Развитие речи детей старшего дошкольного возраста | Ухова Наталия Сергеевна. Работа №321326. Номер работы: №321326
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько пускают процесс развития речи детей на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что речь детей бедная, отмечается недостаточный словарный запас. Исходя из выше сказанного, мной была выбрана следующая тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой».
1. Название проекта
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
2. Автор
Ф.И.О.
Должность
Ухова Наталия Сергеевна
Воспитатель
3. Актуальность
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько пускают процесс развития речи детей на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что речь детей бедная, отмечается недостаточный словарный запас. Исходя из выше сказанного, мной была выбрана следующая тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой».
4. Целевая аудитория проекта
Дети старшего дошкольного возраста.
5. Цель
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.
6. Объект
Учебно-воспитательный процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
7. Предмет
Педагогические условия развития речи детей старшего дошкольного возраста.
8. Гипотеза
Мы исходили из предположения, что использование художественной литературы в развитии речи у
старших дошкольников будет способствовать соблюдения ряда педагогических условий:
-учет индивидуальных и возрастных особенностей старших дошкольников в процессе восприятия художественного текста;
-использование элементов игр-драматизаций в процессе чтения художественной литературы для развития речи у старших дошкольников;
-организация сотрудничество педагогов дошкольного
образовательного учреждения и родителей воспитанников
9. Задачи
-Сформировать интерес к художественной литературе.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
- Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
- Развивать творческие способности у детей.
10. Методы
Анализ литературы по проблеме исследования, разработка методов и приемов, анализ педагогических условий
11. Сроки реализации
Сентябрь 2022 год - февраль 2023г.
12. Научная новизна
Новизна проекта заключается в том, что он интегрирует комплексный подход к системе воспитания и развития познавательных интересов дошкольников. Реализует модель становления профессиональной компетентности педагога по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы. Развивает информационную компетентность дошкольников: умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т. д.). Умение делать выводы из полученной информации. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности. Умение задавать вопросы на интересующую тему. Умение получать информацию, используя некоторые источники.
13.Теоретическая значимость
В работе уточняются и конкретизируются педагогические приемы внедрения художественной литературы дошкольников в процесс формирования речевого развития.
14. Практическая значимость
Результаты исследования (материалы диагностики, методические разработки и конспекты мероприятий, методические рекомендации) могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений для речевого развития детей с помощью художественной литературы
15. Этапы проекта
Этапы реализации
Задачи этапов
1. Организационный этап
сентябрь 2022 г.
С детьми:
-постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
-составление перспективного планирования для детей, включающее в себя занятия, беседы, игры;
- подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор наглядно - дидактического материала, художественной литературы;
-оформление уголков чтения в группе;
- организация развивающей среды в группе, изготовление персонажей сказки, маски, игры – сказки
- оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей;
С родителями:
-анкетирование родителей
-обсуждение плана работы по намеченной теме с семьями на родительском собрании;
-обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ по выбранной теме
2. Основной этап
октябрь 2022г. – январь 2023г.
- ознакомление детей с художественной литературой;
-проведение беседы;
- рассмотрение картин и беседа по их содержанию;
- работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация);
- проведение занятий;
- игровые упражнения;
- посещение библиотеки
Октябрь 2022 г.:1.Занятие «Что за прелесть эти сказки!»
2.Чтение рус. нар. сказок: «Царевна- лягушка», «Феникс - ясный сокол», «Василиса Прекрасная», «Лисичка-сестричка и серый волк».
3.Рассматривание иллюстраций к сказкам.
4. Беседа «Зачем нужны стихи».
5. Чтение стихотворений Н. Никитина, П. Соловьева, С. Есенина.
6. Заучивание понравившихся стихов.
4. Игра «Узнай сказку по отрывку», «Рифмовочка»
Ноябрь 2022г.:1.Тематическая выставка «Поэты – детям», портреты А. Барто, С. Михалкова
2. Рассказ воспитателя о творчестве А. Барто.
3. Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки»
4. Беседа о творчестве С. Михалкова
5.Чтение стихотворения С. Михалкова «Заяц-портной»
6. Игра «Подбери иллюстрацию к стихотворению
Декабрь 2022г.: 1.Чтение произведений Н. Носова, В. Драгунского, Л. Пантелеева.
2.Беседа на тему: Мой любимый весёлый рассказ.
3.Перессказ понравившегося
рассказа.
4. Упражнение «Скажи по-другому»
5. Великий Сказочник X. К. Андерсен.
6.Чтение сказок X. К. Андерсена.
7. Рассматривание иллюстраций
Январь 2023г.:
1. Рассказ воспитателя о малых фольклорных формах: потешках, песенках, загадках, чистоговорках, пословицах
2. Загадывание загадок
3. Проговаривание чистоговорок
4. Чтение пословиц
С родителями
1.В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям.
Консультации:
-“Знакомство ребенка с художественной литературой”.
-“ Роль сказки в развитии речи детей”.
-“ Организация бесед по сказкам”.
-“ Значение игр – драматизаций в развитии речи детей
3. Заключительный этап
февраль 2023г.
С детьми:
«Литературная викторина»
1.Беседа о жанрах произведений.
2. Игра «Узнай сказку по отрывку».
3. Игра «Назови сказку по иллюстрации»
4. Игра «Закончи пословицу»
5. Игра «Постройся по порядку» (карточки с эпизодами сказки
Инсценирование сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».
Посещение Национальной библиотеки имени С.Г. Чавайна.
Обобщение результатов работы над проектом на педагогическом совете, родительском собрании
16. Предполагаемые результаты
- дети полюбят книги
- будут обмениваться своими впечатлениями
- будут активно использовать в речи выразительные средства языка, сочинять, фантазировать и самостоятельно проигрывать мини – спектакли.
- активное участие родителей в жизни детского сада
- положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами
- возрождение чтения в кругу семьи
17. Методическое обеспечение
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.
Большева Т.В. Учимся по сказке. - СПб., 2001.
Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 1999.
Методика развития речи. Бородич А.М. –М. : Просвещение, 1981.-256 с.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — м.: мозаика-синтез, 2014.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.
Ушакова О.С, Струнина Е.М «Методика развития речи детей…» М., Владос, 2004;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
Шадрина Л.Г, Е.Н.Судакова «Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказываний » Ульяновск, «Вектор-С», 2009