Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речевой активности у детей посредством пальчиковых игр и упражнений | Тарасенко Дарья Александровна. Работа №350925. Номер работы: №350925

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье обсуждается использование пальчиковых игр и упражнений как одного из методов стимулирования речевой активности у детей дошкольного возраста. Рассматриваются особенности пальчиковых игр и их роль в развитии мелкой моторики и речевых навыков, а также конкретные примеры упражнений. Акцентируется внимание на значении развития координации движений рук для активации речевых центров мозга. Показаны основные подходы к организации пальчиковых игр в дошкольных учреждениях.

Ключевые слова: речевая активность, пальчиковые игры, дошкольное развитие, мелкая моторика, развитие речи.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

 

Тарасенко Дарья Александровна, воспитатель

ГБУДОО Запорожской области

"Детский сад №20 "Красная шапочка " г. Бердянск

 

Аннотация. В статье обсуждается использование пальчиковых игр и упражнений как одного из методов стимулирования речевой активности у детей дошкольного возраста. Рассматриваются особенности пальчиковых игр и их роль в развитии мелкой моторики и речевых навыков, а также конкретные примеры упражнений. Акцентируется внимание на значении развития координации движений рук для активации речевых центров мозга. Показаны основные подходы к организации пальчиковых игр в дошкольных учреждениях.

Ключевые слова: речевая активность, пальчиковые игры, дошкольное развитие, мелкая моторика, развитие речи.

 

Речевое развитие является важнейшей частью общего развития ребёнка и основой для формирования его коммуникативных навыков. Умение чётко выражать свои мысли и эмоции способствует успешной адаптации детей в обществе и подготовке к школе. В дошкольном возрасте особенно важно использовать различные методы для активизации речевой деятельности, и одним из таких методов являются пальчиковые игры и упражнения. Они не только способствуют развитию мелкой моторики, но и стимулируют речевые процессы, так как движения пальцев тесно связаны с речевыми центрами мозга.

Пальчиковые игры представляют собой комплекс упражнений, направленных на улучшение координации движений пальцев и кистей рук. Этот вид деятельности оказывает влияние на развитие нервных окончаний и активизирует участки мозга, ответственные за речь. Исследования показывают, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой активностью, так как зона, отвечающая за движение пальцев, находится рядом с речевым центром в мозге.

Мелкая моторика подразумевает тонкие и координированные движения кистей и пальцев рук. Чем лучше ребёнок развивает свои моторные навыки, тем быстрее активизируются речевые функции. Упражнения для пальцев помогают развить гибкость и точность движений, что положительно сказывается на формировании речи. Пальчиковые игры активизируют мозговую деятельность, а также способствуют увеличению словарного запаса, улучшению дикции и фразовой речи.

Пальчиковые игры могут быть не только физическим, но и эмоционально значимым процессом. Во время игры дети испытывают радость и удовлетворение, что стимулирует их к активному участию. Кроме того, в пальчиковых играх часто используются рифмы и стишки, что помогает улучшить память и способствует формированию логических связей между словами.

Существует множество пальчиковых игр и упражнений, которые можно использовать для стимулирования речевой активности у детей дошкольного возраста. Важно подобрать такие упражнения, которые будут интересны и разнообразны для детей, что способствует их вовлечению в процесс.

1. Пальчиковая игра "Пять братьев". Эта игра направлена на развитие координации движений и одновременно активизирует речевую деятельность. Воспитатель просит детей поочерёдно сжимать и разжимать пальцы, сопровождая каждое движение коротким стишком, например: «Этот пальчик — папа, этот пальчик — мама…». Игра не только развивает мелкую моторику, но и помогает запоминать новые слова и выражения, обогащая словарный запас.

2. Упражнение "Домик". В этом упражнении дети складывают пальцы рук в форме "домика", при этом произносят слова, связанные с домом, жильём, членами семьи. Задача воспитателя — сопровождать каждое движение простым стишком, например, «Вот мой дом, вот моя семья», что помогает ребёнку запомнить формы и улучшить координацию. Игра способствует развитию навыков подражания, ритма и ассоциаций.

3. Игра "Ладушки". Классическая игра, где дети хлопают в ладоши, выполняя определённые ритмические движения. Она помогает развить координацию движений, а также улучшает речевые навыки благодаря повторению ритмических стихов.

В этой игре дети развивают чувство ритма, что положительно сказывается на темпе речи и её плавности.

4. Упражнение "Паучок". Это упражнение выполняется с использованием пальцев обеих рук: дети ставят пальцы одной руки на ладонь другой и поочерёдно «ходят» пальчиками, представляя паучка. Во время выполнения упражнения произносится рифмованный текст, который описывает действия «паучка», например, «Паучок ползёт, ползёт…». Это стимулирует детей к речевой активности и тренирует мелкую моторику.

5. Игра "Сорока-белобока". В этой игре воспитатель, изображая пальцами клюв сороки, «водит» его по ладони ребёнка, произнося стишок про "сороку, которая кашу варила". Дети запоминают стихотворный текст и учатся сопоставлять движения с рифмами, что способствует улучшению речевой активности и развитию памяти.

Для достижения максимального эффекта от занятий с пальчиковыми играми, педагогу необходимо учитывать несколько принципов:

- Регулярность занятий. Для достижения стабильного результата пальчиковые упражнения должны проводиться систематически.

- Индивидуальный подход. Воспитателю важно учитывать уровень развития каждого ребёнка и подбирать игры, соответствующие его возрасту и способностям.

- Создание положительной атмосферы. Дети охотнее выполняют упражнения, если они сопровождаются эмоционально насыщенными стихами, интересными историями или игровыми ситуациями.

- Интеграция с другими видами деятельности. Пальчиковые игры могут быть включены в занятия по художественному творчеству, музыке или физкультуре, что помогает развивать речевую активность в различных контекстах.

В заключение отметим, что пальчиковые игры и упражнения — это эффективный метод активизации речевой деятельности у детей дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики стимулирует речевые центры мозга, что способствует улучшению произношения, обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Включение пальчиковых игр в образовательный процесс позволяет создать условия для всестороннего развития ребёнка и помогает детям выразить свои мысли и эмоции. Для успешного применения пальчиковых игр в детском саду важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также соблюдать регулярность занятий.

 

Список литературы

1. Гаврилова, О. Л. (2022). Пальчиковые игры и развитие речи: методическое пособие для воспитателей. Москва: Детство-Пресс.

2. Колесова, А. П. (2021). Методика развития речевой активности у детей дошкольного возраста. Педагогика и психология детства, 4(3), 78-84.

3. Романова, Е. М. (2020). Влияние пальчиковых упражнений на развитие речи у дошкольников. Журнал дошкольного воспитания, 6(2), 46-52.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×