«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» | Бабакина Наталья Владимировна Коломейцева Галина Сергеевна. Работа №350354
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Воспитатели : Бабакина Наталья Владимировна
Коломейцева Галина Сергеевна
Игра это - благоприятное условия для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности - воображения, самостоятельности.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
С помощью дидактических игр активизирую словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок. Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно – образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Так, играя с малышами в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек» помогает детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь.
Манипулируя с игрушками в процессе игры, обозначают действия: идёт, спит, кушает т. п., т. е. употребляет глаголы.
Предлагая детям составление разрезных картинок и кубиков в данном виде игр решается задача – формирования у детей умение логически мыслить, развиваю у них умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как дать задание сложить картинку из её частей, надо дать детям рассмотреть целую картинку.
Создание эмоционально – благоприятной ситуации способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В работе по развитию речи детей в театрализованной деятельности предлагается использовать следующие методы и приёмы:
игровые: - использование элементов подвижной игры - сюрпризные моменты - обыгрывание текста -словесные: - повторение речевого материала - вопросы - чтение произведений со звукоподражаниями - договаривание слов, фраз - похвала - наглядные: - использование иллюстраций к текстам - использование игрушек, персонажей кукольного театра.
Чтобы не угасал интерес детей к театрализованным играм, нужны определённые требования:
- содержание и разнообразие тематики - постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса - максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр - сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах театрализованной деятельности.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. Такие игры называются творческими, сюжетно – ролевыми играми. Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам. При своевременном формировании сюжетной игры дети начинают играть вдвоём, иногда втроём, вступают в ролевое взаимодействие. В таких играх, как «Парикмахерская», «На приёме у врача», знакомлю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, делать уколы и т. д.). Изначально дети подражают тому, что им показала я, со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр нужно побуждать детей к называнию предметов, используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют. Игр много, они могут быть самыми разными, но особое место занимают подвижные. При проведении подвижных игр с текстом используются соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр, побуждаю к повтору текста. Обязательно вовлекать в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, малыши учатся общаться с окружающими. Изготовила картотеку подвижных игр с текстами.
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Также изготовила картотеку пальчиковых игр. Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешки сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это и игры с пальчиками ("Сорока-сорока"), и прибаутки ("Ладушки-ладушки"). Организуя работу по повышению речевой активности посредством игры, нужно действовать в тесном контакте с родителями своих воспитанников, потому что без взаимных усилий было бы очень трудно, ведь именно родители – первые учителя и воспитатели, и сила их воздействия на детей велика.
Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает творческое и речевое развитие детей на основе игровой деятельности. Она не только обеспечивает игровую деятельность, но и призвана помочь в установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом.
Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.
Используемая литература
Библиографическое описание: Полуполтинных О. П. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / О. П. Полуполтинных // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 56-57.
Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2015.
Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2012
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Воспитатели : Бабакина Наталья Владимировна
Коломейцева Галина Сергеевна
Игра это - благоприятное условия для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности - воображения, самостоятельности.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
С помощью дидактических игр активизирую словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок. Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно – образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Так, играя с малышами в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек» помогает детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь.
Манипулируя с игрушками в процессе игры, обозначают действия: идёт, спит, кушает т. п., т. е. употребляет глаголы.
Предлагая детям составление разрезных картинок и кубиков
в данном виде игр решается задача – формирования у детей умение логически мыслить, развиваю у них умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как дать задание сложить картинку из её частей, надо дать детям рассмотреть целую картинку.
Создание эмоционально – благоприятной ситуации способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В работе по развитию речи детей в театрализованной деятельности предлагается использовать следующие методы и приёмы:
игровые:
- использование элементов подвижной игры
- сюрпризные моменты
- обыгрывание текста
-словесные:
- повторение речевого материала
- вопросы
- чтение произведений со звукоподражаниями
- договаривание слов, фраз
- похвала
- наглядные:
- использование иллюстраций к текстам
- использование игрушек, персонажей кукольного театра.
Чтобы не угасал интерес детей к театрализованным играм, нужны определённые требования:
- содержание и разнообразие тематики
- постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса
- максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр
- сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах театрализованной деятельности.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. Такие игры называются творческими, сюжетно – ролевыми играми.
Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам. При своевременном формировании сюжетной игры дети начинают играть вдвоём, иногда втроём, вступают в ролевое взаимодействие.
В таких играх, как «Парикмахерская», «На приёме у врача», знакомлю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, делать уколы и т. д.). Изначально дети подражают тому, что им показала я, со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр нужно побуждать детей к называнию предметов, используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют. Игр много, они могут быть самыми разными, но особое место занимают подвижные. При проведении подвижных игр с текстом используются соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр, побуждаю к повтору текста. Обязательно вовлекать в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, малыши учатся общаться с окружающими. Изготовила картотеку подвижных игр с текстами.
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Также изготовила картотеку пальчиковых игр. Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешки сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это и игры с пальчиками ("Сорока-сорока"), и прибаутки ("Ладушки-ладушки"). Организуя работу по повышению речевой активности посредством игры, нужно действовать в тесном контакте с родителями своих воспитанников, потому что без взаимных усилий было бы очень трудно, ведь именно родители – первые учителя и воспитатели, и сила их воздействия на детей велика.
Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает творческое и речевое развитие детей на основе игровой деятельности. Она не только обеспечивает игровую деятельность, но и призвана помочь в установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом.
Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.
Используемая литература
Библиографическое описание: Полуполтинных О. П. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / О. П. Полуполтинных // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 56-57.
Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2015.
Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2012