Развитие речи дошкольников. Мнемотаблицы | Михайлова Екатерина Васильевна. Работа №308271
Развитие речи дошкольников. Мнемо таблицы. На своих занятиях по развитию речи я использую мнемотаблицы для заучивания стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения запоминания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для ребят дошкольного возраста, так как у дошкольников преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающийся просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. И если в младшем возрасте педагог готовит для детей самостоятельно опорные схемы, то в старшем возрасте по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Дети старшей группы вполне могут сами составить такую таблицу, чему они очень рады, сам процесс их увлекает, и запоминание стихотворений или каких либо сложных текстов происходит непроизвольно. Сначала я подбираю стихотворение и опорные картинки к нему. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на доску. Затем, после прочтения стихотворения воспитателем, дети воспроизводят это стихотворение по опорным картинкам.
Развитие речи дошкольников.
Использование мнемотехники и мнемотаблиц
для заучиваний стихотворений.
К сожалению, сегодня реалии таковы, что у детей дошкольного возраста существует множество проблем с развитой хорошей связной речью.
Педагогическое воздействие для развития речи дошкольников – очень сложное дело, так как необходимо не только научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающих их жизни, но и сделать так, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим, эффективным и ненавязчивым.
Я, как начинающий педагог, взяв в основу мнения, труды более опытных специалистов в данной области, увидев эффективность наглядного материала, решила воспользоваться на своих занятиях по развитию связной речи у детей старшего возраста приемами мнемотехники.
Мнемотехника – это искусство запоминания, технология развития памяти. Это всем известная система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Идея проста: на каждое слово или словосочетание, или строчку в стихотворении придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично.
На своих занятиях по развитию речи я использую мнемотаблицы для заучивания стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения запоминания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для ребят дошкольного возраста, так как у дошкольников преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающийся просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. И если в младшем возрасте педагог готовит для детей самостоятельно опорные схемы, то в старшем возрасте по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Дети старшей группы вполне могут сами составить такую таблицу, чему они очень рады, сам процесс их увлекает, и запоминание стихотворений или каких либо сложных текстов происходит непроизвольно. Сначала я подбираю стихотворение и опорные картинки к нему. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на доску. Затем, после прочтения стихотворения воспитателем, дети воспроизводят это стихотворение по опорным картинкам.
Сейчас я предлагаю на конкретном примере рассмотреть технику быстрого запоминания. Для этого я раздам два стихотворения, которые мы вместе сейчас оформим для заучиванию, применяя мнемотаблицы.
«Космонавт»
В синем небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит.
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля, горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
«Подарок маме»
Сорвала я в поле
Цветок голубой
Принесу в подарок
Маме дорогой.
Я его на платье
Маме приколю
Больше всех на свете
Маму я люблю.
В заключении я хотела бы сказать, что использование мнемотехники в работе с дошкольниками позволяет не только развивать связную речь, но и расширять кругозор, развивать память, мышление, воображение. И я и в дальнейшем хотела бы более подробно изучить данную технику для постоянного использования в своих занятиях по развитию речи для повышения их эффективности.
В синем небе
звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит
и ночь летит.
И на землю вниз глядит
Видит сверху
.
он поля, горы,
реки и моря.
Видит он весь шар земной
Шар земной –
наш дом родной.
Сорвала я
В поле
Цветок голубой
Принесу
В подарок
Маме дорогой
Я его на платье.
Маме приколю
Больше всех на свете
Маму
Я люблю
«Космонавт»
В синем небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит.
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
«Подарок маме»
Сорвала я в поле
Цветок голубой.
Принесу в подарок
Маме дорогой.
Я его на платье
Маме приколю
Больше всех на свете
Маму я люблю.