Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения» | Мой кабинет. Работа №342283

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Игры со словом и звуком являются не только привлекательными, но и полезными. Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение речевых задач: воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

МАДОУ « Центр развития ребёнка- детский сад № 90»

 

 

 

 

 

 

Выступление

 

«Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель

Афанасьева Е.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2023

Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но, действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда для здоровья выносить продолжительный умственный труд месте с этой привычкой трудиться умственно приобретается и любовь к такому труду, или, лучше сказать, жажда его.

Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является  развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребёнком окружающего мира.

В работе с дошкольниками следует уделять особое внимание развитию умственной деятельности детей, приучению их к самостоятельности мышления, к использованию полученных ими знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей.

Научить ребёнка думать, приучить его к умственному труду – нелёгкая задача, стоящая перед педагогами. Умственный труд необходимо сделать интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимают речевые игры и упражнения.

В игровой форме процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

В речевой игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задач на представление о ранее воспринятых предметах.

Речевая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.

Игры со словом и звуком являются не только привлекательными, но и полезными. Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение речевых задач: воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. Прислушиваясь к различным словам, «играя» с ними, дети развивают свой слух, артикуляцию, улучшают произношение. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и исправлять речевые ошибки и таким образом – развивать культуру речи ребенка.

Организуя речевые игры с детьми, педагог должен знать методику проведения этих игр.

 

Методические советы, необходимые для проведения речевых игр:

Воспитатель должен чётко представлять цель игры, её ход, свою роль в той или иной игре. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение.

Прежде всего, сам воспитатель настраивается на игровой лад. Необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличало бы игру от занятий и дидактических упражнения. Нужно создать условия для умственной активности всех детей. В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач, чтобы дети, усвоив тот или иной способ решения, могли бы применять его при другом содержании, в других условиях. Выбор словесной игры определяется задачами воспитательной работы с детьми данной группы, поэтому она может занимать различное место в педагогическом процессе. Роль воспитателя в процессе словесных игр меняется в зависимости от возрастных особенностей детей. При проведении словесных дидактических игр особое внимание должно быть уделено правилам. 

У детей 5-7 лет правила становятся более сложными: не смотреть в сторону описываемого предмета, не повторять сказанного, называть только существенные признаки, объединять несколько предметов одним словом. В старших группах в играх увеличивается и количество правил.

Меняется и роль воспитателя: он больше советует, помогает, поощряет находчивых, больше уделяет внимания индивидуальной работе с детьми застенчивыми, медлительными, менее сообразительными.

Детям представляется большая самостоятельность не только в выборе игры, но и в творческом решении её игровых задач.

Игры, воспитывающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож»; «Кто больше заметит небылиц?»; «Придумай небылицу».

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Отвечай быстро»; «Кто больше?»; «Что кому нужно?»; «Вершки – корешки»; «Назови три предмета»; «Охотник»; «Звери, птицы, рыбы»; «Кто больше назовёт предметов»; «Природа и человек».

Игры, развивающие быстроту, гибкость мышления, чувство юмора, воспитывающие самообладание: «Испорченный телефон»; «Летает – не летает»; «Краски»; «Семья»; «И я»; «Где мы были, мы не скажем»; «Фанты»; «Наоборот»; «Добавь слог»; «Дополни предложение»; «Скажи слово с нужным звуком»; «Придумай предложение»; «Скажи по – другому»; «Подбери слово»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Было – будет»; «Кто больше знает»; «Подбери слово»; «Узнай по голосу».

       Игры на словообразование: «Мишка – музыкант»; «Киоск открыт»; «Про пана Трулялинского»; «Отгадай кличку». 

        Игровые упражнения для развития связной монологической речи: «Больная белочка»; «День рождения».

Игры и упражнения на развитие понимания смысловой стороны слова: «Что вы видите вокруг»; «Скажи какой»; «Найди нужное слово»; «Найди противоположное по смыслу слово»; «Это правда или нет?»; «Какое слово заблудилось?»; «Скажи по – другому»; «Какие слова вы услышали?»; «Назови одним словом»; «Найди другое слово»; «Путаница».

Игры, игровые задания, упражнения на ознакомление с художественной литературой: «На выставке»; «Играем со сказкой»; «Нарисуем картину словами»; «Придумай сказку»; «Загадка»; «Что делали пчёлы»; «Артисты»; «На что похоже?».

       Игры, игровые задания, упражнения на формирование образной речи: «Кто внимательнее»; «Я начну, а вы продолжите»; «Кто скажет по – другому»; «Угадай о ком я скажу»; «Снежинки»; «Придумай предложение»; «Первый снег»; «Подбери сравнения»; «Объясни, покажи»; «Скажи по – другому»; «Ошибка»; «Почему так говорят»; «О чём говорит пословица»; «Кто больше вспомнит пословиц»; «Литературная викторина».

       Игры и упражнения по звуковой культуре речи: «Определи первый звук в слове»; «Цепочка слов»; «Найди место звука в слове»; «Подбери слово к схеме»; «Кто быстрее соберёт вещи»; «Магазин»; «Собери букет»; «Найди пару»; «Постоим пирамидку»; «Пирамида»; «Цветочный магазин»; «Включи телевизор»; «Как их зовут?»; «Поезд».

Таким образом, работа по развитию речи с использованием игр, позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширить знания об окружающем мире.

 

Список использованной литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.- М.: Академия, 2000.- 159с.

2. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально- игровой деятельности //Дошкольное воспитание.- 2009.-№ 7. – с.66-70.

3. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. – 2008.- № 6. – с. 52- 54.

4. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещения, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×