Развитие речи через народный фольклор (песенки, потешки, сказки) | Данилова Наталья Витальевна. Работа №345422
Статья посвящена исследованию возможностей народного фольклора как средства развития речи у детей дошкольного возраста. На основе анализа различных жанров фольклора — песенок, потешек и сказок — рассматриваются их педагогические и психологические функции. Обсуждаются методические рекомендации для воспитателей, направленные на интеграцию фольклорных элементов в образовательный процесс, что позволяет не только улучшить речевые навыки детей, но и познакомить их с культурным наследием. Также приводятся примеры практической работы с фольклором в детском саду и его влияние на эмоциональное и социальное развитие ребенка.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР (ПЕСЕНКИ, ПОТЕШКИ, СКАЗКИ)
Данилова Наталья Витальевна, воспитатель
ГКДОУ «Детский сад № 75 «Голубок» г.о. Горловка», ДНР
Аннотация. Статья посвящена исследованию возможностей народного фольклора как средства развития речи у детей дошкольного возраста. На основе анализа различных жанров фольклора — песенок, потешек и сказок — рассматриваются их педагогические и психологические функции. Обсуждаются методические рекомендации для воспитателей, направленные на интеграцию фольклорных элементов в образовательный процесс, что позволяет не только улучшить речевые навыки детей, но и познакомить их с культурным наследием. Также приводятся примеры практической работы с фольклором в детском саду и его влияние на эмоциональное и социальное развитие ребенка.
Ключевые слова: развитие речи, народный фольклор, дошкольный возраст, песенки, потешки, сказки, методические рекомендации, культурное наследие.
Народный фольклор занимает важное место в жизни каждого человека и в культуре русского народа, в частности. Для детей дошкольного возраста фольклор становится не только источником знаний о мирах, но и мощным инструментом для развития речи. Песенки, потешки и сказки играют огромную роль в формировании речевых навыков, эмоционального интеллекта и социальной адаптации детей. Эти формы художественного слова не только увлекают детей, но и предоставляют богатый языковой опыт, который может быть использован в процессе обучения.
Роль фольклора в формировании речевых навыков
Песенки — это мелодичные и краткие формы народного творчества, которые легко запоминаются и вызывают позитивные эмоции у детей. Они часто содержат ритм и рифму, что способствует развитию слухового восприятия и фонематического слуха. Занятия с песенками помогают детям:
Обогащать словарный запас — через повторение новых слов и выражений;
Осваивать грамматические конструкции — песни содержат простые и лаконичные фразы, которые легко воспринимаются детьми;
Развивать интонацию и выразительность речи — мелодия помогает детям лучше передавать эмоции, научиться управлять голосом.
При организации занятий с песенками воспитатель может использовать различные подходы, такие как:
Выучивание и исполнение песен;
Создание музыкально-игровых форматов — например, танцы под музыку;
Применение игр на основе песен (например, «угадай мелодию»).
Потешки — это короткие рифмованные фразы или стишки, которые содержат игровые элементы и юмор. Их особенности таковы, что они способствуют развитию речи через:
Играющее восприятие — дети воспринимают потешки как игру, что снижает стресс во время обучения;
Память и внимание — рифмованные конструкции запоминаются легче и надолго остаются в памяти;
Физминутки — потешки часто сопровождаются гимнастическими движениями, что стимулирует развитие моторики и координации.
Воспитатели могут включать потешки в занятия как элемент разогрева перед основной работой, комбинационно использую их с другими видами деятельности, такими как рисование или лепка.
Сказки формируют у детей не только речевые, но и нравственные качества. Они учат понимать мир, различать добро и зло, а также развивать фантазию и воображение. Особенности работы с сказками:
Развитие сюжета и диалогов — обучение детей пересказывать сказки, обсуждать их, создавать альтернативные концовки;
Работа с персонажами — на основе сказок можно проводить ролевые игры, активизируя детское воображение;
Задания на внимание и память — воспитатель может задавать вопросы по сказке, развивая аналитическое мышление.
Кроме того, сказки могут быть адаптированы под различные темы и содержания, позволяя встраивать их в образовательный процесс в различных направлениях, таких как экология, воспитание патриотизма или знакомство с культурным наследием.
Методические рекомендации для воспитателей
Интеграция фольклора в образовательный процесс: Воспитатели могут разработать план занятий, где каждый день будет посвящен конкретному жанру фольклора. Например, понедельник — день песенок, вторник — потешек, среда — сказок и так далее.
Создание фольклорного уголка: Уголок может содержать книги с народными сказками, аудиозаписи песен и потешек, а также материалы для проведения творческих мастерских.
Проведение фольклорных праздников: Организация тематических праздников, где дети могут исполнять песни, рассказывать потешки и представлять сценки из сказок. Это развивает командный дух и способствует социальному взаимодействию между детьми.
Использование мультимедийных ресурсов: Воспитатели могут найти множество видео- и аудиоматериалов, где представлены народные песни и сказки, что значительно обогащает занятия.
Сотрудничество с родителями: Важно вовлечь родителей в процесс — организовывать совместные занятия и представления, что подчеркнет важность фольклора и в семье.
Народный фольклор — это стало важной частью воспитания и развития детей. Песенки, потешки и сказки не только развивают речь, но и знакомят детей с богатым культурным наследием страны. Воспитатели, используя фольклор в образовательной деятельности, смогут создать комфортную и увлекательную среду для развития речевых навыков и эмоционального интеллекта своих подопечных. Эти простые, но мощные формы художественного слова могут стать надежным инструментом в руках педагога в процессе формирования культурной идентичности и социальных навыков у детей.
Список литературы
Алексеева, Т. А. Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО / Т. А. Алексеева, И. И. Сычева, Т. В.
Перепелицина
. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 4-8. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49136/.
Баркова, Л. П. Народный фольклор — средство развития личности ребёнка / Л. П. Баркова, Н. Г. Волкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/747/.
Федотова, О. А. Малые формы фольклора в системе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ / О. А. Федотова, А. О. Родионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68501/.