"Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора" | Здоровенко Лидия Александровна . Работа №330432. Номер работы: №330432
Эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к детскому саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться. Эффективность обучения детей и развития речи зависит от согласованности усилий единства взглядов семьи и детского сада. Поэтому мы все шире используем новые активные формы сотрудничества педагога с родителями.
Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора.
Теоретическая обоснованность
На современном этапе речевому развитию детей раннего возраста уделяется большое внимание. В раздел «Раннее детство» включена глава «Речевое развитие». Третий год жизни является переходным от раннего детства к дошкольному.
Фольклор – это народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность. Малые формы фольклора: потешки, пестушки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи.
Практическая значимость фольклора в работе с детьми раннего возраста нашла свое отражение в опыте работы по теме: «Фольклор - как средство развития речи детей раннего возраста». Нами составлен перспективный план работы с детьми раннего дошкольного возраста. В программный материал включены следующие виды фольклорных жанров: пестушки, песенки, прибаутки, скороговорки, потешки, загадки, пословицы и поговорки, колыбельные, сказки, которые соответствуют лексическим темам, предназначенным для работы с детьми третьего года жизни.
Можно выделить два направления:
- использование фольклорных произведений в повседневной жизни (при адаптации к детскому саду, во всех режимных моментах);
- использование фольклора в образовательная деятельность (далее - ОД) по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к детскому саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.
Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки:
Петушок, петушок
Золотой гребешок...
Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись...
Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка...
C помощью народных песенок, потешек y детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
При умывании:
Водичка – водичка
Умой моё личико...
При причёсывании:
Расти, коса, до пояса.
Не вырони ни волоса.
Во время приёма пищи:
Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку.
На прогулке используем фольклорные подвижные игры: «Выпал беленький снежок», «Колобок». Чтобы успокоить упавшего ребенка, приговариваю: «Не плачь, не плачь, я куплю тебе калач».
ОД с использованием народного фольклора можно рассматривать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами, что отражает новизну собственного вклада в развитие речи детей раннего возраста! Очень важно применение наглядности в сочетании со словом. Игрушки, предметы, которые служат на занятии средством наглядности, стараюсь показать по возможности в действии, движении. На глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства - вот в чём значимость использования фольклора.
В ОД используем прием инсценирования произведения помощью картинок, ширмы, игрушек. С их помощью можно добиться предельного понимания содержания.
Также мы используем малые формы фольклора в различных областях ОД. На конструировании строим домик (избушку), обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На занятиях лепкой - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки- ладушки испечем оладушки». На рисовании рисуем «колобка».
Для того, чтобы вызвать положительный настрой к занятию используем загадку, обыгрываем песенкой.
Для знакомства малышей со сказкой мы используем авторскую разработку - ковралинографию. Нами был изготовлен мягкий коврик, сшиты объемные красочные персонажи сказок из мягкой ткани - флиса (с липучей лентой с обратной стороны). Дети с большим интересом слушают сказки с показом ковралинографии. Они манипулируют фигурками сказочных персонажей. Сами их выставляют на коврике. Яркие, красочные герои сказок привлекают внимание детей и вызывают желание самостоятельно рассказывать сказку с помощью красочных персонажей. Например, дети рассказывают, кто тянул репку, и воспроизводят, выставляя фигурки на коврике, используя последовательность появления персонажей сказки.
Кроме этого, в группе создан театральный уголок, в котором представлено разнообразие видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Яркая среда привлекает внимание детей, они с удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок не только в ходе ОД, но и в свободной деятельности. Таким образом, использование в ОД малых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.
Эффективность обучения детей и развития речи зависит от согласованности усилий единства взглядов семьи и детского сада. Поэтому мы все шире используем новые активные формы сотрудничества педагога с родителями. Итогом многолетней работы по данной тематике стала разработка перспективного плана по работе с родителями.
Ежегодной традицией в нашем детском саду стали «посиделки», на которые мы приглашаем бабушек. Посиделки - один из старейших обычаев. Раньше старшее поколение передавало свои умения не только в области народного прикладного искусства, но и фольклорного. Бабушки знакомят детей с народными песнями, прибаутками, играми. Это
помогает превратить мир детства в мир волшебства и радости.
С родителями воспитанников мы проводим круглый стол. Подобрать наиболее актуальные темы для беседы за круглым столом нам помогает анкетирование родителей. Особый интерес вызвали такие темы, как «Использование фольклора в семейном воспитании», «Роль фольклора при адаптации детой к детскому саду».
Оформили уголок для родителей. Регулярно обновляем там фольклорный материал, который мы разучиваем с малышами в режимных
моментах или ОД. В папках-передвижках размещаю интересный для родителей материал: «Потешки при одевании и раздевании», «Для плачущего ребенка», «Потешки при укладывании спать», «Потешки при умывании», «Потешки во время еды».
Опыт работы «Фольклор - как средство развития речи детей раннего возраста», методические разработки по данной теме активно используются педагогами нашего детского сада. Для того чтобы проверить эффективность проводимой работы была проведена диагностика. Сравнительный анализ показал более высокий уровень развития речи детей.
Таким образом, анализ проведенной работы позволяет убедиться, что включение в систему работы по развитию речи фольклорных произведений
позволяет повысить уровень речевого развития детей.