Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста | Мельник Анна Рифатовна . Работа №352238. Номер работы: №352238

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Особенности развития речи детей 1-3 года происходит в три этапа: Подречевой этап, формирование первых слов, активное пополнение словарного запаса. Характерные особенности это: эмоциональная окрашеность, простота грамматического строя, имитация речи взрослых.

Методы и приёмы развития речи детей 1-3 года, чаще всего используют игровые методы, чтение и обсуждение, творческая деятельность

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста

Речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста является ключевым процессом в становлении личности ребенка. Этот период характеризуется активным формированием словарного запаса, развитием грамматических навыков, освоением диалога и монолога. Успешное речевое развитие влияет не только на когнитивное развитие, но и на социальную адаптацию, эмоциональную сферу и общую обучаемость ребенка.

Особенности речевого развития детей раннего возраста (1–3 года)

В раннем возрасте речь формируется как результат взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Основные этапы развития речи в этот период включают:

Предречевой этап

(до 1 года).

 

На этом этапе у ребенка развиваются слуховое восприятие и звуковая активность. Процесс начинается с гуления, которое затем переходит в лепет. Эмоциональное общение с взрослыми, подражание звукам, произносимым родителями, стимулируют развитие звуковой системы.

Формирование первых слов

(1–2 года).

 

В возрасте около года ребенок начинает осознавать связь между словом и предметом. Появляются первые осмысленные слова, которые часто упрощены (например, «мя» вместо «мяч»). Активно развиваются звукоподражания («ав-ав», «би-би»).

Активное пополнение словарного запаса

(2–3 года).

 

Ребенок начинает осваивать основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные. В речи появляются простые фразы: «Мама идет», «Дай мячик». К концу третьего года жизни словарный запас ребенка может достигать 300–500 слов.

Характерные особенности речи в раннем возрасте:

Эмоциональная окрашенность

. Речь сопровождается мимикой, жестами, интонацией.

Простота грамматического строя

. Ребенок использует короткие фразы, часто с нарушением порядка слов и согласования.

Имитация речи взрослых

. Дети активно подражают речи родителей, копируя их интонацию и манеру общения.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста (3–5 лет)

В младшем дошкольном возрасте (3–5 лет) речевые навыки ребенка совершенствуются:

Развитие связной речи

.

 

Ребенок учится строить сложные предложения, логически излагать свои мысли, составлять рассказы и описания.

Расширение словарного запаса

.

 

Дети активно осваивают слова, обозначающие абстрактные понятия, действия, свойства предметов и их взаимоотношения.

Формирование грамматического строя речи

.

 

На данном этапе ребенок начинает правильно использовать падежи, числа, времена глаголов. Однако грамматические ошибки все еще присутствуют, что связано с активным освоением правил языка.

Характерные особенности речи младших дошкольников:

Любопытство к языку

. Дети активно задают вопросы: «Почему?», «Как это называется?»

Интонационная выразительность

. Речь становится более эмоциональной и интонационно богатой.

Грамматические трудности

. Ошибки в согласовании слов, неправильные окончания (например, «красивое платье» вместо «красивое платье»).

Условия эффективного речевого развития

Эффективное развитие речи детей требует создания специальных условий:

Эмоциональное общение

. Постоянный диалог между ребенком и взрослыми, поддерживающий эмоциональную связь.

Богатая языковая среда

. Использование разнообразной лексики, чтение книг, слушание песен и сказок.

Игровая деятельность

. Игры стимулируют развитие речи через активное взаимодействие и использование новых слов.

Поддержка со стороны взрослых

. Родители и педагоги должны быть примером правильной и выразительной речи.

Методы и приемы развития речи

Игровые методы

Игры на звукоподражание («Как говорят животные?»).

Игры на развитие словаря («Найди предмет», «Что ты видишь?»).

Игры на развитие грамматических навыков («Скажи правильно»).

Чтение и обсуждение

Чтение сказок, потешек и стихов с последующим обсуждением.

Вопросы по тексту: «Кто герой?», «Что произошло?»

Пересказ или придумывание окончания истории.

Творческая деятельность

Рисование и рассказы по рисунку.

Составление рассказов по картинке.

Создание совместных историй.

Работа с грамматикой и фонетикой

Использование скороговорок, стихов для развития дикции.

Упражнения на развитие артикуляции (проговаривание отдельных звуков, буквосочетаний).

Роль взрослых в развитии речи

Родители и педагоги играют центральную роль в речевом развитии детей. Их задача:

Обеспечить качественное речевое окружение

. Взрослые должны говорить четко, правильно, эмоционально, избегая использования упрощенной речи.

Стимулировать речь ребенка

. Поощряйте ребенка задавать вопросы, выражать свои мысли, активно участвовать в диалоге.

Корректировать ошибки мягко и ненавязчиво

. При обнаружении ошибок важно не критиковать, а предлагать правильный вариант: «Ты хотел сказать "Я возьму машину"?»

Учитывать индивидуальные особенности

. Темп речевого развития у каждого ребенка индивидуален, поэтому важно не сравнивать детей, а поддерживать их личный прогресс.

Заключение

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста — это процесс, требующий внимания, системного подхода и участия взрослых. Использование игровых методов, активное общение, чтение и творческая деятельность позволяют эффективно формировать у детей речевые навыки, необходимые для их дальнейшего обучения и социализации. Забота о речевом развитии ребенка с первых лет жизни не только обеспечивает его успешное обучение в будущем, но и создает основу для гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×