Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ | Иванова Туйара Даниловна. Работа №346299

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на коррекционно-развивающих занятиях, проводимых педагогом-психологом. Описываются особенности речевых нарушений у детей с ОВЗ, задачи и методы, используемые для коррекции и стимулирования речевой активности. Особое внимание уделяется значению психологической поддержки, индивидуального подхода и междисциплинарного взаимодействия в процессе развития речи.

Ключевые слова: развитие речи, коррекционно-развивающие занятия, дети с ОВЗ, педагог-психолог, речевые нарушения, психолого-педагогическая коррекция, речевая активность.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

 

Иванова Туйара Даниловна, педагог-психолог

МБОУ "Куокуйская СОШ с УИОП", Республика Саха Якутия Кобяйский улус с. Аргас

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на коррекционно-развивающих занятиях, проводимых педагогом-психологом. Описываются особенности речевых нарушений у детей с ОВЗ, задачи и методы, используемые для коррекции и стимулирования речевой активности. Особое внимание уделяется значению психологической поддержки, индивидуального подхода и междисциплинарного взаимодействия в процессе развития речи.

Ключевые слова: развитие речи, коррекционно-развивающие занятия, дети с ОВЗ, педагог-психолог, речевые нарушения, психолого-педагогическая коррекция, речевая активность.

 

Развитие речи является одним из важнейших факторов общего развития ребёнка, способствующим его социальной интеграции и академическим успехам. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто сталкиваются с различными речевыми нарушениями, которые могут затруднять их коммуникацию и обучение. В связи с этим, педагог-психолог, работающий с такими детьми, сталкивается с задачей создания условий, способствующих развитию речевой активности. В рамках коррекционно-развивающих занятий педагог-психолог не только помогает в преодолении речевых трудностей, но и стимулирует формирование навыков общения, что играет важную роль в социальной адаптации детей с ОВЗ.

Особенности речевых нарушений у детей с ОВЗ. Речевые нарушения у детей с ОВЗ могут проявляться в различных формах, в зависимости от природы основного заболевания. Например, у детей с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдается замедленное развитие речи, у детей с нарушениями слуха или зрения могут возникать специфические трудности в звуковой или зрительной переработке информации, а у детей с аутизмом наблюдается нарушение коммуникативных функций речи.

В зависимости от вида речевых нарушений, выделяют следующие основные проблемы:

Недоразвитие лексико-грамматической системы (малый словарный запас, ошибки в использовании грамматических форм).

Трудности в произношении звуков (дислалия, ринолалия, дизартрия).

Нарушение связной речи (трудности в построении логических высказываний, бедная речевая активность).

Нарушение коммуникативных функций (отказ от общения, использование стереотипных речевых оборотов).

Учитывая многообразие нарушений, педагог-психолог должен строить свою работу с учётом индивидуальных особенностей ребенка и специфики его речевых затруднений.

Роль педагога-психолога в развитии речи детей с ОВЗ

Психологическая диагностика речевых нарушений. Прежде чем приступить к коррекционной работе, педагог-психолог проводит комплексную диагностику речевого развития ребёнка. Это необходимо для того, чтобы выявить основные проблемы и определить направление коррекционной работы. Диагностические методы включают: наблюдение за речевой активностью ребёнка в различных ситуациях, использование тестов на определение уровня развития речи (лексического, грамматического, фонетического), анализ речевого поведения в игровой и учебной деятельности, консультации с логопедом и другими специалистами.

Коррекционно-развивающие занятия. Основная задача педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях – создание условий для формирования речевых навыков и их коррекция. Программы занятий строятся с учётом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребёнка, с применением игровых, арт-терапевтических и других методов.

Игровые методы. Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, поэтому использование игр для развития речи является одним из наиболее эффективных методов работы. В рамках игр дети учатся формировать и выражать мысли, активизировать словарный запас, развивать связную речь.

Примеры игр:

Словесные игры: такие как «Что изменилось?», «Назови предмет» или «Придумай рассказ по картинке», помогают детям формировать речевую активность.

Дидактические игры: направленные на развитие грамматического строя речи, например, игры на составление предложений из набора слов.

Ролевые игры: где дети учатся взаимодействовать друг с другом, что стимулирует развитие коммуникативных навыков.

Арт-терапия. Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ также играет значительную роль. Через рисование, лепку, музыку и другие виды художественного творчества ребёнок может выражать свои эмоции и мысли, что способствует развитию речи. Например, педагог-психолог может предложить ребёнку нарисовать историю, а затем рассказать её. Это помогает детям строить логические цепочки в речи, расширяет словарный запас и стимулирует развитие связной речи.

Логопедические упражнения. Хотя основная роль в коррекции звукопроизношения принадлежит логопеду, педагог-психолог может также использовать элементы логопедических упражнений для общего развития речи. Это могут быть упражнения на развитие артикуляционного аппарата, дыхательные гимнастики и звуковые упражнения, направленные на формирование правильного произношения и интонационного рисунка речи.

Индивидуальный подход в работе с детьми с ОВЗ. Каждый ребёнок с ОВЗ имеет свои уникальные особенности, поэтому важным принципом работы педагога-психолога является индивидуальный подход.

Индивидуализация обучения позволяет педагогу-психологу находить наиболее эффективные методы и приёмы для каждого ребёнка. Например, если ребёнок лучше воспринимает информацию визуально, можно использовать больше наглядных материалов, если у него есть трудности с восприятием на слух – больше внимания уделить визуально-двигательным упражнениям.

Психологическая поддержка и мотивация ребёнка. Развитие речи тесно связано с психологическим состоянием ребёнка. Дети с ОВЗ могут испытывать страхи, неуверенность в себе, что затрудняет их коммуникацию и снижает мотивацию к речевой активности. Педагог-психолог оказывает эмоциональную поддержку, помогая ребёнку справляться с трудностями, учит позитивно относиться к своим успехам и неудачам.

Для повышения мотивации к занятиям важно создать атмосферу успеха и доверия, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и уверенно. Похвала за достижения, пусть и небольшие, поддержка в случае неудач и создание ситуации успеха способствуют формированию у ребёнка позитивного отношения к занятиям и процессу обучения в целом.

Эффективная коррекционная работа невозможна без сотрудничества с другими специалистами, в первую очередь с логопедом. Педагог-психолог и логопед должны работать в тесной связи, разрабатывая общие программы коррекции, которые охватывают как психологические, так и логопедические аспекты развития речи ребёнка.

Педагог-психолог консультирует родителей по вопросам речевого развития, дает рекомендации по тому, как они могут помогать ребенку дома, какие игры и упражнения использовать. Совместные усилия педагогов и родителей способствуют более быстрому и качественному достижению результатов.

Развитие речи детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях – это комплексная задача, требующая индивидуального подхода, использования различных методов и тесного сотрудничества с родителями и другими специалистами. Педагог-психолог играет ключевую роль в создании благоприятных условий для речевого развития, эмоциональной поддержки и мотивации ребёнка. Эффективное использование игровых методов, арт-терапии и логопедических упражнений способствует коррекции речевых нарушений и улучшению коммуникативных навыков, что является важным шагом на пути успешной социализации детей с ОВЗ.

 

Список литературы

Минаева Нат

алья Геннадьевна, Быстрова Мария Васильевна Научно-практические аспекты проблемы развития познавательной сферы дошкольников с

овз

средствами

пескотерапии

// Проблемы современного педагогического образования.

2019. №65-4. URL: https://cyberleninka.ru/articl

e/n/nauchno-prakticheskie-aspekty-problemy-razvitiya-poznavatelnoy-sfery-doshkolnikov-s-ovz-sredstvami-peskoterapii.

Перышкова

Светлана Алексеевна, Володина Алена Владимировна, Трунина Алена Сергеевна Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с

ОВЗ// Наука и образование.

2022. №1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-korrektsionno

-razvivayuschey-

r

aboty-s-detmi-s-ovz.

Полянских Л. В., Калашникова Л. Р

. Комплексная программа профилактической коррекционной и реабилитационной работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья // ЕГИ. 2014. №2 (4).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-programma-profilakticheskoy-korrektsionnoy-i-

reabilitatsionnoy-raboty-s-uchaschimisya-imeyuschimi-ogranichennye

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×