Развитие речи младших школьников через работу с загадками на уроках литературного чтения | Лебедева Арина Андреевна. Работа №351977
Данная статья объясняет, почему необходимо развивать речь у младших школьников, как это делать при помощи очень простого и любимого детьми фольклорного жанра - загадок. Применять загадки можно не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира, музыки и внеурочных занятиях.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ЗАГАДОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Лебедева Арина Андреевна, учитель начальных классов
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Появившись впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, которые ещё не имеют четкого грамматического оформления, речь становится сложнее, пополняется словарный запас. Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из основных проблем в НОО.
Развитие речи учащихся − это процесс не быстрый и сложный, требующий систематической и целенаправленной помощи учителя.
В основу начального курса литературного чтения и русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса.
Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать свои и чужие мысли.
Через слово человек получает знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Система словесных символов расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ученика. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
На всего обучения в начальной школе учащиеся знакомятся с различными жанрами художественной литературы и их особенностями. Определения даны в учебниках по литературному чтению. Кроме того, учащиеся знакомятся с особенностями художественного изображения - юмором, иронией, сатирой, фольклором.
Художественная литература и фольклор – одни из самых важных средств формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания учащихся.
Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". Загaдки обогащают словарь детей за счет слов, используемых в ней, помогают увидеть вторичные лексические значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя, сосредоточится на языковой форме и анализировать её.
Своё значение загадкa начинaет использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообрaзительности человекa. Она становится дидактическим средством - средством обучения.
У учеников следует вызывать интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. При отгадывании загадки перед ними ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.
Наиболее удачными формами таких уроков являются игровые. Примеры таких игр: «Да-нет-ка», «Угадай игрушку», «Придумай загадку», «Волшебный мешочек».
Рaзгадывание зaгaдок можно использовать в виде театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники), где у учащихся закрепляется умение рассказывать, пополняется словарный запас, вырабатывается выразительность и четкость речи.
Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления учащихся о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают им понять, как емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
Рaзвитие связной речи на занятиях с использованием загадок должно занимать одно из центральных мест. Яркие обрaзы эмоционально воспринимаются учащимися, будят их фантазию, воображение, рaзвивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником рaзвития детской речи. Из-за низкого речевого развития необходима специальная работа по формированию речи на уроках литературного чтения.
Список литературы
Баранова, Л.Н. Развитие речи младших школьников // Начальное образование. – 2014. – №4. – С. – 48 – 52
.
Ожогина
, Н.А. Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения [Текст] / Н.А.
Ожогина
// Начальное образование. – 2008. – № 5. – С. 14 – 19.
Прищепова
, И.В. Речевое развитие младших школьников [Текст] / И.В.
Прищепова
. – М.: КАРО, 2010. – 160с.
Швайко
, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи [Текст] / Г. С.
Швайко
–
М. :
Айрис–пре
сс, 2006. – 123