Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста | Пестова Ирина Анатольевна. Работа №343852. Номер работы: №343852

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена методам развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются различные подходы, такие как чтение и обсуждение книг, сюжетно-ролевые игры, интерактивные беседы, создание рассказов, упражнения на описание и речевые игры. Приводятся примеры заданий, способствующих развитию связной речи, логического мышления и коммуникативных навыков у детей.

Ключевые слова: речевая активность, старший дошкольный возраст, развитие речи, чтение, сюжетно-ролевые игры, беседы, рассказы, монологическая речь, речевые игры, коммуникативные навыки.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Пестова Ирина Анатольевна, воспитатель

ЦРР МАДОУ № 166 г. Тюмень

 

Аннотация. Статья посвящена методам развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются различные подходы, такие как чтение и обсуждение книг, сюжетно-ролевые игры, интерактивные беседы, создание рассказов, упражнения на описание и речевые игры. Приводятся примеры заданий, способствующих развитию связной речи, логического мышления и коммуникативных навыков у детей.

Ключевые слова: речевая активность, старший дошкольный возраст, развитие речи, чтение, сюжетно-ролевые игры, беседы, рассказы, монологическая речь, речевые игры, коммуникативные навыки.

 

Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста играет ключевую роль в их общем развитии и подготовке к обучению в школе. В этом возрасте дети активно осваивают язык, расширяют свой словарный запас, учатся выражать свои мысли и желания, а также начинают понимать и использовать более сложные речевые конструкции. Развитие речевой активности способствует формированию коммуникативных навыков, логического мышления и социальной адаптации.

Одним из эффективных методов развития речевой активности является чтение и обсуждение книг. В процессе чтения дети знакомятся с новыми словами, фразами и речевыми оборотами. Например, после прочтения сказки ребенок может пересказать ее содержание, обсудить поступки персонажей или придумать собственное продолжение истории. Это упражнение помогает ребенку научиться логически выстраивать свою речь, обогащает его словарный запас и развивает способность к повествованию.

Еще одним важным средством является организация сюжетно-ролевых игр. Такие игры позволяют детям использовать язык в реальных и воображаемых ситуациях, что способствует развитию навыков диалогической речи. Например, игра в магазин, где ребенок выступает в роли покупателя или продавца, учит его формулировать вопросы, строить диалоги и применять в речи новые слова и фразы. Сюжетно-ролевые игры помогают детям осознать социальные роли и правила общения, что особенно важно для их будущей жизни в обществе.

Интерактивные беседы и дискуссии также являются мощным инструментом для развития речевой активности. Важно, чтобы такие беседы носили живой и интересный для ребенка характер. Например, воспитатель может начать обсуждение темы, которая интересует детей, например, «Кем я хочу стать, когда вырасту?» или «Какой мой любимый праздник?». В ходе такой беседы дети учатся выражать своё мнение, задавать вопросы, поддерживать разговор. Это способствует развитию способности к аргументации и свободному выражению мыслей.

Не менее значимой является работа над развитием связной речи через создание собственных рассказов и историй. Воспитатель может предложить детям придумать рассказ по серии картинок или по заданной тематике, например, «Мое лето» или «Приключения моего любимого игрушечного героя». Создание рассказов развивает творческое мышление, помогает детям научиться структурировать свою речь и использовать разнообразные речевые средства для выражения своих идей.

Важно также развивать у детей умение вести монологическую речь. Это можно сделать через выполнение упражнений на описание предметов, явлений или действий. Например, ребенок может описать свой день, рассказать о любимой игрушке или объяснить, как он провел выходные. Такие задания помогают детям учиться формулировать свои мысли последовательно, развивать логическое мышление и использовать разнообразные языковые конструкции.

Речевые игры, такие как «Испорченный телефон» или «Угадай, что я задумал», также способствуют активизации речевой деятельности. Эти игры помогают детям развивать слуховое восприятие, учат точности выражений и пониманию речи собеседника. Например, в игре «Испорченный телефон» дети передают друг другу фразу на ухо, что требует внимания и точности в произнесении слов, а в игре «Угадай, что я задумал» ребенок должен описать предмет или явление, не называя его напрямую, что стимулирует использование богатого лексического запаса.

Таким образом, развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста требует комплексного подхода и использования разнообразных методик. Эти методы способствуют формированию речевых навыков, которые необходимы для успешного обучения в школе и эффективного общения в будущем. Важно, чтобы процесс обучения был интересным и увлекательным для ребенка, что способствует его активному участию и желанию развивать свою речь.

 

Список литературы

 

Дорощенкова

А.В. К вопросу об особенностях развития диалогической речи у детей дошкольного возраста // Современный взгляд на науку и образование

:

сб. ст. науч. ред. Н.А.

Шайденко

. – Москва, 2021. – С. 14-16.

Ельцова, О. М. Развит

ие речевой и коммуникативной деятельности у старших дошкольников (первый год обучения). Альбом / О.М. Ельцова. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 46 c.

Знатнова, Ирина Юрьевна Игры, которые учат читать / Знатнова Ирина Юрьевна. - М.: Феникс, 2015. - 755 c.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×