Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста | Ухова Наталия Сергеевна. Работа №321326. Номер работы: №321326

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько пускают процесс развития речи детей на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что речь детей бедная, отмечается недостаточный словарный запас. Исходя из выше сказанного, мной была выбрана следующая тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой».

1. Название проекта

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

2. Автор

Ф.И.О.

Должность

Ухова Наталия Сергеевна

Воспитатель

3. Актуальность

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько пускают процесс развития речи детей на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что речь детей бедная, отмечается недостаточный словарный запас. Исходя из выше сказанного, мной была выбрана следующая тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой».

 

4. Целевая аудитория проекта

Дети старшего дошкольного возраста.

5. Цель

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.

6. Объект

Учебно-воспитательный процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

7. Предмет

Педагогические условия развития речи детей старшего дошкольного возраста.

8. Гипотеза

Мы исходили из предположения, что использование художественной литературы в развитии речи у

старших дошкольников будет способствовать соблюдения ряда педагогических условий:

-учет индивидуальных и возрастных особенностей старших дошкольников в процессе восприятия художественного текста;

-использование элементов игр-драматизаций в процессе чтения художественной литературы для развития речи у старших дошкольников;

-организация сотрудничество педагогов дошкольного

образовательного учреждения и родителей воспитанников

 

9. Задачи

-Сформировать интерес к художественной литературе.

- Расширять и активизировать словарный запас детей.

- Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

- Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

- Развивать творческие способности у детей.

10. Методы

Анализ литературы по проблеме исследования, разработка методов и приемов, анализ педагогических условий

11. Сроки реализации

Сентябрь 2022 год - февраль 2023г.

 

12. Научная новизна

Новизна проекта заключается в том, что он интегрирует комплексный подход к системе воспитания и развития познавательных интересов дошкольников. Реализует модель становления профессиональной компетентности педагога по приобщению дошкольников к чтению художественной литературыРазвивает информационную компетентность дошкольников: умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т. д.). Умение делать выводы из полученной информации. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности. Умение задавать вопросы на интересующую тему. Умение получать информацию, используя некоторые источники.

13.Теоретическая значимость

В работе уточняются и конкретизируются педагогические приемы внедрения художественной литературы дошкольников в процесс формирования речевого развития.

14. Практическая значимость

Результаты исследования (материалы диагностики, методические разработки и конспекты мероприятий, методические рекомендации) могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений для речевого развития детей с помощью художественной литературы

 

15. Этапы проекта

Этапы реализации

Задачи этапов

1. Организационный этап

 

сентябрь 2022 г.

С детьми:

-постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;

-составление перспективного планирования для детей, включающее в себя занятия, беседы, игры;

- подбор методической литературы для реализации проекта;

- подбор наглядно - дидактического материала, художественной литературы;

-оформление уголков чтения в группе;

 

- организация развивающей среды в группе, изготовление персонажей сказки, маски, игры сказки

- оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей;

С родителями:

-анкетирование родителей

-обсуждение плана работы по намеченной теме с семьями на родительском собрании;

-обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ по выбранной теме

 

 

2. Основной этап

 

октябрь 2022г. – январь 2023г.

- ознакомление детей с художественной литературой;

-проведение беседы;

- рассмотрение картин и беседа по их содержанию;

- работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация);

- проведение занятий;

- игровые упражнения;

- посещение библиотеки

Октябрь 2022 г.:1.Занятие «Что за прелесть эти сказки!»

2.Чтение рус. нар. сказок: «Царевна- лягушка», «Феникс - ясный сокол», «Василиса Прекрасная», «Лисичка-сестричка и серый волк».

3.Рассматривание иллюстраций к сказкам.

4. Беседа «Зачем нужны стихи».

5. Чтение стихотворений Н. Никитина, П. Соловьева, С. Есенина.

6. Заучивание понравившихся стихов.

4. Игра «Узнай сказку по отрывку», «Рифмовочка»

Ноябрь 2022г.:1.Тематическая выставка «Поэты – детям», портреты А. Барто, С. Михалкова

2. Рассказ воспитателя о творчестве А. Барто.

3. Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки»

4. Беседа о творчестве С. Михалкова

5.Чтение стихотворения С. Михалкова «Заяц-портной»

6. Игра «Подбери иллюстрацию к стихотворению 

Декабрь 2022г.: 1.Чтение произведений Н. Носова, В. Драгунского, Л. Пантелеева.

2.Беседа на тему: Мой любимый весёлый рассказ.

3.Перессказ понравившегося

рассказа.

4. Упражнение «Скажи по-другому»

5. Великий Сказочник X. К. Андерсен.

6.Чтение сказок X. К. Андерсена.

7. Рассматривание иллюстраций

Январь 2023г.:

1. Рассказ воспитателя о малых фольклорных формах: потешках, песенках, загадках, чистоговорках, пословицах

2. Загадывание загадок

3. Проговаривание чистоговорок

4. Чтение пословиц

С родителями

1.В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям.

Консультации:

-“Знакомство ребенка с художественной литературой”.

-“ Роль сказки в развитии речи детей”.

-“ Организация бесед по сказкам”.

-“ Значение игр – драматизаций в развитии речи детей

 

 

3. Заключительный этап

февраль 2023г.

С детьми:

«Литературная викторина»

1.Беседа о жанрах произведений.

2. Игра «Узнай сказку по отрывку».

3. Игра «Назови сказку по иллюстрации»

4. Игра «Закончи пословицу»

5. Игра «Постройся по порядку» (карточки с эпизодами сказки

Инсценирование сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

Посещение Национальной библиотеки имени С.Г. Чавайна.

Обобщение результатов работы над проектом на педагогическом совете, родительском собрании

 

 

16. Предполагаемые результаты

- дети полюбят книги

- будут обмениваться своими впечатлениями

- будут активно использовать в речи выразительные средства языка, сочинять, фантазировать и самостоятельно проигрывать мини – спектакли.

- активное участие родителей в жизни детского сада

- положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами

- возрождение чтения в кругу семьи

 

 

17. Методическое обеспечение

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.

Большева Т.В. Учимся по сказке. -  СПб., 2001.

Гурович Л.М. Ребёнок  и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 1999.

Методика развития речи. Бородич А.М. –М. : Просвещение, 1981.-256 с.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — м.: мозаика-синтез, 2014.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.

Ушакова О.С, Струнина Е.М «Методика развития речи детей…» М., Владос, 2004;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

Шадрина Л.Г, Е.Н.Судакова «Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказываний » Ульяновск, «Вектор-С», 2009

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×