Развитие речевых навыков у дошкольников через театрализованную деятельность | Стрежнева Анна Сергеевна. Работа №349915
Аннотация. В статье рассматриваются возможности театрализованной деятельности для развития речевых навыков у дошкольников. Описаны методы, которые помогают детям развивать произношение, обогащать словарный запас и учиться выражать свои мысли. Приведены примеры театральных игр, упражнений и постановок, которые способствуют формированию уверенности в себе и интереса к языковой деятельности.
Ключевые слова: речевые навыки, дошкольники, театрализованная деятельность, речь, развитие, игры, постановки.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Стрежнева Анна Сергеевна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N20 «Одуванчик»
Аннотация. В статье рассматриваются возможности театрализованной деятельности для развития речевых навыков у дошкольников. Описаны методы, которые помогают детям развивать произношение, обогащать словарный запас и учиться выражать свои мысли. Приведены примеры театральных игр, упражнений и постановок, которые способствуют формированию уверенности в себе и интереса к языковой деятельности.
Ключевые слова: речевые навыки, дошкольники, театрализованная деятельность, речь, развитие, игры, постановки.
Театрализованная деятельность — это эффективный метод, который помогает детям дошкольного возраста развивать речевые навыки. Участвуя в театральных играх, постановках и сценках, дети не только овладевают новыми словами и фразами, но и учатся правильно произносить звуки, использовать выразительные интонации и осознанно подходить к языку как средству общения. Театрализованная деятельность даёт детям возможность проявить себя, развивает их фантазию и позволяет взаимодействовать с окружающими, что является важным элементом их социализации.
Игры на развитие артикуляции и произношения помогают детям улучшить звуковую сторону речи, что особенно важно для дошкольников. Такие игры, как «Зеркало», в которых дети повторяют движения и звуки за взрослым, помогают развивать артикуляцию и работать над правильным произношением. Например, воспитатель может предложить детям имитировать звуки природы или голоса животных, что помогает улучшить дикцию и научиться контролировать голос. Эти упражнения также способствуют развитию слуховой памяти и умению внимательно слушать других.
Ролевые игры и импровизации способствуют развитию у детей способности выражать мысли и чувства с помощью речи. В процессе ролевой игры дети учатся использовать язык для выполнения задач, разыгрывают различные ситуации, что развивает их коммуникативные навыки. Например, можно предложить детям разыграть «сценку в магазине», где один ребёнок будет покупателем, а другой — продавцом. Это учит детей задавать вопросы, отвечать, использовать приветственные и прощальные фразы. Ролевые игры помогают детям овладеть основными моделями общения, расширяют их словарный запас и прививают уверенность в речи.
Чтение и инсценировка сказок развивают у детей фантазию и способствуют обогащению речи. Сказки предоставляют богатый материал для обучения, так как включают в себя разнообразные слова, выражения и фразы. Воспитатель может предложить детям разыграть любимую сказку, распределив роли и предложив каждому ребёнку выучить несколько реплик. Например, при инсценировке «Колобка» дети смогут играть разные роли, что помогает им развивать речь и учит выражать эмоции с помощью интонации и жестов. Сказочные истории делают процесс обучения увлекательным, развивают интерес к языку и помогают детям легко усваивать новый материал.
Театральные постановки с участием всех детей способствуют формированию у детей интереса к коллективной деятельности и помогают развивать речь в ситуациях группового общения. Важно, чтобы каждый ребёнок принимал участие, имел свою роль и реплики, что помогает каждому проявить себя. Например, можно организовать небольшую театральную постановку на тему «Дружба», где каждый ребёнок будет участвовать в обсуждении и высказывать свои мысли по теме. Такие постановки учат детей взаимодействовать, слушать других и позволяют формировать навыки группового общения.
Имитационные игры на эмоции и интонации помогают детям понять, как можно передавать чувства с помощью голоса, жестов и мимики. Например, игра «Как говорит…?» предлагает детям передать эмоцию персонажа, например, радость, грусть или удивление, используя разные интонации и выражения лица. Это учит детей владеть своими эмоциями, выражать их с помощью речи и интонации, что развивает эмоциональный интеллект и улучшает речевые навыки. Имитационные игры помогают детям стать более выразительными, учат контролировать тон голоса и создают эмоциональную связь с другими детьми.
Использование пальчиковых и теневых театров позволяет детям лучше понимать язык жестов и учит их координировать движения с речью. Пальчиковый театр, например, помогает малышам разыгрывать небольшие сценки, где каждый персонаж говорит своими фразами. Это развивает не только мелкую моторику, которая тесно связана с речевым развитием, но и учит детей согласовывать движения с текстом. Теневой театр также создаёт волшебную атмосферу, где дети могут играть роль, используя лишь силуэт и голос, что стимулирует фантазию и помогает развивать воображение и речевые навыки.
Работа над дикцией и интонацией в театрализованных упражнениях помогает детям научиться говорить чётко и выразительно. Воспитатель может использовать короткие скороговорки, рифмы и стихи, чтобы улучшить дикцию и ритм речи. Например, можно предложить детям повторять фразы вроде «Шла Саша по шоссе», что помогает развить чёткое произношение. Это также помогает детям научиться управлять своим голосом, выражать эмоции и интонационно выделять важные части предложения.
Вовлечение родителей в театрализованную деятельность помогает укрепить интерес детей к театру и речи. Воспитатели могут пригласить родителей принять участие в представлениях, где они смогут разыгрывать с детьми небольшие сценки или стихи. Это создаёт поддержку со стороны семьи, помогает детям чувствовать себя увереннее и способствует более эффективному развитию речевых навыков. Совместная деятельность с родителями делает процесс обучения более увлекательным и мотивирует детей работать над своей речью.
Таким образом, можно утверждать, что театрализованная деятельность является мощным инструментом для развития речевых навыков у дошкольников. Игры, ролевые постановки, работа с эмоциями и выразительная речь помогают детям развивать дикцию, обогащают их словарный запас и учат использовать язык для общения. Важно, чтобы воспитатели создавали условия для активного участия детей, поддерживая их интерес и уверенность в своих речевых возможностях. Театрализованная деятельность способствует не только речевому, но и эмоциональному развитию, помогая детям становиться более уверенными и коммуникабельными.
Список литературы
Ерёменко, С. В. Развитие речи и социо-игровых навыков детей через театрализованную деятельность / С. В. Ерёменко, Т. И. Леонова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV
Междунар
. науч.
конф
. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С.
103-110.
Стрюкова, Т. А. Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС / Т. А. Стрюкова, Н. Л.
Киданова
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 416-418.