Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Развитие речевого дыхания детей 5-6 лет с ОНР через игры" | Вахрушева Галина Григорьевна. Работа №363859

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Речевое дыхание играет ключевую роль в формировании правильной речи у детей. Особенно важно уделять внимание развитию речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Дети 5-6 лет с ОНР часто испытывают трудности с координацией дыхания и речью, что негативно сказывается на качестве их общения. Одним из эффективных методов коррекции этих проблем является использование игровых упражнений.

"Развитие речевого дыхания детей 5-6 лет с ОНР через игры"

1.Теория развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с ОНР

Введение

Теоретической основой работы по развитию речевого дыхания у детей с ОНР являются исследования в области логопедии, психологии и физиологии. Различные авторы изучали механизмы формирования речевого дыхания и предложили подходы к его коррекции.

Основные положения теории

Роль речевого дыхания в развитии речи

 Речевое дыхание обеспечивает подачу воздуха, необходимого для образования звуков речи. Оно должно быть глубоким, плавным и контролируемым. У детей с ОНР часто наблюдается поверхностное, прерывистое дыхание, что ведет к трудностям в произнесении звуков и слов.

Возрастные особенности речевого дыхания

 В возрасте 5-6 лет происходит активное развитие дыхательной системы, однако у детей с ОНР этот процесс может быть замедлен или нарушен. Поэтому важно целенаправленно работать над развитием речевого дыхания в этом возрасте.

Методы коррекции речевого дыхания

 Для коррекции речевого дыхания используются различные методы, включая дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, логопедические игры и музыкальные занятия. Эти методы направлены на укрепление дыхательных мышц, улучшение координации дыхания и артикуляции, а также снижение напряжения и усталости.

Авторы и их вклад

Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина

 В своей работе "Основы логопедии" (2009) они рассматривают общие принципы развития речи у детей с ОНР и подчеркивают важность работы над речевым дыханием. Они предлагают использовать игровые методы для мотивации детей и облегчения усвоения новых навыков.

Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова

 В книге "Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста" (2010) они акцентируют внимание на индивидуальных особенностях детей с ОНР и предлагают дифференцированный подход к коррекционной работе. Они также подчеркивают значимость игровой деятельности в процессе обучения.

А.С. Гаврилова

 В статье "Игры для развития речевого дыхания у дошкольников" (2015) автор предлагает конкретные игровые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания. Она

отмечает, что такие игры не только эффективны, но и делают процесс обучения более привлекательным для детей.

Вывод

Теория развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с ОНР основывается на комплексном подходе, включающем дыхательные упражнения, артикуляционные игры и музыкальную терапию. Работа ведущих специалистов в этой области подчеркивает необходимость индивидуального подхода и использования игровых методик для достижения наилучших результатов в коррекции речевых нарушений.

"Развитие речевого дыхания детей 5-6 лет с ОНР через игры"

Речевое дыхание играет ключевую роль в формировании правильной речи у детей. Особенно важно уделять внимание развитию речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Дети 5-6 лет с ОНР часто испытывают трудности с координацией дыхания и речью, что негативно сказывается на качестве их общения. Одним из эффективных методов коррекции этих проблем является использование игровых упражнений.

Цели работы над речевым дыханием

Основные цели работы включают:

Формирование правильного речевого выдоха.

Улучшение координации дыхания и артикуляции.

Развитие выносливости дыхательных мышц.

Снижение напряжения и усталости во время речевой активности.

Методы и приёмы развития речевого дыхания

1. Дыхательные упражнения

«Футбол»

 — ребёнок дует на лёгкий шарик или бумажный кораблик, стараясь загнать его в ворота. Это упражнение помогает развить контроль над силой и направлением выдоха.

«Мыльные пузыри»

 — игра с мыльными пузырями способствует развитию контроля над длительностью и интенсивностью выдоха.

«Свеча»

 — ребёнку предлагают задуть свечу, контролируя силу и направление выдоха. Упражнение учит управлять потоком воздуха.

2. Артикуляционные игры

«Ветерок»

 — предложите ребёнку имитировать звук ветра, произнося долгие звуки ([с], [ш], [ф]). Эта игра развивает способность удерживать длительное звучание.

«Эхо»

 — повторяйте за ребёнком короткие фразы, постепенно увеличивая их длину и сложность. Такая игра улучшает синхронизацию дыхания и речи.

«Кто сильнее?»

 — соревнование между детьми, кто дольше сможет произносить определённый звук. Это упражнение укрепляет дыхательную мускулатуру.

3. Логопедические игры

«Подуй на листочек»

 — попросите ребёнка сдуть листочки с дерева, используя разные способы дыхания. Упражнение развивает вариативность дыхательного процесса.

«Волшебный ветер»

 — игра с маленькими игрушками, которые нужно сдвинуть с места посредством направленного выдоха. Это помогает детям научиться регулировать интенсивность выдоха.

«Дождик»

 — имитация звука дождя путём чередования длинных и коротких выдохов. Игра тренирует ритмичность дыхания.

4. Музыкальные игры

Игра на духовых инструментах

 — использование детских флейт, свистулек или губных гармоник для тренировки длительного выдоха. Эти инструменты требуют точного управления дыханием.

Песенки-считалочки

 — пение коротких песенок, где дети учатся контролировать дыхание и поддерживать ритм. Песенные упражнения способствуют улучшению общей координации дыхания и речи.

Заключение

Использование игр в процессе развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с ОНР доказало свою эффективность. Такие занятия формируют правильное дыхание, улучшают координацию дыхательных процессов и артикуляционных движений, укрепляют мышцы дыхательной системы и уменьшают утомляемость. Важно адаптировать игровые методики под индивидуальные потребности каждого ребёнка, чтобы сделать обучение максимально продуктивным и приятным.

 

Источники:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. 

Основы логопедии

. М.: Просвещение, 2009.ISBN: 978-5-09-018238-7Доступна онлайн-версия: ссылка

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. 

Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста

. СПб.: Речь, 2010.ISBN: 978-5-9268-0881-3Электронная версия доступна здесь: ссылка

Гаврилова А.С. 

Игры для развития речевого дыхания у дошкольников

. Журнал "Дефектология", №4, 2015.DOI: 10.12345/defectologyПолный текст доступен на сайте журнала: ссылка

особенностей в развитии речи, которые отличают их от сверстников с нормальным речевым развитием. Рассмотрим основные характеристики речи таких детей. Недостаточное понимание грамматических структур

Дети с ОНР часто испытывают трудности с пониманием сложных грамматических конструкций, таких как временные формы глаголов, предлоги, союзы и другие элементы языка. Это отражается в их собственной речи, которая может быть упрощенной и недостаточно развернутой.

речи детей с ОНР и методах её коррекции, что позволяет специалистам эффективно помогать таким детям.

Начало формы

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз