Развитие речи детей 3-4 лет посредством устного народного творчества | Ахадова Елена Геннадьевна. Работа №346287. Номер работы: №346287
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам развития речи детей 3-4 лет через призму устного народного творчества. Период раннего детства является ключевым для формирования речевых навыков, и использование народного творчества, как народных сказок, пословиц, потешек и песен, может существенно обогатить словарный запас ребенка, развить его творческие способности и эмоциональную восприимчивость. В статье рассматриваются подходы к внедрению элементов устного народного творчества в образовательный процесс, а также его влияние на общее развитие ребенка.
Ключевые слова: развитие речи; дети 3-4 лет; устное народное творчество; народные сказки; пословицы; потешки; музыкальное творчество; эмоциональное развитие.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Ахадова Елена Геннадьевна, воспитатель
МАДОУ "ЦРР- детский сад N 2"Дельфин", Новосибирская область,
г.Бердск
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам развития речи детей 3-4 лет через призму устного народного творчества. Период раннего детства является ключевым для формирования речевых навыков, и использование народного творчества, как народных сказок, пословиц, потешек и песен, может существенно обогатить словарный запас ребенка, развить его творческие способности и эмоциональную восприимчивость. В статье рассматриваются подходы к внедрению элементов устного народного творчества в образовательный процесс, а также его влияние на общее развитие ребенка.
Ключевые слова: развитие речи; дети 3-4 лет; устное народное творчество; народные сказки; пословицы; потешки; музыкальное творчество; эмоциональное развитие.
Развитие речи у детей 3-4 лет — это одна из самых актуальных задач, стоящих перед воспитателями и родителями. В этом возрасте дети активно осваивают язык, учатся общаться, выражать свои мысли и чувства. Использование устного народного творчества, которое включает в себя богатый арсенал жанров и форм, может значительно обогатить речевую деятельность детей.
Устное народное творчество — это не только языковая практика, но и средство передачи культурного наследия, формирования нравственных ориентиров и развития эмоционального интеллекта. Оно создает уникальную атмосферу общения, способствующую развитию фантазии и воображения.
Роль устного народного творчества в развитии речи. Увлечение и мотивация.
Дети в возрасте 3-4 лет особенно восприимчивы к различным формам игры. Устное народное творчество представляется как игровая форма, что делает процесс обучения более увлекательным. Зажигательные ритмы, яркие образы и забавные персонажи, встречающиеся в рассказах и песнях, способны удерживать внимание ребенка и вовлекать его в процесс обучения.
Формирование словарного запаса. Устное народное творчество помогает увеличить словарный запас детей. Слушая и повторяя потешки, поговорки и народные сказки, дети знакомятся с новыми словами и выражениями. Например, рифмованные строки в потешках способствуют лучшему запоминанию новых слов и фраз, а разнообразные образы создают контекст, в котором новые слова становятся понятнее и ближе.
Развитие речевых навыков. Пение народных песен, прибауток и колыбельных не только развивает звукопроизношение и интонацию, но и способствует формированию грамматических конструкций. В процессе исполнения потешек и песен у детей развивается не только речь, но и моторика — движения, связанные с исполнением, являются важным элементом обучения.
Внедрение элементов устного народного творчества в образовательный процесс. Использование народных сказок.
Народные сказки — важный инструмент для развития речи детей. При чтении или рассказе сказок воспитатель может использовать следующие методы:
Интерактивное чтение. Воспитатель задает вопросы, побуждая детей активно участвовать в повествовании. Например, «Что сделает Маша дальше?» или «Как вы думаете, что будет с козленком?».
Постановка сказок. Дети могут разыгрывать отдельные сцены, что развивает не только речь, но и креативное мышление.
Создание собственных историй. На основе известных сказок дети могут придумать свою версию, что способствует развитию воображения.
Применение потешек и песен. Потешки и народные песни отлично подходят для развития речи. Они могут использоваться в следующих формах:
Упражнения на развитие интонации. Дети учатся различать эмоции через интонацию. К примеру, когда они поют или говорят потешки, меняя интонацию в зависимости от содержания.
Динамичные игры с песнями. Использование подвижных игр, где дети реагируют на музыку, развивает как физическую, так и речевую активность.
Модерирование стихов. Создание новых версий известных потешек с использованием различных слов и рифм.
Влияние устного народного творчества на развитие детей. Эмоциональное развитие.
Устное народное творчество формирует у детей положительную эмоциональную отзывчивость. Чтение и исполнение народных произведений помогают ребенку осознавать и выражать свои эмоции. Например, при слушании грустной сказки или песни маленький слушатель учится сопереживать герою, а это, в свою очередь, развивает эмпатию и социальные навыки.
Развитие культурного самосознания. При знакомстве детей с устным народным творчеством, мы не только обучаем их речи, но и передаем культурные традиции. Дети начинают осознавать свои корни, видеть связь с культурным наследием своего народа. Устное народное творчество включает различные обычаи, что способствует формированию у детей уважения к культуре и традициям.
Развитие когнитивных навыков. Когнитивные навыки, такие как внимание, память и мышление, также получают развитие через устное народное творчество. С резкими изменениями направления повествования или с юмористическими поворотами событий ребенок учится быстро улавливать суть, сопоставлять и анализировать информацию.
Развитие речи у детей 3-4 лет через устное народное творчество представляет собой эффективный и увлекательный процесс, который обогащает детей и поддерживает их активное познание мира. Использование народных сказок, песен и потешек помогает не только создать условия для речевого развития, но и развивает эмоциональную и культурную составляющую личности ребенка. Воспитателям следует активно внедрять элементы устного народного творчества в ежедневные занятия, чтобы обеспечить гармоничное развитие и полноценное воспитание детей.
Таким образом, устное народное творчество — это неотъемлемая часть образовательного процесса, способствующая развитию речи и формированию личности ребенка, что делает его не только полезным, но и необходимым инструментом в работе с детьми раннего возраста.
Список литературы
Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. О. Болотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 35-38. — URL: ht
tps://moluch.ru/archive/111/27977/
Миннуллина, Р. Ф. Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста / Р. Ф. Миннуллина, К. А. Тимерханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 418-419. — URL:
https://moluch.ru/archive/469/103682/
Шурмина Татьяна Васильевна Музыкально-педагогическая деятельность и фольклор в детском саду // Проблемы Науки. 2015. №9 (39). https://cyberleninka.ru/article/n/
muzykalno-pedagogicheskaya-deyatelnost-i-folklor-v-detskom-sadu.