раннем этапе дети осваивают основные двигательные навыки, которые включают контроль над мимикой и артикуляцией. Речевые движения связаны с мелкой моторикой рук и координацией движений всего тела. Исследования показывают, что развитие мелкой моторики, в том числе пальцев рук, способствует улучшению речедвигательной координации. Это объясняется тем, что моторные зоны мозга, отвечающие за движения рук и речи, расположены рядом и активируются одновременно.
У дошкольников недостаточная координация движений артикуляционного аппарата может проявляться в виде неправильного произношения звуков, задержек в освоении речи или общего недоразвития речи. Причины таких нарушений могут быть различными: от индивидуальных особенностей развития до органических поражений нервной системы.
Недостаточная координация речевых движений может проявляться у детей разными способами. Часто это выражается в сложностях с артикуляцией определённых звуков или их сочетаний, замедлении речи, искажении произношения или использовании избыточной артикуляции. Эти нарушения могут стать серьёзным препятствием для формирования полноценной речи и успешной социализации ребёнка.
Наиболее распространённые нарушения речедвигательной координации включают:
1. Дислалии – это искажение или неправильное произношение отдельных звуков. Чаще всего дети испытывают трудности с артикуляцией шипящих, свистящих, сонорных звуков.
2. Задержка речевого развития – дети позже начинают говорить, их словарный запас ограничен, а фразы часто не отличаются правильной структурой.
3. Фонетико-фонематическое недоразвитие – ребёнок испытывает трудности в различении звуков речи, что приводит к замене одних звуков на другие или их пропуску.
4. Дизартрия – нарушение артикуляции, связанное с недостаточной работой мышц речевого аппарата, часто вызванное неврологическими проблемами.
Эти нарушения требуют внимания со стороны специалистов, так как без своевременной коррекции они могут привести к стойким проблемам в развитии речи и учебных навыков.
Диагностика нарушений речедвигательной координации проводится логопедом с использованием различных тестов и наблюдений за поведением ребёнка в процессе речи. Оценивается подвижность органов артикуляции, правильность выполнения различных артикуляционных движений, а также координация речи с общими моторными навыками.
Для коррекции нарушений логопеды используют разнообразные методики и упражнения, направленные на развитие речевой моторики. Комплексный подход включает как развитие общих двигательных навыков, так и специальную работу по улучшению артикуляционной подвижности.
Наиболее эффективные методы и упражнения включают:
1. Артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата и повышение их подвижности. Упражнения включают движения языка, губ, нижней челюсти. Например, такие упражнения, как "качели" (подъём и опускание языка), "часики" (движение языка в стороны), "трубочка" (сжатие губ в трубочку), помогают детям развивать контроль над движениями органов речи.
2. Дыхательная гимнастика. Правильное дыхание играет важную роль в речедвигательной координации, так как от него зависит ритм и сила речи. Упражнения на развитие дыхательной координации включают работу с выдохом и длинными речевыми фразами. Примеры упражнений: надувание мыльных пузырей, работа с воздушными шарами, дыхание через соломинку.
3. Массаж речевого аппарата. Для детей с дизартрией и другими серьёзными нарушениями артикуляции может быть полезен специальный логопедический массаж, который помогает улучшить тонус и эластичность мышц языка, губ и щёк.
4. Игровые упражнения на координацию речи и движений. Включение двигательной активности в работу с речевыми заданиями помогает детям улучшать координацию. Например, игра "Повтори за мной", где дети должны одновременно выполнять движения и повторять слова или фразы, способствует синхронизации речевых и моторных навыков.
Для достижения наилучших результатов в развитии речедвигательной координации у детей дошкольного возраста необходим комплексный подход. Логопедическая работа должна включать взаимодействие с другими специалистами: неврологами, психологами, дефектологами и педагогами.
Например, в случае серьёзных нарушений речевой моторики, таких как дизартрия или апраксия, тесное сотрудничество с неврологом помогает определить причины и выбрать эффективные методы коррекции. Психологи могут оказать помощь в развитии когнитивных навыков, что важно для формирования сложных речевых структур.
Рекомендации для логопедов по развитию речедвигательной координации
1. Индивидуальный подход. Каждому ребёнку требуется индивидуальная программа коррекции, учитывающая его возрастные и физиологические особенности. Важно не только развивать речевые навыки, но и обращать внимание на общую моторику.
2. Систематичность занятий. Регулярные занятия с ребёнком способствуют более быстрому и устойчивому развитию речевых навыков. Логопед должен учитывать потребности ребёнка и обеспечивать постепенность в усложнении упражнений.
3. Привлечение родителей к работе. Родители играют важную роль в процессе речевого развития ребёнка. Логопеды могут обучить родителей основным упражнениям и рекомендациям для занятий дома, что ускорит процесс коррекции.
4. Игровой формат занятий. Для дошкольников наиболее эффективным является игровое обучение, которое позволяет создать комфортную среду для освоения новых навыков. Включение игры в логопедические занятия снижает напряжение и повышает мотивацию ребёнка.
В заключение можно отметить, что развитие речедвигательной координации у детей дошкольного возраста — важный аспект логопедической работы, требующий внимания и системного подхода. Сочетание двигательной активности с развитием речевых навыков позволяет эффективно корректировать нарушения и предотвращать дальнейшие проблемы с речью. Комплексный подход, включающий работу специалистов различных областей, а также активное участие родителей, является залогом успешного формирования правильной речи и гармоничного развития ребёнка. Работа логопеда с детьми дошкольного возраста требует высокой профессиональной подготовки, постоянного совершенствования методик и индивидуального подхода к каждому.
Список литературы
1.Волковская, Т. Н. Логопсихология : учебник для вузов / Т. Н. Волковская, И. Ю. Левченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
2.Есаян, С. Н. Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста / С. Н. Есаян, Г. И. Статва. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 84-86.
3.Шашкина, Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.