Развитие речевых навыков у детей раннего возраста | Воскреса Елена Николаевна. Работа №348527
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития речевых навыков у детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Речь является важнейшей составляющей психического развития ребенка, влияющей на формирование мышления, познания окружающего мира и взаимодействия с другими людьми. В статье описываются этапы развития речи, роль воспитателя в формировании речевых умений и эффективные методы работы с детьми для стимулирования их речевого развития.
Ключевые слова: речь, ранний возраст, речевые навыки, развитие речи, дошкольное образовательное учреждение, воспитатель, методы стимулирования речи.
Развитие речевых навыков у детей раннего возраста
Воскреса Елена Николаевна, воспитатель
ГБДОУ «Ясли-сад № 6 «Золотой ключик»
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития речевых навыков у детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Речь является важнейшей составляющей психического развития ребенка, влияющей на формирование мышления, познания окружающего мира и взаимодействия с другими людьми. В статье описываются этапы развития речи, роль воспитателя в формировании речевых умений и эффективные методы работы с детьми для стимулирования их речевого развития.
Ключевые слова: речь, ранний возраст, речевые навыки, развитие речи, дошкольное образовательное учреждение, воспитатель, методы стимулирования речи.
Развитие речевых навыков у детей раннего возраста — одна из ключевых задач воспитателя в дошкольном образовательном учреждении. Речь является основой для развития мышления, познания и социального взаимодействия, и чем лучше развиты речевые навыки у ребенка, тем успешнее он адаптируется в окружающем мире. В раннем возрасте речь ребенка начинает формироваться на основе активного общения с окружающими, и задача воспитателя — создать благоприятные условия для этого процесса.
Первый этап развития речи у ребенка начинается с младенчества и продолжается до 1,5-2 лет. Этот период характеризуется тем, что ребенок сначала усваивает звуки и интонации речи окружающих, а затем начинает произносить первые слова. Уже в этом возрасте важно говорить с ребенком, даже если он еще не может ответить. Речевое взаимодействие с взрослыми стимулирует активное восприятие звуков и интонаций, что является основой для последующего освоения словарного запаса. Примером может служить ситуация, когда воспитатель во время прогулки комментирует действия детей: «Ты играешь с мячом. Мяч красный». Такие простые фразы помогают ребенку связывать предметы и действия с конкретными словами, что способствует развитию пассивного словаря.
Следующий этап — активное накопление словаря, который начинается около двух лет. На этом этапе дети начинают активно использовать слова для общения с окружающими. Важно поощрять ребенка к разговору, стимулируя его задавать вопросы и отвечать на них. Воспитатель может использовать различные ситуации в течение дня, чтобы помочь детям развивать речь. Например, во время приема пищи можно задавать вопросы: «Что ты ешь?», «Какого цвета твоя тарелка?», предлагая ребенку расширять словарный запас и использовать новые слова. Такие беседы стимулируют развитие не только активной речи, но и мышления, так как ребенок начинает осознавать связь между словами и их значением.
К трем годам дети начинают активно участвовать в сюжетно-ролевых играх, где они могут использовать более сложные речевые конструкции. В этот период важно предлагать детям такие виды игр, которые способствуют развитию диалогической речи. Например, игра «Магазин», где ребенок исполняет роль продавца, а воспитатель или другие дети — покупателей, позволяет детям практиковаться в общении, используя фразы вежливости, задавая вопросы и отвечая на них. Это не только помогает ребенку осваивать новые речевые модели, но и учит его строить логические высказывания, взаимодействуя с другими.
Важную роль в развитии речевых навыков играет создание языковой среды. Воспитатель должен ежедневно включать в деятельность детей элементы, способствующие развитию речи. Это могут быть чтение книг, рассказывание сказок, стихов, пение песен и участие в пальчиковых играх. Например, чтение коротких сказок с повторяющимися элементами («Колобок», «Теремок») помогает детям запоминать слова и конструкции, а затем воспроизводить их в своих играх. Постепенно дети начинают повторять отдельные фразы, а потом и целые предложения, что способствует формированию грамматически правильной речи.
Неотъемлемой частью работы воспитателя является работа с детьми, у которых могут наблюдаться задержки в речевом развитии. Важно вовремя выявлять такие особенности и корректировать работу с этими детьми, создавая специальные условия для их речевой активности. Например, если ребенок затрудняется произносить отдельные звуки, воспитатель может включать в занятия логопедические игры, направленные на развитие артикуляционного аппарата, такие как игры с выдуванием воздуха, повторение звуковых цепочек и т.д. Однако важным условием работы с такими детьми является регулярное сотрудничество с логопедом и родителями.
Одним из эффективных методов стимулирования речи у детей является использование наглядности и движений. Воспитатели могут показывать детям картинки, сопровождая их описанием, и затем просить детей повторять слова. Например, воспитатель показывает изображение животного и говорит: «Это корова. Она говорит: му-у-у». В дальнейшем ребенок учится самостоятельно называть изображенные объекты и повторять их звуки, что развивает как звуковую культуру речи, так и ассоциативное мышление.
Кроме того, развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики, поэтому занятия, направленные на развитие пальцевых движений, также играют важную роль. Воспитатели могут включать в деятельность детей игры с мелкими предметами, конструирование, лепку, пальчиковые игры. Например, пальчиковая игра «Сорока-белобока» сопровождается движениями пальцев, что стимулирует не только речевое, но и моторное развитие ребенка.
Важным фактором успешного речевого развития является взаимодействие с родителями. Воспитатель должен информировать родителей о значении речи в раннем возрасте и предлагать им методы работы с детьми в домашних условиях. Например, воспитатель может рекомендовать родителям ежедневно читать детям книги, обсуждать их и задавать вопросы по сюжету. Это помогает ребенку расширять кругозор, усваивать новые слова и учиться логически выстраивать свои мысли.
Таким образом, развитие речевых навыков у детей раннего возраста является одной из приоритетных задач в условиях ДОУ. Воспитатели играют важную роль в создании речевой среды, стимулирующей активное общение, и применяют различные методы для развития речи, включая игры, чтение, ролевые упражнения и работу с мелкой моторикой. Слаженное взаимодействие воспитателей и родителей обеспечивает полноценное речевое развитие ребенка и помогает ему успешно адаптироваться в окружающем мире.
Список литературы
Ершова В. Н. Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры / В. Н. Ершова, Н. П. Брехова. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 42-45. — URL:
https://moluch.ru/archive/127/35333/
Карепина
Е. А. Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников / Е. А.
Карепина
, Е. Н. Сафонова, Т. А. Соловьева, В. С.
Зевякина
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 887-889. — URL:
https://moluch.ru/archive/132/36698/
Никулина Е. С. Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ / Е. С. Никулина. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 695-698. — URL:
https://moluch.ru/archive/131/36321/
Ощепкова Е.С.,
Бухаленкова
Д.А.,
Алмазова
О.В. Влияние образовательной среды на речевое развитие дошкольников // СДО. 2021.
№5 (107). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-obrazovatelnoy-sredy-na-rechevoe-razvitie-doshkolnikov