Развитие речевого дыхания у дошкольников посредством игровых упражнений | Буркова Мария Николаевна. Работа №344855
Аннотация. Статья посвящена развитию речевого дыхания у дошкольников с помощью игровых упражнений. Описаны ключевые особенности речевого дыхания, его роль в формировании четкой и выразительной речи. Рассматриваются разнообразные игровые методики и упражнения, направленные на развитие правильного дыхания у детей. Подчеркивается значимость данного процесса в рамках общей работы по формированию речи в дошкольных образовательных учреждениях.
Ключевые слова: речевое дыхание, дошкольники, развитие речи, игровые упражнения, логопедические методики.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Буркова Мария Николаевна,
воспитатель МКОУ "Основная школа
с. Кривошапкино", Иркутская область
Аннотация. Статья посвящена развитию речевого дыхания у дошкольников с помощью игровых упражнений. Описаны ключевые особенности речевого дыхания, его роль в формировании четкой и выразительной речи. Рассматриваются разнообразные игровые методики и упражнения, направленные на развитие правильного дыхания у детей. Подчеркивается значимость данного процесса в рамках общей работы по формированию речи в дошкольных образовательных учреждениях.
Ключевые слова: речевое дыхание, дошкольники, развитие речи, игровые упражнения, логопедические методики.
Речевое дыхание является одним из ключевых компонентов формирования правильной и четкой речи у дошкольников. Оно обеспечивает координацию между дыханием и артикуляцией, что особенно важно для произнесения длинных фраз и логически выстроенных предложений. Без правильного речевого дыхания дети сталкиваются с трудностями в произношении, что может замедлить их речевое развитие.
Одним из эффективных средств развития речевого дыхания у дошкольников являются игровые упражнения, которые не только способствуют укреплению дыхательной системы, но и делают процесс обучения увлекательным и доступным для ребенка. Игровая форма позволяет детям осваивать навыки, необходимые для правильного дыхания, в непринужденной обстановке, что делает этот метод особенно полезным для работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Речевое дыхание отличается от обычного физиологического дыхания тем, что оно требует особой координации между вдохом и выдохом. Правильное речевое дыхание позволяет детям контролировать выдох, делая его плавным и продолжительным, что необходимо для произнесения слов и фраз без напряжения. Дети, у которых развита эта способность, говорят более четко и выразительно, меньше задыхаются при говорении и лучше контролируют свою интонацию.
Основной задачей педагога и логопеда в дошкольных образовательных учреждениях является создание условий для развития у детей правильного речевого дыхания. Этого можно достичь с помощью специально подобранных дыхательных упражнений, которые закрепляют навык контроля над выдохом и способствуют улучшению качества речи.
Приведем примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания:
- Упражнение "Подуй на перышко". Это простое упражнение помогает детям развивать умение контролировать силу выдоха. Ребенок получает легкое перышко или бумажный шарик, который нужно сдуть с ладони или стола. Задача — сделать выдох длинным и равномерным, чтобы перышко плавно летело в воздухе. Это упражнение способствует развитию продолжительного и мягкого выдоха, который важен для произнесения длинных фраз.
- Упражнение "Свечка". Дети представляют, что перед ними горит свечка, и их задача — задуть ее. Важно контролировать силу выдоха, чтобы пламя "свечи" медленно затухало. Педагог может использовать реальные свечи (при соблюдении мер безопасности) или изображение свечи, что добавит игрового элемента в процесс. Это упражнение помогает детям вырабатывать плавный и контролируемый выдох.
- Игра "Мыльные пузыри". Игра с мыльными пузырями является одной из любимых у детей и при этом эффективным упражнением для развития речевого дыхания. Дети надувают пузыри, стараясь делать это медленно и равномерно, чтобы пузырь получился большим. Эта игра развивает у детей умение контролировать силу выдоха, что важно для плавного говорения.
- Упражнение "Воздушный шарик". В этом упражнении дети имитируют надувание воздушного шарика. Вдох делается через нос, затем длинный и плавный выдох через рот, как будто нужно надуть большой шарик. Это упражнение укрепляет дыхательные мышцы и развивает способность к продолжительному выдоху, необходимому для произнесения длинных фраз.
- Игра "Пароход". Дети воображают, что они пароходы, которые издают гудок. Для этого нужно сделать глубокий вдох через нос, а затем выдохнуть, протянув звук "у-у-у", как пароход. Это упражнение не только развивает речевое дыхание, но и помогает детям тренировать длительность выдоха и одновременно развивать голос.
Для успешного развития речевого дыхания у дошкольников важно правильно организовать процесс занятий. Воспитатель должен создать условия, в которых дети будут заниматься в непринужденной обстановке, где игровая деятельность станет основным элементом обучения. Занятия должны проводиться регулярно, чтобы у детей выработалась привычка к правильному дыханию во время речи.
Важно также учитывать индивидуальные особенности детей: некоторые могут испытывать трудности с координацией дыхания и речи, и в таких случаях необходима дополнительная поддержка со стороны воспитателя. Для детей с речевыми нарушениями игровые упражнения могут стать важным элементом коррекционной работы.
Приведем некоторые педагогические рекомендации для организации занятий:
Чередование игр и упражнений. Занятия должны включать разные виды игр и упражнений, чтобы поддерживать у детей интерес и вовлеченность в процесс.
Интерактивность. Использование наглядных материалов, игрушек и аксессуаров (например, мыльных пузырей, перышек) помогает
детям лучше понимать цель упражнения и делает процесс обучения интересным.
Регулярность. Упражнения на развитие речевого дыхания должны проводиться регулярно для закрепления навыков.
Индивидуальный подход. Важно учитывать уровень развития речи и дыхания у каждого ребенка и адаптировать упражнения в соответствии с его возможностями.
В заключение отметим, что развитие речевого дыхания у дошкольников является важным элементом подготовки к полноценному речевому развитию. Игровые упражнения, направленные на контроль и координацию дыхания, помогают детям лучше справляться с артикуляционными задачами и улучшают качество их речи. Воспитатели играют ключевую роль в организации занятий, создавая условия для эффективного и радостного обучения. Правильное речевое дыхание — это основа для формирования грамотной, выразительной речи, что существенно влияет на успехи ребенка в дальнейшем обучении.
Список литературы
Артемова Л.Ф. Игровые методики развития речи дошкольников. — М.: Просвещение, 2017.
Бурцева Е.В. Дыхательные упражнения для развития речи у дошкольников. —
СПб.:
Детство-Пресс, 2019.
Кузнецова О.А. Развитие речевого дыхания через игровые упражнения. — М.: Академия, 2020.