Статья Развитие речи дошкольника через игровую деятельность.. Автор: Симбирцева Наталья Юрьевна

Автор: Симбирцева Наталья Юрьевна
Развитие речи дошкольника через игровую деятельность. В статье указаны какие виды деятельности используются для развития речи, обогощения словарного запаса, правильного произношения звуков и слов.


Автор: Симбирцева Наталья Юрьевна

ГБОУ СОШ п. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка»

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи дошкольника через игровую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Симбирцева Н.Ю.

 

 

 

 

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.

Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально так как в дошкольном возрасте «игра» — это ведущая деятельность. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, это возможно по средствам разнообразных игр, игровых методик, разработанных с учетом интересов детей данного возраста.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет. Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении.

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.

Цель: Развитие всех компонентов устной речи в разных видах деятельности.

 

Задачи:

Обогащение, уточнение и активизация словаря на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения;

Организация развивающей речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных наглядных средств);

Целенаправленное развитие речи как средства общения с помощью специально организованных диалогов построенных с опорой на наглядные материалы

(

игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.

Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;

 

 

Методы и приёмы игровых технологий, используемых в работе:

 

1. Артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

2. Дыхательная гимнастика – способствует правильному формированию речевой, нервной и иммунной систем. Для развития дыхания ребенка используются такие дыхательные игры, как: сдувание снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; игры с султанчиками и вертушками.

3. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Работая со сказкой, совершенствуется лексико-грамматические средства языка; развивается диалогическая и монологическая речь; дети приобщаются к народному фольклору.

« Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\

« Что будет, если…?»\ сюжет задаёт воспитатель\

« Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\

« Использование моделей»\ картинки - геометрические фигуры\

« Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.\

« Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\

« Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т.д.\

4. Мнемотехника.

Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Мнемотаблицы - схемы служат хорошим дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Их используют для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений, пословиц и поговорок.

5. Игры со шнуровками.

Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой руки к письму, они тренируют усидчивость. Игры со шнурками не требуют много затрат, это недорогое развлечение.

6. Дидактические игры.

Главная цель дидактической игры – обучающая. Дидактическая игра для детей наиболее доступный вид деятельности и способ переработки полученных знаний. Дидактические игры стимулируют мыслительные процессы, а следовательно и речь ребенка. Именно поэтому значительное место на занятиях по развитию речи дошкольников занимают дидактические игры.

Существуют следующие виды игр:

Игры

-

путешествия

- призваны усилить

впечатления, обратить внимание

, на то

,

что находится рядом, побуждают детей называть окружающие предметы.

Игры – поручения - в

основе этих игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предложения – перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся высказываться и слушать друг друга.

Игры – беседы - в

основе лежит общение. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, дополнять сказанное.

 

7. Пальчиковые игры.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их можно разделить на группы и определить назначение:

Игры

манипуляции

-

э

ти упражнения ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. (« Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока»)

Сюжетные пальчиковые упражнения

-

к этой группе относятся такие упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, растения при помощи пальцев.

Пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой

-

ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки.

Пальчиковые

-

кинезиологические

упражнения «гимнастика мозга»

-

предложены И.

Деннисоном

и Г.

Деннисоном

. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария

.

Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Самомассаж проводится, как,

правило

в игровой форме, с использованием речедвигательных комплексов.

 

 

Возрастная и коррекционно-развивающая направленность опыта работы.

 

Подбор игровых методов и приёмов, а также планирование всех видов деятельности построено на основных дидактических принципах с опорой на систематичность и последовательность, конкретные педагогические условия: возраст и уровень развития детей. При этом учитывается принцип взаимосвязи всех видов деятельности, а вариативность выполнения заданий позволяет развивать у детей креативность, индивидуальные способности.

Упражнения и игры помогают в работе с детьми, имеющими задержку речевого развития, нуждающимися в систематической педагогической коррекции речевых нарушений. Они проводятся воспитателем в разные периоды дня (утром, на прогулке, после дневного сна) и направлены на развитие восприятия и представлений об окружающей жизни, речевых норм ( правильное произношение, грамматическая правильность речи, богатство словаря, логичность высказывания). Игры могут проводится, как со всеми детьми, так и с небольшим количеством детей разного возраста .

 

Методы и приёмы игровых технологий:

 

Все игры организуются с учётом основных педагогических принципов. Дидактические игры проводятся со всей группой, с подгруппой, индивидуально. В таких играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу обедом» участвуют все дети. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию.

Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю, «Скажи, что звучит», направлены на развитие фонематического слуха, тренировку звукоподражания. Ход игры следует строить таким образом, чтобы он содержал образцы речевого поведения, способствовал формированию внимания к речи, а так же актуализировал имеющиеся у детей речевые средства.

При общем недоразвитии речи с детьми полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и проделывает движения, соответствующие тексту. В таких играх, как «Сидит зайка», «Кот и мыши», «Курочка-хохлаточка» от детей требуется соразмерение темпа движения с речью. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях, по ознакомлению с окружающим миром. Подвижные игры проводятся ежедневно со всей группой.

Пальчиковая гимнастика включается в режим дня.

Дети учатся играть с пальцами во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками: «Этот пальчик хочет спать», «Здравствуй солнце золотое», «Кто зубы не чистит».

Перед обедом когда дети ожидают приглашение к столу. Детям нравится показывать «театр в руке». На прогулке , после наблюдений за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить дом, скворечник, кошку, собаку, дерево.

Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки», «Наши ручки, лапочки». Пальчиковая гимнастика проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи и основных психических процессов, а также коммуникативности.

Использование игровых технологий по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста вне занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Венгер

Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада

/ П

од ред. Л. А.

Венгера

. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5,

испр

. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

Кольцова М. М.,

Рузина

М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый

игротренинг

. - Екатеринбург:

У-Фактория

, 2004.

Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. А.Н. Леонтьева,

А.В.Запорожца

. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.

Лурия

А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. - М., 1997.

Пидкасистый

П. И.,

Хайдаров

Ж. С. Технология игры. — М., 1996. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С.

Гайнуллова

. - М.: КНОРУС, 2016. - 112 c.

Сидорчук

Т.А.,

Лелюх

С.В. Познаём мир и фантазируем с кругами

Луллия

. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2014. – 40 с.

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x