Развитие речевой активности у детей раннего возраста с нарушениями речи в группе компенсирующей направленности | Каримова Эльза Насибулловна. Работа №347325
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к развитию речевой активности у детей раннего возраста с нарушениями речи в группе компенсирующей направленности. Описаны основные методы коррекционной работы, направленные на стимулирование речи, улучшение артикуляции и развитие коммуникативных навыков. Приведены примеры игр и упражнений, которые помогают активизировать речевую деятельность детей с учётом их индивидуальных особенностей.
Ключевые слова: речевая активность, дети с нарушениями речи, группа компенсирующей направленности, логопедическая работа, коммуникативные навыки, коррекционные методы.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Каримова Эльза Насибулловна, воспитатель
МАДОУ ДС № 41 г. Нижневартовск "Росинка"
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к развитию речевой активности у детей раннего возраста с нарушениями речи в группе компенсирующей направленности. Описаны основные методы коррекционной работы, направленные на стимулирование речи, улучшение артикуляции и развитие коммуникативных навыков. Приведены примеры игр и упражнений, которые помогают активизировать речевую деятельность детей с учётом их индивидуальных особенностей.
Ключевые слова: речевая активность, дети с нарушениями речи, группа компенсирующей направленности, логопедическая работа, коммуникативные навыки, коррекционные методы.
Работа с детьми с нарушениями речи в группе компенсирующей направленности требует особого внимания и применения специализированных методов, направленных на развитие речевой активности. Дети раннего возраста с речевыми нарушениями нуждаются в постоянной стимуляции речи и помощи в овладении базовыми коммуникативными навыками. Воспитатели и логопеды должны создавать благоприятную среду для развития речи, способствовать активному участию детей в игровых и коммуникативных ситуациях, а также помогать им преодолевать речевые трудности.
Одним из ключевых методов работы с детьми с нарушениями речи является комплексный подход, который включает в себя как логопедические занятия, так и игры и упражнения, направленные на развитие речевой активности в повседневной жизни. Логопедические занятия должны быть интегрированы в общий процесс обучения, чтобы дети могли применять новые речевые навыки в различных ситуациях. Например, логопед может проводить занятия по артикуляционной гимнастике и развитию фонематического восприятия, а воспитатель — использовать эти навыки в процессе игр и общения с детьми. Важно, чтобы каждый аспект работы способствовал развитию речи и усиливал её активное использование.
Пальчиковые игры и артикуляционная гимнастика являются важной частью работы с детьми с нарушениями речи. Эти упражнения помогают развивать как мелкую моторику, так и артикуляционный аппарат, что положительно влияет на развитие речи. Например, упражнения с использованием рук, такие как «Ладушки» или «Сорока-ворона», стимулируют не только движения пальцев, но и активизируют речевые центры мозга. Артикуляционная гимнастика помогает развивать мышцы губ, языка и щёк, что необходимо для правильного произношения звуков. Такие игры и упражнения особенно важны для детей с нарушениями звукопроизношения.
Сенсомоторные игры играют ключевую роль в развитии речи у детей с нарушениями. Эти игры направлены на активизацию различных сенсорных каналов (зрение, слух, тактильные ощущения), что помогает детям лучше воспринимать речь и учиться её воспроизводить. Например, игры с предметами, которые дети должны описать или назвать, помогают развивать не только словарный запас, но и понимание окружающего мира. Игры с повторением простых фраз и звуков также помогают детям закреплять речевые навыки и развивать способность к самовыражению.
Ролевые игры также являются эффективным методом развития речи. В процессе ролевых игр дети учатся использовать речь в контексте общения с другими людьми, что стимулирует их к активному участию в коммуникации. Например, воспитатель может организовать игру «Магазин», в которой дети будут выполнять роли продавцов и покупателей, что поможет им научиться задавать вопросы, отвечать и строить диалоги. Такие игры помогают детям развивать навыки общения и использовать полученные речевые навыки в реальных жизненных ситуациях.
Музыкально-ритмические упражнения могут помочь развить речевую активность у детей с нарушениями речи. Ритмические игры и песни с простыми словами и фразами помогают детям запоминать новые слова и учат их правильно интонировать речь. Например, ритмичное повторение простых фраз под музыку может способствовать улучшению произношения и укреплению связи между слухом и речью. Музыкально-ритмические игры также помогают развивать чувство ритма, что важно для формирования правильного темпа речи.
Создание речевой среды в группе компенсирующей направленности является важным условием успешного развития речи у детей. Воспитатели и логопеды должны активно использовать речь в повседневной жизни группы, вовлекая детей в диалоги, задавая им вопросы и побуждая к активным речевым ответам. Например, воспитатель может постоянно сопровождать свои действия комментариями, чтобы побуждать детей повторять слова и фразы. Постепенное расширение речевых заданий и усложнение вопросов помогает детям развивать словарный запас и коммуникативные навыки.
Эмоциональная поддержка является важным фактором в работе с детьми с нарушениями речи. Важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и не боялись совершать ошибки. Воспитатели и логопеды должны поощрять любые попытки детей к речевой активности, поддерживать их уверенность в себе и создавать благоприятную атмосферу для развития речи. Примером может служить похвала за правильно произнесённое слово или фразу, что стимулирует ребёнка к дальнейшему речевому развитию.
На основании проведенной работы можно предположить, что развитие речевой активности у детей с нарушениями речи в группе компенсирующей направленности требует комплексного подхода, включающего логопедические занятия, пальчиковые игры, ролевые ситуации и музыкально-ритмические упражнения. Важно создать речевую среду, которая стимулирует детей к активной речи, а также предоставить им эмоциональную поддержку для преодоления трудностей в общении. Этот подход способствует эффективному развитию речи у детей с речевыми нарушениями и их успешной социализации.
Список литературы
Филичева
Т. Б.,
Туманова
Т. В.
Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2020.
Лавренюк
Н. В., Приходько М. Е.
Специфика работы с детьми с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности с нарушением речи // Вестник науки и образования /
Bulletin
of
Science
and
Education
2015 №7 (9)
.
Филичев
а
Т.Б., Чиркин
а
Г.В., Туманов
а
Т.В., Лагутин
а
А.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.:
Просвещение,
2014.