Развитие речи детей с ТНР посредством использования образовательной робототехники: «Робомыши» и квест-карт «Лого роботы» | Боева Светлана Александровна, Костенко Оксана Викторовна, Крюкова Наталья Владимировна. Работа №349056
Статья посвящена проблеме речевого развития детей дошкольного возраста, которые имеют тяжелые нарушения речи. Представлены Развивающее пособие «Квест – карты Лого роботы» и описание использования Робота в процессе работы с детьми с ТНР. А также статистика детей ТНР в процентном эквиваленте и специфические причины появления нарушений. Описана специфика работы с детьми данной категории.
Тема: «Развитие речи детей с ТНР
посредством использования образовательной робототехники:
«Робомыши» и квест-карт «Лого роботы».
1.Анатация. Статья посвящена проблеме речевого развития детей дошкольного возраста, которые имеют тяжелые нарушения речи. Представлены Развивающее пособие «Квест – карты Лого роботы» и описание использования Робота в процессе работы с детьми с ТНР. А также статистика детей ТНР в процентном эквиваленте и специфические причины появления нарушений. Описана специфика работы с детьми данной категории.
2.Ключевые слова: речевое развитие, тяжелое нарушение речи, дошкольный возраст, Робомышь, Лого-роботы, квест-карта, особенности коррекционной работы.
3. Введение. Мы живем в эпоху информатизации и компьютеризации. Быстро меняющиеся условия жизни требуют, не только от взрослых, но и от детей, не просто владение определенными знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому. Чем раньше ребенок начнёт осваивать основы работы в информационной среде, тем проще ему будет освоить все тонкости и премудрости информационных средств, что в будущем может стать основой его успешности.
Речь занимает одно из важнейших мест в нашей жизни. Используя её, мы способны передать свои мысли, чувства, эмоции собеседнику. Если же имеются определенные проблемы с речью, то это может привести к неполноценной коммуникации в обществе. Детям с тяжелыми нарушениями речи сложнее всего влиться в общество, так как их особенность не позволяет полноценно в нем существовать. У них наблюдаются отклонения в речи, которые приводят к нарушению умственной работоспособности, к недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности вербализации, изменению становления личности. Такие особенности речевого развития существенно влияют не только на формирования личности, то и на психические процессы, которые и без того могут осложняться внешними факторами. Поэтому данная категория детей нуждается в целенаправленной коррекционнологопедической работе.
С 2018 года детский сад участвует в экспериментальной площадке Федерального государственного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по теме: «Формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота».
Робототехника играет большую роль при подготовке к школе, способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания об окружающем мире. Позволяет детям в форме познавательной игры развить необходимые в дальнейшей жизни навыки, формирует специальные технические умения, развивает речь, аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. В связи с вышесказанным возникла необходимость использовать в своей образовательной деятельности с воспитанниками с ТНР различные виды робототехнического творчества.
Уникальность и ценность использования робототехники в том, что участвовать в нем может абсолютно любой ребенок нашего ДОУ указанного возраста. Занятия проходят как с группой детей, так и индивидуально. Использование образовательной робототехники позволяет чередовать практические и умственные действия ребенка. В процессе занятий по робототехнике происходит интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие (ребенок сам того не замечая осваивает устный счет, состав числа, совершает простые арифметические действия; развиваются представления об окружающем мире);
- Речевое развитие (ребенок рассказывает о своих действиях, тем самым развивается связная речь, обогащается активный словарь детей);
- Социально-коммуникативное (формирование умения работать в коллективе – умение быть лидером или помощником, четко распределять обязанности и выполнять правила формирование взаимовыручки и сотрудничество).
Важным для педагогов является и то, что использование образовательной робототехники можно легко связать с лексическими темами и календарно - тематическим планированием, что не только облегчает усвоение нового материала, но и дает возможность закрепления пройденного материала в игровой форме.
3.1. Дети с ТНР. Статистика(сколько %). Специфические проблемы детей с ТНР, которые оптимально решить с помощью робототехники.
С каждым годом в мире возрастает количество детей с нарушениями речевого развития, в том числе с общим недоразвитием речи. Согласно данным международной статистики нарушения речи присутствуют у 17,5% детей в возрасте до 7 лет, и эта цифра продолжает расти.
В нашем дошкольном учреждении выявлено ………..дошкольников с н
Например, у таких детей при относительно сохранной смысловой памяти страдает вербальная, которая отвечает за способность запоминать, сохранять и воспроизводить сказанное, также при всем этом страдает продуктивность запоминания. Также задержка формирования психических процессов возможна при низкой мнемической активности детей с ТНР. Поэтому они часто отстают от своих сверстников, а именно в формировании словесно-логического мышления в анализе, синтезе и сравнении. Такие дети прекрасно способны понять смысл обращения к ним, но им с трудом дается передача их мыслей.
Наблюдая за таким ребенком, люди могут ошибочно их принять за неполноценных в интеллектуальном плане. У таких детей наблюдается сниженная познавательная активность, низкая мотивация к обучению, повышенная истощаемость, нарушение в общении со сверстниками, а иногда даже встречаются гиперактивные дети и агрессивные. Но это далеко не все признаки, по которым выделяется ребенок с тяжелыми нарушениями речи. Также можно отметить нарушение координации ребенка, нарушения мелкой и общей моторики. Данный речевой дефект отрицательно сказывается на сенсорных, интеллектуальных и волевых сторонах характера ребенка. Такие дети не способны полностью сконцентрировать свое внимание на конкретном предмете, а также подвергается воздействию их нормальная способность к запоминанию. Они не могут запомнить полученные инструкции, а также последовательные задания. Трудности возникают при восприятии логико-грамматических инструкций, которые отражают пространственные, временные, причинно-следственные связи.
Робототехника играет важную роль в формировании предложно-падежных конструкций у дошкольников с ТНР, отмечаем, что робототехника является достаточно новым методом для развития таких детей. Доказано влияние робототехники на речевое развитие у дошкольников. Это связано с тем, что дети при сборке роботов и механизмов развивают мелкую моторику, что, в свою очередь связано с центрами речи. Поэтому у таких детей быстрее развивается речевой аппарат. Кроме того, навык сборки множества мелких деталей, которые нужно правильно встроить в устройство, перерастает в хорошую технику письма.
Благодаря занятиям по робототехнике ребенок с ТНР приобретает навыки общения в коллективе, учится общаться, отстаивать свои идеи а также превращает занятия в увлекательную деятельность.
С учетом всего выше сказанного реализация работы с дошкольниками, имеющими проблемы с речью осуществляется через использование программируемого напольного робота «Робомышь» и Квест-карт «Логороботы».
4. Описание Робомыши.
«Робомышь» — это программируемый настольный мини-робот. С его помощью взрослые и дети могут изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания. Работает от батареек. Ее удобно держать в руке даже ребенку. Интерактивная игрушка, издает звуки и моргает глазками. На спине мышки расположены цветные кнопки для программирования. Стрелки разного цвета. При нажатии круглой кнопки желтого цвета сбрасываются все предыдущие программы, ее рекомендуют нажимать перед началом введения нового алгоритма. Зеленая кнопка - старт. Красная кнопка отвечает за какое-нибудь спецдвижение. Можно нажать в конце программы и тогда мышка издаст один из трех интересных звуков или поморгает глазками. Это подогревает детский интерес и делает занятие еще более увлекательным.
В наборе можно увидеть Карточки направления движения. Они необходимы для того, чтобы на начальных этапах составлять алгоритм движения на столе или даже, на самом поле. Производители сделали их двухсторонними и это очень помогает ребенку (особенно на начальном этапе) понять, как правильно выстроить путь для «Робомышки». На карточках изображены стрелки. Цвет стрелок соответствует цвету кнопок на спине мышки. Это позволяет наглядно видеть, стрелку какого цвета необходимо выбрать для того, чтобы мышка добралась до нужного места.
На первых этапах педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели. На втором этапе — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком. И уже третьим этапом, после понимания детьми основы работы с «Робомышью», дети самостоятельно выкладывают и программируют робота.
5. Внедрение.
Внедрение интерактивной игрушки в образовательный процесс, происходило посредствам проекта «Чудо мышь», целью которого было научить работать с интерактивным оборудованием и правильно программировать его.
На начальном и ознакомительном этапе реализации проекта были проведены следующие мероприятия: -Беседа о значении программируемых игрушек для детей; -Что такое программирование? Для чего оно нужно?; -Знакомство с самим набором «Робомышь»; -С инструкцией по применению и правилами; -С деталями и наполнением набора.
Третий этап-практический. Здесь проведились занятия по созданию лабиринтов для «робомыши» и обыгрывание игр по предложенным детьми сюжетам. Ребятам предлагались задания по образцу, т.е. «сделай как я», в основе которого лежит подражательная деятельность, и по замыслу: данная форма позволяет творчески и самостоятельно использовать полученные знания.
На заключительном этапе проекта, ребятам были предложены командные соревнования, которые способствуют тесной коммуникации между воспитанниками. Во время командной игры исчезает стеснительность, застенчивость, нерешительность, робость, замкнутость, что в свою очередь порождает специфические черты общего и речевого поведения.
Результатом реализации данного проекта стало то, что:
Более 50% воспитанников
освоили этапы программирования, умеют работать по схеме, ориентируются в пространстве;
У 73% детей сформированы конструкторские умения и навыки;
56% сформированы предпосылки к учебной деятельности;
90% Воспитанников стали хорошо ориентироваться на плоскости и в пространстве, хорошо усвоили счет в пределах 20;
И самое главное,
2 более 80% ребят сформированы коммуникативные навыки: дети легче идут друг с другом на контакт, научились договариваться между собой, решают конфликты мирным путем.
Обогатилась лексика.
6.Игры.
Невозможно представить детей, которые не увлекались бы робототехники. Разнообразие робоконструкторов завлекает детей всех возрастов, и даже взрослых. Вовлекаясь в игру с использованием Робомыши, стирается грань между здоровым ребенком и ребенком с ОВЗ. Робомышка часто используется нами в театральной деятельности, где ребятам сначала нравится прокладывать путь главным персонажам сказок «Колобок», «Маша и медведь» а затем обыгрывать сказку и придумывать свое продолжение историй.
Данный прием использования робота при составлении рассказов или заучивания стихотворения помогает ребенку лучше осознать и воспроизвести сюжетную линию, сделать пересказ увлекательным, логичным.
Использование конструктора и робототехники на занятиях, в режимных моментах положительно воздействует на атмосферу и качество коррекционной работы. При этом улучшается развитие лексико- грамматических средств связи по определенным темам занятий, формируется словообразование и формообразование новых слов, развивается правильный дыхательный выдох, автоматизируются звуки в ходе «волшебных» игр («Ступеньки», «Звуковичок», «Найди новый слог»), формируется графический образ букв при обучении грамоте и развитию тактильных ощущений.
Благодаря конструкторским решениям в играх «Строители», «Автолюбители», «Конструкторское бюро», «Космодром «Байконур», формируется пространственная ориентация, что помогает создать правильное схематическое отношение к своему телу. Безусловно, наиболее сильное влияние конструктор Лего и робототехника оказывают на развитие высших психических функций (память, внимание, логика, мышление).
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного, понимании и принятии всего того, что делает ребенок самостоятельно. Главное, что должен чувствовать дошкольник - то, что в огромном мире, где не всегда с тобой дружелюбны, есть место, где всегда можно почувствовать себя защищённым, любимым и желанным, умеющим творить, мыслить, создавать, удивлять и удивляться вместе с другими участниками образовательного процесса.
Каждый ребёнок обязательно становится взрослым. И от умений и приобретенных навыков, применяемых для решений возникающих вопросов, будет зависеть его жизненный настрой, его установки на завтрашние победы и успехи. Поэтому в своей работе в детском саду я стараюсь постоянно поощрять детей за малейшие успехи, корректно исправляю неточности. Важно , чтобы ребенок с ОВЗ был открыт новым знаниям, и даже если что-то делает неправильно, взрослые его обязательно поддержат. направят, помогут и дадут советы, развиваю в них веры в собственные силы и возможности для реализации в будущем.
Ну, например: «Проведи мышку к заданному цвету».
Цель: способствовать развитию логического мышления через построение алгоритма действия.
Материалы: игровое поле, робомышь, цветной картон.
Инструкция: педагог с детьми рассматривают игровое поле. Взрослый акцентирует внимание ребенка на том, что мышонок не знает цвета, поэтому ему нужно помочь построить маршрут к определенному цвету. Педагог предлагает детям карточки со схемой движения мыши по полю. Дети программируют мышь и следуют по маршруту.
Примерные задания для детей, могут варьироваться по желанию. Задания могут зачитываться педагогом или быть представлены на карточках – схемах.
7.квест карты
развивающее пособие из 24 квест – карт «Лого Роботы». Каждая квест-карта двух - сторонняя и состоит из трех заданий. Их можно использовать как индивидуально, так и для группы детей, причем в любой образовательной деятельности, либо в режимном моменте.
Общий вывод. Использование в логопедической и педагогической практике робота с детьми ОВЗ будет способствовать решению многих задач: повышение мотивации и индивидуализации обучения детей, развитие их творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона, развитие психических процессов, необходимых для интеллектуальной и речевой деятельности.
Коррекционно - развивающие занятия с использованием робота стали намного ярче и динамичнее, как для детей, так и для педагогов. Благодаря внедрению в деятельность данного оборудования дети активно работают на занятии, у них повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим.
Каждое занятие с использованием образовательной робототехнике вызывает у ребят познавательный интерес, творческую активность, закладывает начальные
технические и коммуникативные навыки. Данная технология делает процесс обучения интересным и увлекательным, что особенно важно в работе с детьми.
В дальнейшей работе мы планируем использовать возможности робототехники, которые позволяют создавать свои квесты и истории, комбинировать их, раскрывая творческий потенциал детей и педагогов!
Одна из древних мудростей гласит: "Ребенок - это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение". Каждый педагог должен понимать, какой груз ответственности он несет за каждого ребенка. Воспитатель - это призвание, талант, который дан свыше. Формирование личности ребенка - это очень сложный процес, требующий профессионализма, души и огромного сердца... Но люди, которые по-настоящему любят детей, добиваются поставленной цели и остаются в сердцах детей на всю жизнь. Пусть дети будут счастливы и здоровы, а особые дети будут счастливы и здоровы рядом с нами.