Развитие речевого дыхания у детей со стертой дизартрией | Кузнецова Вера Сергеевна. Работа №311075
В данной статье описаны особенности речевого дыхания у детей со стертой дизартрией; а также в статью включены задачи коррекционной работы при нарушениях дыхания, этапы коррекционной логопедической работы по развитию дыхания: первый этап - работа по развитию физиологического дыхания, второй этап - игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи, третий этап - дыхательно - голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков, четвертый этап - дыхательно - голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков, пятый этап - дыхательно - голосовые игры и упражнения на материале слов, шестой этап - дыхательно - голосовые игры и упражнения на материале фраз и предложений.
Развитие речевого дыхания у детей
со стертой дизартрией
Учитель-логопед
Кузнецова Вера Сергеевна
Речевое дыхание – это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается уже в возрасте 6 месяцев, идёт подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, и завершается к 10 годам.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата, предохраняет его от переутомления. Речевое дыхание обеспечивает нормальное голосообразование, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.
Одним из постоянных признаков дизартрии является нарушение речевого дыхания, которое выражается в следующих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией. Нередко дизартрики говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха. От длины выдоха зависит продолжительность фразы. При нарушении речевого дыхании ребенок говорит сбивчиво, глотает окончания, вдыхает во время фонации — это делает речь непонятной, скачкообразной.
Вопросам воспитания речевого выдоха уделяли внимание М.Ф. Фомичева, Е.И. Радина, М.Е. Хватцев, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина и другие.
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе.
Задачи коррекционной работы при нарушениях дыхания:
1. Выработка диафрагмально – реберного дыхания (вдох и выдох осуществляется при участии диафрагмы и грудных ребер, при этом верхние отделы грудной клетки и плечи должны быть неподвижны).
2. Воспитание свободного, плавного, удлиненного выдоха.
3. Воспитание умения делать правильно глубокий полноценный вдох.
4. Развивать умение направлять выдох.
5. Воспитывать умение правильно рационально использовать выдох.
6. Развивать умение на одном выдохе произносить звуки, слова, предложения.
7. Развивать длительный речевой выдох.
8. Отрабатывать паузы.
9. Воспитание правильной осанки.
В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:
Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
Обращается внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос.
Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, без напряжения.
Следить за точностью направления воздушной струи.
Кратковременность упражнений (от 30 секунд до 1, 5 минут). Гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.
Дозированность
количества и темпа упражнений. Интенсивное дутьё проводиться не более 5 раз за 1 приём, в течение нескольких секунд.
Нельзя надувать щёки.
Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля.
На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.
Коррекционная логопедическая работа по развитию дыхания включает в себя несколько этапов:
Работа по развитию физиологического дыхания
Игры и упражнения
на развитие речевого дыхания
без участия речи
Дыхательно-голосовые игры
и упражнения на материале
гласных звуков
Дыхательно-голосовые игры
и упражнения на материале
согласных звуков
Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов
Дыхательно-голосовые
упражнения на материале
предложений, фраз.
1 этап - работа по развитию физиологического дыхания
Как уже говорилось выше, начинать занятия следует с развития физиологического дыхания.
Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи.
Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу после выдоха. Расслабление должно происходить постепенно по мере надобности, подчиняясь нашей воле. Для выработки такого типа дыхания ниже будут даны учебно-тренировочные упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межреберных мышц.
Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения.
Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.
Это достигается следующими упражнениями:
1. Вдох и выдох через нос
Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный.
Варианты. Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю - выдох через другую. Вдох толчками - выдох обычный. Вдох обычный - выдох толчками. Вдох толчками - выдох толчками. Вдох обычный - выдох с усилением в конце.
Вдох через нос, выдох через рот
Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами.
Варианты. Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю - выдох обычный. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный - выдох толчками. Вдох толчками - выдох толчками. Вдох обычный - выдох с усилением в конце.
Вдох через рот, выдох через нос
Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги.
Варианты. Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох обычный – выдох через одну ноздрю. Вдох обычный - выдох толчками. Вдох толчками - выдох обычный. Вдох толчками - выдох толчками. Вдох быстрый - выдох медленный.
4. Вдох и выдох через рот
Если упражнение не получается, зажать нос пальцами.
Варианты. Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох толчками - выдох обычный. Вдох обычный - выдох толчками. Вдох толчками - выдох толчками. Вдох обычный - выдох с усилением в конце.
Примечание. При речи и пении мы пользуемся комбинированным носоротовым дыханием, поэтому одновременно тренируем и то и другое.
5. Комбинированный вдох
Задержка дыхания, выдох через нос. Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).
Игровые приемы и упражнения для развития диафрагмально-реберного дыхания:
Игра «Вдох – выдох»
Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2-3 секунды воздух в лёгких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос, выдох через нос; вдох через рот, выдох через нос; вдох через рот, выдох через рот». Логопед произносит:
«Носом вдох, а выдох ртом (соответствующие движения)
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как? Покажем малышам».
Игра «
Поиграем животиками
»
Цель: формирование диафрагмального дыхания.
Вариант 1
В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают - при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается.
Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.
Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.
Вариант 2
В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или музыкальные звуки (до – ре – ми - вдох, ми – ре - до – выдох) от трех до семи раз подряд.
«Надуй шарик».
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается, а верхняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем:
Шарик лопнул – выдыхаем.
Упражнение «Часики».
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно, наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку – вдох. Вернуться в исходное положение – полный выдох. То же в другую сторону.
Тик – так, тик – так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо
Упражнение
«Щука».
Сидя на стуле, ноги, развести на ширину плеч, руки положить ладонями на рёбра. Вдох – легко надавливать руками на рёбра, в конце вдоха – руки в стороны, выдох – надавливать руками на рёбра.
Щука в омуте жила,
Воду щёткою мела.
Щи готовила гостям,
Угощение лещам.
Упражнение
«Наклоны».
Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперёд – глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперёд – полный выдох (живот втягивается).
Долго дятел дуб долбит
(руки вперёд вверх),
Клювом дятел дуб долбит
(руки вниз назад):
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
(руки вперёд, вверх),
Пауков найдёт он тут
(руки вниз назад).
Упражнение
«Шагают ножки».
Во время ходьбы на месте – руки вверх – вдох, опустить руки – выдох.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
По пням, по кочкам,
По камушкам, по камушкам,
В ямку – бух!
(Присесть)
Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно – щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.
Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи. Рассмотрим на примере характеристики воздушной струи необходимой при произнесении шипящих и свистящих звуков.
Шипящие
Свистящие
Широкая (при произнесении шипящих звуков)
Узкая (при произнесении свистящих звуков)
Тёплая (при произнесении шипящих звуков)
Холодная (при произнесении свистящих звуков)
Слабая
Сильная
Рассеянная
Направленная
Существуют три основных направления воздушной струи:
воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков; губно-губных (В, В, Ф, Ф
)
, заднеязычных (К, К. Г, Г. Х, Х
)
, переднеязычных (Т, Т, Д, Д
)
, свистящих (С, С, З, З, Ц)
воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков и
вибрантов
(Р, Р).
воздушная струя направлена по боковым краям языка. Это характерно для произнесения смычно-проходных (Л, Л) звуков.
Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой. Поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык.
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
«Индюшата». На выдохе произносится «
Бл-бл-бл
».
«Наказать непослушный язычок». На выдохе произносится «
Пя-пя-пя
».
«Пулемёт» На выдохе произносится «Т-т-т».
«Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
«Жук» На выдохе произносится «Ж-ж-ж».
2 этап - игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи
Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
Набирай воздух через нос, не поднимая плечи
,
и надувай живот «шариком»;
Выдыхай медленно и плавно;
Старайся дуть так, чтобы воздушная струя была
очень долгой – выдыхать следует, пока не закончится весь воздух;
Во время выполнения упражнения нельзя добирать воздух с помощью частых коротких вдохов;
Не надувай щеки, губы складывай трубочкой, не сжимай их;
Во время выдоха воздух выходит только через рот. Если ребенок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он
ощутил
как должен выходить через рот.
Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
В системе логопедической работы по воспитанию воздушной струи можно выделить основные направления:
Дутьё при сомкнутых губах.
Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.
Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
Дутьё на язык.
Рассмотрим подробнее каждое направление.
Дутьё при сомкнутых губах. Для укрепления мышц щёк подготовительными могут считаться следующие упражнения:
«Надуть два шарика» Надувать щёки и удерживать в них воздух.
«Перекатывание шаров» Щёки надуваются поочерёдно.
«Худышки». Втягивать щёки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.
«Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой». Напряжение круговой мышцы рта.
Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.
Не надувая щёк, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое «окошечко».
Сдувать с поднесённой ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. д).
Дуть на кусочек ваты, привязанные на нитки. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.
Дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.
Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился (на шестигранные)
Задувание свечи.
Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.
Пускание мыльных пузырей.
Дутьё с использованием свистков. Гудков, трубочек, губной гармошки.
Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например,
поддувание
«рыбок».
Детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.
Сильно дуть на воду до образования брызг.
Можно натянуть горизонтально нитки и к вертикально висящим на ней ниткам привязать лёгких бумажных птичек, бабочек, стрекоз.
Дутьё – катание по
жёлобку
лёгких деревянных или целлулоидных шариков.
Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
«Пропеллер» Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребёнок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.
Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Ребёнку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.
Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. «Пошлёпывать» язык губами, произнеся на выдохе звуки
пя-пя-пя
.
Дутьё на язык.
Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.
Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так ещё раз. Почувствуй, как подую я!» Можно использовать зеркало, чтобы ребёнок видел положение своего языка.
Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.
«Сдуй снежинки с горки» Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык.
Примечание. При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.
Далее начинается работа по развитию силы выдоха, силы воздушной струи.
Постепенно задания усложняются, сила выдоха увеличивается. Так, например, нужно сдуть движущуюся часть картинки как можно дальше, вдох делать через нос, а выдох через рот. Самым сложным является для детей овладение точным направленным выдохом. Проводятся следующие упражнения:
«Мишка – футболист»
Мяч ударил мишка ловко –
Вот что значит тренировка!
Скачет мячик вверх и вниз.
Ай да Мишка – футболист!
Легко подуть на мячик (откатился в сторону).
Подуть на мяч посильнее.
Подуть так, чтобы мяч с лапы медвежонка перелетел на голову.
Выдуть мячик с листа.
«Друзья»
Мишка, ёжик и зайчишка
Весело играли –
На белых одуванчиках
К облакам летала.
Ребёнок дует на зайца, поднимает сначала на первое облако, а затем на самое большое облако (направленный выдох).
«Стрекоза и лягушка»
Как - то раз над камышом стрекоза летала.
Вдруг её зелёная лягушка увидала.
Испугавшись, стрекоза быстро улетела,
Потому что на обед к лягушке не хотела
Подуть, чтобы стрекоза села на камыш – направленный выдох, потом на другой камыш – направленный выдох.
«Лиса и колобок».
Логопед, изображая лису, говорит:
«Сядь ко мне на носок и пропой ещё разок»
Ребёнок направленно дует так, чтобы колобок оказался на носу у лисы.
Логопед предлагает спасти колобка
Ребёнок направленно дует так, чтобы колобок оказался на пеньке, который изображён на этом же листе.
«Свеча» («Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким выдохом. Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с «огоньком» из тонкой красной бумаги, фонарик, настольную лампу (дети дуют, логопед гасит лампу), макет дома с «включенным светом в окнах» (дети дуют - «свет гаснет»).
«Костер». Логопед кладет перед детьми картинку (или макет) костра из полосок топкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костер», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
«Чей пароход (паровоз) дольше гудит?». Каждому ребенку дать чистый пузырек (колпачок от фломастера, шприца и т.п.). Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.
«Погрей руки» Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
«Султанчик». Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метелочки, на хвосты у птичек или лошадок, на плавники у рыбок, на «хвостики» у девочек и т.п.
«Листья шелестят»: Детям предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики, так чтобы они отклонялись и шелестели.
«Флажок». Детям предлагается подуть на флажок сначала из тонкой цветной бумаги, а затем из более плотной.
«Чья птичка дальше улетит?». Фигурки птичек из тонкой бумаги ставят у самого края стола. Двое детей садятся - каждый напротив своей птички - и по сигналу дуют на нее. Продвигать птичек нужно на одном выдохе. Остальные дети следят: чья птичка дальше улетит (проскользит по столу)?
«Покатай карандаш». Детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш (шарик из ваты или фольги, колпачок от шприца, катушку от ниток и т.п.).
«Бурлящая вода». Детям предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный - тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
«Пускание мыльных пузырей». Чей пузырь будет летать дольше?
«Снежинки летят». На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки (бабочки, птички, перышки, бусинки, кусочки ваты, мелкие игрушки, фигурки акробатов и т.п.). По сигналу «Снежинки летят» детям предлагается длительно подуть на них. Под влиянием сильного выдоха снежинки «догоняют» друг друга.
«Бабочки». Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки тонкими нитками прикреплены к «полянке». Дуть на бабочку можно только на одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т.д.
«Кто забьет больше голов?». Дети задувают мячи - шарики из ваты (фольги) - в футбольные ворота.
«Загони машину в гараж». Через короткую трубочку дети задувают бумажные машины в гаражи.
«Морские гонки». Через короткую трубочку дети дуют на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках или раньше пристанет к берегу. Можно дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде, на «кораблики»-половинки грецкого ореха с парусом.
«Вертушки». Детям предлагается подуть на вертушку из бумаги, картона или пластика. Размер вертушки, форма и количество лопастей могут быть разными.
«Духовые инструменты». Эти инструменты издают звуки, если в них правильно дуть, поэтому их и называют духовыми (дудочка, труба, свирель, духовая гармошка). Можно изготовить самодельные духовые инструменты из колпачков разных размеров от старых ручек и фломастеров.
«Выдуть мячик из стаканчика».
А также можно использовать рисование техникой выдувания - измазать шарик краской и рисовать им, поддувая из трубочки.
Рисование мыльными пузырями.
После того как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения; при этом внимание детей обращают на различную высоту, силу, тембр голоса.
3 этап - дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале
гласных звуков
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.
Инструкция к выполнению. Вдох через рот - быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.
1. Произношение гласного звука на выдохе (2-4 раза): а,о,у,ы,э (шепотом, голосом).
2.Произношение двух гласных на одном выдохе (2-4раза):а - э,о -у, и - ы, э- и (шепотом, голосом).
3.Произношение трех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а - э - о, о - у - и, о – у -а, о-э-ы, а-у-о (шепотом, голосом).
4.Произношение четырех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а-э-о-у, а-о-у-э, о-у-а-и, а-о-у-э (шепотом, голосом).
5.Произношение гласного ряда на одном выдохе шепотом, голосом.
6. Произношение гласного ряда на одном выдохе со сменой темпа шепотом, голосом.
7. Произношение гласных в звукоподражаниях музыкальным инструментам - труба гудит: у-у-у-у-у; предметам – кукла Ляля плачет: уа-уа-уа; пароход гудит: у-у-у-у-у, животным - медведь ревет: а-а-а; голодный волк: у-у-у; явлениям природы - ветер (вьюга) воет: у-у-у; людям – девочка плачет: а-а-а.
8.«Эхо». Детей распределяют на две группы. Первая группа вместе с логопедом громко произносит гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («Эхо») тихо повторяет их. Затем группы меняются ролями.
9.«Вьюга». Перед детьми – сюжетная картина «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у. По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-У-У. По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки: горизонтальное движение - дети говорят тихо, руки вверх - усиление голоса, руки вниз - уменьшение силы голоса.
10. «В лесу». Детям предлагают картинки «Дети в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд», которые логопед использует в процессе рассказывания. Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашел большой гриб и говорит: «О-о-о!». Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют.) Петя шел по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: «Ау, ау, ау!». Давайте поможем Пете. (Дети повторяют.) Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел: «У-у-у!». (Дети повторяют.).
11. «Резиночка». Растягивая резиночку, произносим на выдохе гласный звук, варьируя его длительность.
12. «Дорожка». Проводим пальчиком по нарисованной дорожке (или идем по имитированной дорожке) и «пропеваем» гласные звуки.
13. «Микрофон». Ребенок «превращается» в певца и поет в микрофон песню, протягивая гласные звуки.
14. «Сыпучий песок». Ребенок тянет гласный звук, пока из его кулачка (или кулака логопеда) сыпется песок.
4 этап - дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале
согласных звуков
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.
Инструкция к выполнению. Произношение согласных идет на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем - громко. Логопед должен следить за тем, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха. (Отмечать время счетом.)
При упражнениях с согласными надо помнить: их произношение идёт на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем громко, начиная с одного на одном выдохе доходя до 5 и т.д.
1. Произношение глухих согласных на одном выдохе: ф, с, ш, х.
2.Произношение двух согласных на одном выдохе: ф - с, с - ш, ш - с, х - ф
3.Произношение трех согласных на одном выдохе: ф - с - ш и др.
4.Произношение четырех согласных на одном выдохе: ф - с - ш – х и др.
5.Произношение согласных в звукоподражаниях предметам (зазвонил телефон: з-з-з-з-з; ревет трактор: р-р-р-р-р-р; качает насос: ш-ш-ш-ш-ш-ш; сдувается шарик: с-с-с-с-с; паровоз выпускает пар: ш-ш-ш-ш-ш; из крана течет вода: с-с-с-с-с); животным (мышонок шуршит: ш-ш-ш-ш-ш; тигр рычит: р-р-р~р-р; комар (оса) летит: з-з-з-з-з; жук жужжит: ж-ж-ж-ж-ж; змея шипит: ш-ш-ш-ш-ш; злая собака рычит: р-р-р-р); явлениям природы (лес шумит: ш-ш-ш-ш-ш; воет вьюга (ветер): в-в-в-в-в); людям («не шумите» - тс-с-с-с).
6.«Трубач». Сидя, медленно выдыхая, громко произносить: пф-ф-ф. Повторить 4-5 раз.
7.«На турнике». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад на лопатки - длинный выдох. Выдыхая, произносить; ф-ф~ф-ф-ф (3-4 раза).
8. «Ежик». Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади, согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди - медленный выдох на звуке ф-ф-ф-ф-ф. Выпрямить ноги - вдох (4-5раз).
9.«Гуси шипят». Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны - назад (в спине прогнуться, смотреть вперед) - медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш-ш, выпрямиться - вдох (5-6 раз),
10.«Шар лопнул». Ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны - вдох. Хлопок перед собой - медленный выдох на звуке ш-ш-ш (5-6 раз).
11.«Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука с-с-с-с-с (руки скользят вдоль туловища) (6-8раз).
12.«Семафор». Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны - вдох, медленно опускать вниз - длительный выдох на звуке с-с-ос-с (3-4 раза).
13.«Регулировщик». Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить: р-р-р-р-р (5-6 раз).
14.«Дует ветер». Дети водят хоровод. Логопед сопровождает движение рассказом: «Утром дети идут в детский сад. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в-в-в.) Вечером дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер: В-В-В-В-В (произносится громко). Как дует сильный ветер?». (Дети громко повторяют.)
После упражнений с гласными и согласными тренируем удлинённый выдох через рот с одновременным проговариванием слогов.
Слоги произносятся сначала на шёпоте, затем громко на одном выдохе. Упражнения можно сопровождать движениями рук. Используется приём наращивания слогов, т.е. сначала даётся один слог, потом два, три и т.д.
Сначала повторение слогов с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными
: па,
па-па
, па-па-па и т.д.; пап, пап-пап;
апа-апа
.
Затем
повторение слогов с одинаковыми гласными и разными согласными:
та-па
;
ти
-пи; то-по; та-па-
ва
и т.д.; та-па-
ва
-ка и пр.
Повторение слогов с разными гласными и одинаковыми согласными
: па-
пу
, па-по-
пу
, па-по-
пу
-
пы
и
т.д..
Повторение слогов с разными гласными и разными согласными:
па-то-ту-
пу
и т.д.
Произнесение слогов в звукоподражаниях.
Вот некоторые упражнения:
«Лесенка». Перед детьми на доске картинка или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определённого животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса. «На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла (дети произносят низким и громким голосом:
ав
–
ав
-
ав
). На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала Дети произносят более тихим и более высоким голосом: мяу – мяу – мяу). На третью ступеньку вскочил петух и громко запел (дети произносят громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку). На четвёртую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал (дети произносят низким и тихим
голосом: ж-ж-ж) На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку (дети произносят тихим и высоким голосом: з-з-з-з.
«Корова и телята» Детям предлагается сюжетная картинка «На лугу». Они распределяются на две группы. Логопед обращается к первой группе: «На лугу пасутся коровы, они зовут своих телят. Как они зовут их?» Дети первой группы произносят низким голосом:
му-му-му
. Логопед обращается к детям второй группы: «Коровам отвечают телята. Как они отвечают?» Дети отвечают высоким голосом:
му-му-му
. Затем группы меняются ролями. Можно провести игру на звукоподражания другим животным.
«Топор».
Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки – вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.
«Вырасти большой».
Встать прямо
, ноги весте, поднять руки вверх, хорошо подтянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Выдыхая, произносить:
у-х-х-х
(5-6 раз)
«Ворона».
Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар». Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания.
«Лови мяч».
Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное
ух-х-х-х
(5-6 раз).
«Паровозик».
Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и проговаривая:
чух-чух-чух
.
«Часики».
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить:
тик-так
.
5 этап - дыхательно-голосовые упражнения на материале слов
Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.
Инструкция к выполнению. Произнесение слов идет на одном выдохе. Удлиненный выдох наращивается постепенно.
Произнесение слов можно сопровождать дирижированием.
Произнесение ряда
слов на одном вы
дохе:
папа, папа,
пока; папа, пока, кипа; па
па, пока, кипа, пика
и т.д.
Перечисление дней недели (каждую
строчку говорить на одном выдохе):
поне
дельник;
понедельник, вторник; понедель
ник, вторник, среда
и т.д.
Перечисление названий месяцев:
ян
варь; январь, февраль; январь, февраль,
март
и т.д.
Перечисление времен года:
зима; зи
ма, весна; зим
а, весна, лето; зима, весна, ле
то, осень.
«Позовем животных».
Логопед пока
зывает картинки, на которых изображены
животные, и предлагает подозва
ть их. Де
ти под
зывают животных, произносят меж
дом
етия или клички животных. Напри
мер, кошку:
кис, кис, кис;
корову:
Майка,
Майка, Майка;
щенка:
Шарик, Шарик,
Шарик
и т.д.
Подзывают животных ласко
во, до
брожелательно, призывно, много
кратно повторяя слова.
«Кто за кем или за чем следует?».
Ло
гопед подбирает
предметы и
игрушки
(три-четы
ре), ставит на стол, предлагает
посмотреть на них и сказать, что за чем
стоит.
Дети называют предметы, перечис
ляя их на одном
выдохе. Затем порядок
предметов меняется, не
которые добавля
ются ил
и убираются. Дети произносят на
звания предметов группами или по одно
му (на одном выдохе).
Вариант игры.
Про
изнесение предметов по памяти, что за чем
стояло на одном выдохе.
6 этап - дыхательно-голосовые упражнения на материале
фраз, предложений.
Цель. Тренировка удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы.
Инструкция к выполнению. Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе. Проговаривание может сопровождаться движениями рук. Усложняя задание, каждый раз надо предлагать более длинные фразы.
1. Произнесение фразы происходит с постепенным усложнением:
Л
огопед проводит беседу по сюжет
ной ка
ртинке, произносит короткую фра
зу. Пер
вый ребенок повторяет фразу, до
полняя е
е одним словом, второй - еще од
ним и т.д. Фраза должна произноситься на
одном выдохе.
Логопед произносит короткую фразу:
«Саша лю
бит», подставляет игрушку. Ребе
нок повто
ряет фразу, дополняя ее названи
ем игру
шки: «Саша любит дудочку». Лого
пед подставляет еще одну игрушку. Ребенок
повторяет фразу, дополняя ее еще одним
словом: «Саша любит дудочку и мяч» и т.д.
«Цветы».
Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов. Дети называют их.
Затем п
о очереди нюхают какой-либо цве
ток и на одном выдохе произносят заданную
фразу.
Фразы постепенно усложняются.
Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо
пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».
2. Ответы на вопросы. (Полные ответы произносятся на одном выдохе.)
Какой сегодня день недели? (Сегодня...)
Какой завтра день недели? (Завтра...)
Какой день недели был вчера? (Вчера...)
Сколь
ко всего дней в неделе? (В неде
ле семь дней: понедельник...)
Какой первый месяц зимы? (Первый
месяц зимы - декабрь.)
Какой второй месяц зимы? (Второй...)
Какой третий месяц зимы? (Третий...)
Ско
лько всего зимних месяцев? (Все
го три зимних месяца: декабрь...)
(Аналогично проводится работа на речевом материале о других временах года.)
Работу над дыханием можно включать и в физкультурные, и в музыкальные занятия. А так же включать в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики.
При такой работе у детей увеличивается объём дыхания, вырабатывается плавный, длительный выдох, в результате чего улучшается чёткость, ритмичность, выразительность речи.
Использованная литература:
Архипова Е.Ф.
Коррекционно
– логопедическая работа по преодолению стертой диз
артрии у
детей.-
М: АСТ
Астрель
, 2007
2.Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова
Т.Г..
Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004.
Селиверстов В.И. Речевые игры с
детьми.–
М., 1994.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного
произношения.–
М, 1998.
Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для
дошкольников.-
СПб.: КАРО, 2015.