Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речи и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ | Гарькуша Александр Николаевич. Работа №353387. Номер работы: №353387

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особого подхода и внимания, особенно в подростковом возрасте. В статье рассматриваются особенности развития речи и коммуникативных навыков у подростков с ОВЗ в контексте работы воспитателя социального дома. Обсуждаются причины, влияющие на задержку речевого развития, а также методы и приемы, которые могут быть использованы для коррекции речевых и коммуникативных нарушений у подростков. В статье представлены практические примеры, подходы, направленные на улучшение взаимодействия с детьми, а также рекомендации по созданию эффективной образовательной и социальной среды.

Ключевые слова: развитие речи, коммуникативные навыки, дети с ОВЗ, подростковый возраст, социальный дом, воспитатель, коррекция речи, особые образовательные потребности, речевые нарушения, интеграция в социум, развитие личности.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Гарькуша Александр Николаевич, воспитатель
Социальный дом Обручевский, г. Москва
Аннотация: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особого подхода и внимания, особенно в подростковом возрасте. В статье рассматриваются особенности развития речи и коммуникативных навыков у подростков с ОВЗ в контексте работы воспитателя социального дома. Обсуждаются причины, влияющие на задержку речевого развития, а также методы и приемы, которые могут быть использованы для коррекции речевых и коммуникативных нарушений у подростков. В статье представлены практические примеры, подходы, направленные на улучшение взаимодействия с детьми, а также рекомендации по созданию эффективной образовательной и социальной среды.
Ключевые слова: развитие речи, коммуникативные навыки, дети с ОВЗ, подростковый возраст, социальный дом, воспитатель, коррекция речи, особые образовательные потребности, речевые нарушения, интеграция в социум, развитие личности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составляют значительную часть подростков, нуждающихся в специализированной помощи в процессе обучения, социализации и личностного развития. Одной из ключевых проблем таких детей является недостаточное или искаженное развитие речи, что приводит к сложности в межличностном общении и интеграции в социальное окружение. В подростковом возрасте, когда активность, стремление к самовыражению и необходимости общения особенно ярко проявляются, эти проблемы становятся еще более актуальными. Задача воспитателя социального дома, работающего с детьми с ОВЗ, состоит в том, чтобы выстроить процесс взаимодействия, направленный на развитие речевых и коммуникативных навыков подростков, создать благоприятные условия для их социальной адаптации и личностного роста.
Речь играет центральную роль в общении, формировании социальных связей и взаимодействии с окружающим миром. Для детей с ОВЗ речевые и коммуникативные нарушения могут быть результатом различных факторов, таких как органические поражения мозга, нарушения слуха, зрения, а также психоэмоциональные расстройства и особенности развития. Важность внимания к этим нарушениям заключается в том, что недостаточное развитие речи или ее дефекты напрямую влияют на способность подростка понять и быть понятым другими, что, в свою очередь, затрудняет формирование нормальных отношений с окружающими, усвоение социальных норм и успешное включение в социальную жизнь.
В подростковом возрасте у детей с ОВЗ начинают проявляться возрастные особенности. Это время, когда дети начинают активно искать свое место в обществе, формируются самосознание и личность, осознается собственная уникальность и взаимодействие с другими людьми. Сложности, возникающие при нарушении речи и недостаточной коммуникативной активности, могут привести к снижению самооценки, социальной изоляции и трудностям в обучении.
Речь подростков с ОВЗ часто характеризуется недостаточной речевой активностью, скудностью словарного запаса, трудностями в построении фраз, а также проблемами в восприятии и передаче сложных смыслов. Важнейшими аспектами, которые требуют внимания со стороны воспитателя социального дома, являются как развитие базовых речевых навыков, так и обучение навыкам более сложного общения, таким как способность к аргументации, ведению диалога, пониманию и выражению эмоций, а также способность к самовыражению в различных контекстах.
Методы и приемы работы с подростками с ОВЗ в области развития речи и коммуникативных навыков должны быть комплексными и индивидуализированными. Они должны учитывать возрастные особенности, тип и степень речевых нарушений, а также психоэмоциональное состояние ребенка. Важнейшим аспектом является создание комфортной и поддерживающей атмосферы, которая будет способствовать раскрытию личных ресурсов подростка и преодолению стереотипов и барьеров в общении.
Одним из эффективных методов работы является использование диалогов и ролевых игр. Важно, чтобы подростки могли взаимодействовать не только с воспитателем, но и друг с другом. Это способствует улучшению их коммуникативных навыков, развитию эмпатии и способности работать в группе. Важную роль играют также упражнения, направленные на развитие слухового восприятия и артикуляции. Например, игры на развитие слухового внимания и различение звуков, а также специальные артикуляционные упражнения, могут помочь улучшить дикцию и точность произношения.
Кроме того, важно использовать различные формы и методы коррекции речи, которые учитывают особенности конкретного ребенка. Например, для детей с тяжелыми нарушениями слуха применяются жестовые и визуальные методы, а для детей с нарушениями памяти и внимания — разнообразные занятия, направленные на улучшение когнитивных функций. Важно вовлекать детей в творческую деятельность — рисование, драматизацию, создание историй, что помогает развивать не только речь, но и общую креативность и эмоциональную сферу.
Задача воспитателя социального дома заключается не только в том, чтобы обучить подростков с ОВЗ правильной речи, но и в том, чтобы создать условия для развития их коммуникативных навыков. Важно обучить детей не только говорить, но и слушать других, понимать и адекватно реагировать на социальные сигналы. Применение метода сигнальной коммуникации позволяет подросткам с нарушениями речи и слуха научиться взаимодействовать с окружающими через визуальные, тактильные или жестовые сигналы. Это дает возможность детям выразить свои мысли и эмоции в ситуациях, когда вербальное общение затруднено.
Одним из ключевых аспектов работы с детьми с ОВЗ является создание инклюзивной среды, где дети могут научиться общению не только с помощью воспитателя, но и с другими детьми. Инклюзия способствует нормализации общения и интеграции детей с различными нарушениями в более широкий социальный контекст. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда желание быть принятым в коллектив становится очень сильным. Важно, чтобы подростки с ОВЗ чувствовали себя не изолированными, а частью целого коллектива, где каждый имеет право на самовыражение и участие в жизни группы.
Коррекция речевых и коммуникативных навыков у подростков с ОВЗ не ограничивается только учебным процессом. Важно также учитывать их досуговые потребности, так как именно в неформальной обстановке подростки могут развивать навыки общения через игры, совместные занятия и проектную деятельность. Погружение в различные формы социальной активности помогает подросткам с ОВЗ улучшать свои коммуникативные навыки и успешно адаптироваться в обществе.
Кроме того, важным элементом является поддержка родителей и окружающих подростков людей. Родители должны быть включены в процесс обучения и коррекции, чтобы поддерживать и развивать речевые навыки ребенка в домашних условиях. Важно, чтобы воспитатели социального дома не только работали с детьми, но и обучали родителей методам эффективного общения с детьми, что помогает создать единый подход в воспитании и обучении.
Таким образом, развитие речи и коммуникативных навыков у подростков с ОВЗ требует комплексного подхода, включающего использование различных методик и техник, создание благоприятной и инклюзивной образовательной среды, а также тесное взаимодействие с семьями. Работа воспитателя социального дома в этом контексте является не только профессиональной задачей, но и актом поддержки и помощи подросткам, которые нуждаются в особом внимании и заботе, чтобы обрести уверенность в себе и успешно интегрироваться в общество.
Список литературы
Гончарова Е.Ю. Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ посредством интерактивных технологий // Современное педагогическое образование. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-u-detey-s-ovz-posredstvom-interaktivnyh-tehnologiy
Одинокова Н.А. Формирование коммуникативно-речевых компетенций как условие социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Наука и социум. 2018. №7-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativno-rechevyh-kompetentsiy-kak-uslovie-sotsializatsii-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
Седых Т.В., Бывшенко А.С. Теоретические предпосылки развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-predposylki-razvitiya-kommunikativnyh-navykov-u-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X