Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм" | Шайхутдинова Мария Петровна. Работа №322358

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Малые фольклорные жанры незаменимый помощник в процессе развития связной речи, он так же является незаменимым материалом для дикционных упражнений – пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки.

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых фольклорных жанров на сегодняшний день имеет особую значимость и актуальность.

Малые фольклорные жанры лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны, с их помощью дети учатся четкому произношению. Малые фольклорные жанры являются привлекательными для детей раннего возраста из-за таких особенностей как звучность, ритмичность, напевность, занимательность.

 

 

 

Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой

активности у детей раннего возраста

 

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.

Малые фольклорные жанры сопровождают ребенка с самого его рождения и позволяют ребенку успешно овладевать родным языком через колыбельные песни, детские пестушки, потешки, сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку, серого козлика, забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры «Кошки-мышки!», «Гуси-лебеди», «Горелки», увлекающие и привлекающие детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции.

Малые фольклорные жанры незаменимый помощник в процессе развития связной речи, он так же является незаменимым материалом для дикционных упражнений – пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки.

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых фольклорных жанров на сегодняшний день имеет особую значимость и актуальность.

Малые фольклорные жанры лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны, с их помощью дети учатся четкому произношению. Малые фольклорные жанры являются привлекательными для детей раннего возраста из-за таких особенностей как звучность, ритмичность, напевность, занимательность.

Народные песенки, прибаутки, потешки и пестушки могут быть использованы для развития фонематического слуха, поскольку в них используются звукосочетания (наигрыши), повторяющиеся несколько раз в разном темпе, с различной интонацией на мотив народных мелодий.

Потешки и скороговорки позволяют развивать чувства ритма и рифмы, а также готовить ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и способствует формированию интонационной выразительности речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благодаря народным песенкам и потешкам у детей 2-3 лет воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, укладыванию спать, одеванию и раздеванию.

Таким образом, заучивая пословицы и поговорки, а затем, используя их в своей речи, дети не только учатся ясно, лаконично и выразительно высказывать свою мысль и чувства, но также они интонационно окрашивают свою речь, при этом у них развивается умение творчески использовать слово и образно описывать предмет, давая ему яркую характеристику.

Использование загадок также является эффективным средством развития речи детей 2-3 лет, усвоению звуковой и грамматической структуре речи. Загадки обогащают словарь детей благодаря многозначности слова. С помощью загадок ребенок знакомиться с вторичными значениями слов, у него формируется представление о переносном значении.

Особое значение придается колыбельным песням, которые называют «спутниками детства» и считают, что в колыбельных песнях заключена могучая сила, которая позволяет развивать речь детей раннего возраста, способствуя обогащению словаря. Несмотря на то, что колыбельные отличаются сравнительно небольшим объемом, они таят в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей, способствуют запоминанию слов и формы слова, словосочетаний, помогают ребенку осваивать лексическую сторону речи.

Детям колыбельные песни всегда позволяют запоминать и слова, и словосочетания и, тем самым, осваивать сложную лексическую сторону речи.

Язык, созданный народом, насыщен образными разговорными формами и выразительной лексикой может быть донесен детям через народные игры такие как: «Ладушки», «Апельсин», «Пальчики в лесу», «Повстречал ежонка ёж» и др., помогающие не только развитию речи, но и развитию мелкой моторики. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и проникать в их смысл, а так же малые фольклорные жанры, через специальные упражнения, помогают развитию артикуляционного аппарата детей 2-3 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию связной речи, обогащению словарного запаса с успешным переводом пассивного словаря в активный.

Развитие речи детей 2-3 лет по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами происходит благодаря методам и приёмам, применяемым в образовательной деятельности с детьми.

Методы и приемы в работе с детьми по развитию речи:

1. Словесные методы: чтение и заучивание потешек, скороговорок, прибауток, стихов, рассказов.

2. Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, иллюстраций к сказкам, потешкам, поговоркам, чистоговоркам, стихам; театрализованная деятельность.

3. Практические методы: игры и игровые приемы, упражнения.

Из всего вышесказанного можно констатировать, что малые фольклорные жанры являются уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.

Малый фольклорный жанр характеризуется богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов и пробуждает детей 2-3 лет интерес к поэтическому слову, способствует развитию художественного вкуса и формированию чувства родного языка.

В результате общения с малыми фольклорными жанрами ребенок впервые знакомится с традиционной народной поэзией, благодаря которой ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность; обогащается духовный мир ребенка; развивает патриотизм и уважение к прошлому своего народа с изучением его традиций; происходит развитие связной речь ребенка.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×