Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста | Алексеевская Валентина Павловна. Работа №345124. Номер работы: №345124

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена вопросам развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются основные подходы и методы, способствующие формированию речевых навыков, а также практические примеры и рекомендации для воспитателей. Важность речевой активности в контексте общего развития ребенка подчеркивается через призму игровой деятельности и взаимодействия со сверстниками.

Ключевые слова:речевая активность, старший дошкольный возраст, развитие речи, методы обучения, игровая деятельность, взаимодействие, воспитатель.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Алексеевская Валентина Павловна, воспитатель
МБДОУ Детский сад № 43 г. Воронеж
Аннотация: Статья посвящена вопросам развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются основные подходы и методы, способствующие формированию речевых навыков, а также практические примеры и рекомендации для воспитателей. Важность речевой активности в контексте общего развития ребенка подчеркивается через призму игровой деятельности и взаимодействия со сверстниками.
Ключевые слова:речевая активность, старший дошкольный возраст, развитие речи, методы обучения, игровая деятельность, взаимодействие, воспитатель.
Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста — это важный аспект их общего развития, который определяет успешность социализации и коммуникации. В этом возрасте дети активно осваивают язык и начинают использовать его для выражения своих мыслей и эмоций. Речевая активность включает в себя не только способность говорить, но и умение слушать, задавать вопросы и вести диалог. Таким образом, задача воспитателя заключается в создании условий, способствующих развитию этих навыков.
Важнейшими компонентами речевой активности являются словарный запас, грамматическая правильность, выразительность речи и умение поддерживать диалог. Для достижения этих целей необходимо применять разнообразные методы и приёмы, которые будут стимулировать детей к активному использованию речи. В этом контексте игры занимают особое место, так как именно через игру дети наиболее охотно учатся и взаимодействуют друг с другом.
Одним из эффективных способов развития речевой активности является использование сюжетно-ролевых игр. Эти игры позволяют детям примерять на себя различные социальные роли и использовать язык для взаимодействия с партнёрами по игре. Например, игра Магазин помогает детям не только развивать словарный запас, но и учит их правилам общения: как задавать вопросы, как вести диалог, как выражать свои желания и потребности. В процессе такой игры дети учатся не только говорить, но и слушать друг друга, что является ключевым навыком для речевой активности.
Также стоит отметить, что чтение книг и рассказов играет огромную роль в развитии речи. Чтение вслух помогает детям обогащать свой словарный запас, осваивать новые конструкции и выражения. После прочтения книги можно организовать обсуждение, в котором дети смогут поделиться своими впечатлениями, задать вопросы и обсудить действия героев. Это не только развивает речь, но и формирует критическое мышление.
Не менее важным аспектом является создание языковой среды. Воспитатель должен активно использовать разнообразные речевые формы общения: задавать вопросы, комментировать действия детей, побуждать их к высказываниям. Например, во время прогулки можно задавать детям вопросы о природе, о том, что они видят вокруг, чем занимаются. Это способствует развитию не только речевой активности, но и познавательного интереса к окружающему миру.
К слову, очень важно не только побуждать детей к речевой активности, но и правильно реагировать на их высказывания. Воспитатель должен поддерживать разговор, проявляя интерес к тому, что говорят дети, задавая уточняющие вопросы, поощряя их за активность. Это создаёт атмосферу доверия и комфорта, где дети чувствуют себя уверенно и охотно делятся своими мыслями.
Одним из интересных методов является организация различных конкурсов и викторин, которые способствуют активизации речевой деятельности. Например, можно провести конкурс Самый лучший рассказчик, где дети смогут продемонстрировать свои навыки повествования. Также можно организовать игру Сказочный ларец, в которой детям предлагается рассказать на заданную тему, используя предметы, которые они выберут из коробки. Такие активности не только развивают речь, но и формируют креативное мышление.
Необходимо помнить о важности взаимодействия со сверстниками. Общение между детьми играет ключевую роль в развитии речевой активности. Воспитатель должен создавать ситуации для совместной деятельности, где дети могли бы взаимодействовать, делиться идеями, совместно решать задачи. Это может быть как игровая деятельность, так и различные проекты, направленные на сотрудничество.
Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста — это многогранный процесс, требующий комплексного подхода. Воспитателю важно использовать разнообразные методы и приёмы, адаптируя их к интересам и потребностям детей. Чтение, игры, совместная деятельность и создание языковой среды — все это способствует не только развитию речи, но и формированию личностных качеств ребенка.
Следует отметить, что успех в развитии речевой активности также зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Некоторые дети могут быть более застенчивыми и нуждаться в дополнительной поддержке, в то время как другие могут быть более уверенными и активными. Важно внимательно следить за развитием каждого ребенка и корректировать свои подходы в зависимости от его потребностей.
В заключение, развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста является ключевым аспектом их подготовки к школе и жизни в обществе. Воспитатели играют центральную роль в этом процессе, создавая условия для активного использования речи, поощряя детей к общению и самовыражению. Применение разнообразных методов и подходов поможет каждому ребенку развить свои речевые навыки, уверенность в себе и способность к взаимодействию с окружающим миром.
Список литературы
Бакалейко М.Ю., Неволина В.В. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Наука и социум. 2019. №11-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-dialogicheskoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1
Серых Е.М., Серкина В.И., Шестакова Л.Ю. Роль речи воспитателя в развитии речи детей // Язык и культура (Новосибирск). 2014. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-rechi-vospitatelya-v-razvitii-rechi-detey
Хамроева Н.А., Назарова Д.Ж. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Вестник магистратуры. 2020. №1-5 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×