Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речевой активности у детей посредством пальчиковых игр и упражнений | Павлова Елена Ивановна. Работа №342923. Номер работы: №342923

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается значимость пальчиковых игр и упражнений для развития речевой активности у детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется взаимосвязи моторики рук и развития речи, а также представлены различные методы и техники, которые могут использоваться воспитателями для стимулирования речевой активности. В статье приводятся практические советы и примеры пальчиковых игр, которые помогают не только развивать мелкую моторику, но и способствуют активизации речевого аппарата, формированию лексических и грамматических навыков у детей.

Ключевые слова: речевая активность, пальчиковые игры, мелкая моторика, дошкольное образование, развитие речи, воспитатель, развитие детей.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

 

Павлова Елена Ивановна, воспитатель

МОУ Сельцовская СОШ (дошкольное отделение)

 

Аннотация. В статье рассматривается значимость пальчиковых игр и упражнений для развития речевой активности у детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется взаимосвязи моторики рук и развития речи, а также представлены различные методы и техники, которые могут использоваться воспитателями для стимулирования речевой активности. В статье приводятся практические советы и примеры пальчиковых игр, которые помогают не только развивать мелкую моторику, но и способствуют активизации речевого аппарата, формированию лексических и грамматических навыков у детей.

Ключевые слова: речевая активность, пальчиковые игры, мелкая моторика, дошкольное образование, развитие речи, воспитатель, развитие детей.

 

Речевая активность — это важнейший аспект развития ребенка, который начинает формироваться с первых лет жизни и продолжается в дошкольном возрасте. Дети учатся понимать и воспроизводить слова, строить фразы и выражать свои мысли через речь. Важно, чтобы на этом этапе воспитатели и родители оказывали ребенку поддержку в развитии речи, способствовали обогащению словарного запаса и грамматических структур. Одним из эффективных методов для этого является использование пальчиковых игр и упражнений, которые не только развивают мелкую моторику, но и стимулируют речевую активность.

Известно, что развитие мелкой моторики и речевых навыков взаимосвязаны. Стимуляция моторики рук активизирует работу речевого аппарата, способствует улучшению координации движений и помогает детям более точно и грамотно выражать свои мысли. Пальчиковые игры и упражнения позволяют интегрировать физическую активность с речевым развитием, что делает процесс обучения более естественным и интересным для детей.

Исследования показывают, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. Движения рук и пальцев активируют зоны мозга, отвечающие за координацию движений и речь. Поэтому стимуляция пальцевых движений в раннем возрасте способствует более активному развитию речевого аппарата.

В период дошкольного возраста у детей активно развиваются как двигательные, так и речевые функции. В этот период формируется координация движений, улучшается способность удерживать и манипулировать мелкими предметами, что также способствует улучшению работы речевых органов. По мере того как дети учатся контролировать свои движения, они начинают лучше понимать и воспроизводить звуки, строить более сложные фразы и выражать свои мысли. Мелкая моторика рук включает в себя действия, такие как захватывание предметов, манипуляции с ними, выполнение точных движений пальцами и кистями. Эти навыки связаны с деятельностью речевого аппарата, так как оба процесса контролируются близко расположенными областями мозга. Развитие мелкой моторики улучшает координацию и контроль над дыханием, голосом и артикуляцией, что является основой для успешного овладения речью.

Пальчиковые игры представляют собой простые и увлекательные упражнения, которые включают в себя движение пальцами в определенном порядке и сочетание их с рифмованными текстами или короткими историями. Эти игры служат отличным способом для развития мелкой моторики, внимания и памяти, а также активно способствуют развитию речи.

1. Развитие артикуляции и дикции.

Одной из важных целей пальчиковых игр является развитие артикуляционных навыков. В процессе выполнения игр дети учатся произносить слова и фразы более четко, тренируют дикцию и плавность речи. Важно, чтобы ритм и текст пальчиковых игр были простыми и запоминающимися, что помогает детям легко запоминать новые слова и фразы.

2. Активизация речевого аппарата.

Моторика рук напрямую связана с речевым аппаратом. Когда дети выполняют пальчиковые упражнения, они непроизвольно активизируют зоны мозга, отвечающие за речь. Поэтому выполнение простых движений пальцами в сочетании с произнесением слов или звуков помогает улучшить координацию между движениями и речью.

3. Расширение словарного запаса.

Пальчиковые игры помогают детям запоминать новые слова и фразы через повторение и ритм. Четкие и короткие фразы, сопровождаемые движениями, помогают детям легче усваивать новые слова и выражения. Кроме того, дети начинают лучше понимать структуру языка и овладевают грамматическими правилами через игру.

4. Стимулирование воображения и творчества.

Пальчиковые игры, как правило, сопровождаются небольшими историями или стихами, что стимулирует воображение детей. Дети начинают понимать смысл слов и предложений, развивают способность к творческому мышлению и умение строить логические связи.

Важным аспектом использования пальчиковых игр является их разнообразие и регулярность выполнения. Чем больше разнообразных игр предлагает воспитатель, тем больше возможностей для речевого и моторного развития ребенка.

1. Игра "Этот пальчик"

Эта классическая пальчиковая игра помогает развивать дикцию и координацию движений. Воспитатель произносит рифму, касаясь пальцев ребенка один за другим, начиная с большого:

"Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья!"

Эта игра помогает детям осознавать и идентифицировать части тела, запоминать простые рифмы и улучшать координацию движений пальцев.

2. Игра "Пальчики шагают"

Цель этой игры — активизация мелкой моторики через простые движения и развитие координации речи. Дети поочередно сгибают и разгибают пальцы, имитируя шаги, и произносят:

"Пальчики шагают, Далеко-далеко, По дорожкам гладким, Шаг за шагом тихо."

Это упражнение развивает ритмическое восприятие, помогает улучшить координацию движений пальцев и активизирует речевой аппарат.

3. Игра "Зайка прыгает"

Эта игра развивает не только моторику, но и помогает детям лучше запоминать слова, связанные с действиями. Воспитатель произносит рифму и просит детей прыгать пальцами по столу:

"Зайка прыг-прыг по дорожке, Быстро скачет по обножке. Вдруг затих — раз, два, три, Ты скорее повтори!"

Игра стимулирует внимание детей и помогает улучшить навыки координации.

4. Игра "Паучок"

Эта игра развивает внимание, мелкую моторику и расширяет словарный запас детей. Воспитатель складывает пальцы так, чтобы они изображали паучка, и произносит:

"Паучок, паучок, Плетет сеть в уголок, Детям сети дарит, Чтоб скорее говорить."

Дети повторяют движения и слова за воспитателем, что помогает им лучше запоминать новые фразы и звуки.

Для эффективного использования пальчиковых игр в образовательном процессе важно следовать нескольким рекомендациям:

1. Регулярность занятий

Пальчиковые игры должны проводиться регулярно, так как постоянная практика способствует быстрому усвоению навыков и улучшению речи. Важно включать такие упражнения в ежедневную образовательную деятельность, выделяя для них 5-10 минут.

2. Индивидуальный подход

Каждый ребенок имеет свои особенности речевого развития. Воспитателю важно учитывать эти особенности и подбирать игры и упражнения, соответствующие уровню развития конкретного ребенка. Это может включать как простые игры для детей с задержкой речевого развития, так и более сложные задания для тех, кто уже освоил базовые навыки.

3. Интеграция с другими видами деятельности

Пальчиковые игры могут успешно сочетаться с другими видами деятельности, такими как рисование, лепка, танцы и пение. Это способствует более комплексному развитию ребенка, так как интеграция различных методов помогает активизировать сразу несколько когнитивных и физических навыков.

4. Использование музыкального сопровождения

Музыка и ритм могут сделать пальчиковые игры более интересными для детей. Воспитатель может сопровождать игры простыми песнями или использовать музыкальные инструменты, чтобы улучшить ритмическое восприятие и помочь детям лучше запомнить движения и слова.

5. Обратная связь и поддержка

Важно, чтобы воспитатель не только показывал, как выполнять упражнения, но и активно взаимодействовал с детьми, поддерживая их и поощряя за успешные попытки. Позитивная обратная связь помогает детям чувствовать себя увереннее и побуждает их к активному участию в играх.

Таким образом, пальчиковые игры и упражнения являются эффективным и доступным методом для развития речевой активности у детей дошкольного возраста. Они способствуют развитию мелкой моторики, улучшают координацию движений и активизируют речевой аппарат, что помогает детям быстрее усваивать новые слова и фразы, улучшать дикцию и развивать грамматические навыки.

 

Список литературы

 

1.Карепина, Е. А. Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников / Е. А. Карепина, Е. Н. Сафонова, Т. А. Соловьева, В. С. Зевякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 887-889

2.Максакова, В. И.  Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. И. Максакова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

3.Савенкова, Т. Д. Развитие социального интеллекта дошкольников : учебное пособие для вузов / Т. Д. Савенкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×