Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речи на уроках литературы с учетом требований ФГОС | Подстепная Лариса Ивановна. Работа №348627

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития речи учащихся на уроках литературы в соответствии с требованиями ФГОС. Внимание уделяется формированию навыков устной и письменной речи через анализ литературных текстов, обсуждения и творческие задания. Описываются основные методы и приемы, направленные на совершенствование речевой культуры школьников, развитие их аналитических и коммуникативных способностей.

         Ключевые слова: развитие речи, уроки литературы, ФГОС, творческие задания, коммуникативные навыки, анализ текста.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

 

Подстепная Лариса Ивановна, учитель русского языка и литературы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Счастьенская санаторная школа-интернат»

 

Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития речи учащихся на уроках литературы в соответствии с требованиями ФГОС. Внимание уделяется формированию навыков устной и письменной речи через анализ литературных текстов, обсуждения и творческие задания. Описываются основные методы и приемы, направленные на совершенствование речевой культуры школьников, развитие их аналитических и коммуникативных способностей.

Ключевые слова: развитие речи, уроки литературы, ФГОС, творческие задания, коммуникативные навыки, анализ текста.

 

В современных образовательных условиях одной из приоритетных задач является развитие речи школьников, которое на уроках литературы занимает центральное место. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) направлен на создание условий для формирования гармонично развитой личности, а владение речью является важной составляющей этой задачи. Литература, как предмет, дает широкие возможности для совершенствования как устной, так и письменной речи, помогая ученикам развивать навыки общения, критического мышления и творческого самовыражения.

Одной из ключевых целей уроков литературы является развитие умения анализировать и интерпретировать литературные произведения, что напрямую связано с речевой деятельностью. При чтении произведений учащиеся сталкиваются с различными стилями, жанрами и художественными приемами, что позволяет им обогащать свой словарный запас, развивать чувство языка и осознанное восприятие литературного текста. Для этого важно, чтобы учитель включал в уроки задания, направленные на глубокое осмысление содержания и формы произведений. Например, после прочтения текста учащимся можно предложить обсудить, какие эмоции он вызвал, какие художественные средства использовал автор для создания атмосферы, или какова роль определенных деталей в произведении.

Устная речь — одна из важнейших форм речевой деятельности, и на уроках литературы ей уделяется значительное внимание. Обсуждения и дискуссии по поводу прочитанных произведений помогают школьникам формулировать и аргументировать свои мысли, слушать мнение других и корректировать собственные суждения. Для развития навыков устной речи полезны такие формы работы, как устные пересказы, диалоги, ролевые игры и обсуждения проблемных вопросов, связанных с сюжетом произведения или поступками персонажей. Эти упражнения позволяют учащимся не только тренировать речевые навыки, но и развивать эмпатию, умение анализировать человеческие взаимоотношения и находить решения в спорных ситуациях.

Особое место в развитии речи занимает письменная работа. Согласно требованиям ФГОС, учащиеся должны уметь создавать различные виды текстов: от сочинений и эссе до рефератов и аналитических работ. На уроках литературы письменные задания помогают закрепить полученные знания и развить у школьников умение структурировать мысли, излагать их логично и последовательно, используя соответствующие языковые средства. Важную роль в этом процессе играют творческие задания. Например, ученикам можно предложить написать продолжение произведения, сочинить письмо от имени персонажа или изложить события от лица другого героя. Такие задания развивают не только речевые навыки, но и воображение, а также личностное отношение к произведению.

В процессе обучения важно учитывать, что для формирования коммуникативных компетенций необходима систематичность и разнообразие форм работы. Одним из эффективных методов является работа в группах или парах. Это позволяет учащимся обсуждать произведения, обмениваться мнениями и коллективно приходить к выводу. Групповые обсуждения развивают у школьников навыки взаимодействия, учат договариваться, аргументировать и защищать свою точку зрения. Таким образом, ученики не только развивают речь, но и приобретают навыки, необходимые для успешного общения в жизни.

Согласно ФГОС, важным аспектом является рефлексия, то есть осмысление учеником своего опыта, что также способствует развитию речевой культуры. На уроках литературы рефлексия может проявляться через обсуждения и написание отзывов или эссе, где ученики делятся своими впечатлениями о прочитанном произведении, его смысле и личной значимости. Это помогает учащимся глубже осмыслить прочитанное, развить аналитическое мышление и научиться выражать свои мысли точно и ясно.

Отдельное внимание следует уделить информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), которые являются неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Использование мультимедийных презентаций, электронных учебников и онлайн-ресурсов на уроках литературы способствует повышению интереса учащихся и их вовлеченности в учебный процесс. Например, при анализе произведения можно использовать видео- и аудиоматериалы, которые помогают более наглядно воспринимать текст и углубляют понимание контекста. Включение в уроки ИКТ также способствует развитию навыков поиска и обработки информации, что является важной частью современного образовательного процесса.

Важной составляющей уроков литературы является формирование читательской грамотности, которая напрямую связана с развитием речи. Умение читать, понимать и интерпретировать тексты различных жанров и направлений, видеть скрытые смыслы и подтексты — все это важные навыки, которые помогают не только в учебе, но и в повседневной жизни. Для этого важно, чтобы школьники читали не только школьную литературу, но и самостоятельно выбирали книги для чтения. Развитие интереса к чтению через обсуждение и анализ литературных произведений способствует общему культурному и личностному развитию учащихся.

Таким образом, развитие речи на уроках литературы является одной из ключевых задач, которая включает в себя формирование у школьников навыков анализа, синтеза, аргументации и творческого самовыражения. Современные требования ФГОС подчеркивают важность использования различных методов и приемов, направленных на развитие как устной, так и письменной речи. Учитель должен создавать условия, при которых каждый ученик сможет раскрыть свой потенциал, научиться выражать свои мысли и чувства, а также осознавать значимость литературного наследия для формирования его личности.

 

Список литературы

 

Залуцкая

С

.

Ю

.

,

Мишлимович

М

.

Я

.

Практика формирования навыков устной коммуникации в процессе литературного образования школьников // Педагогика. Психология. Философия. 2017. №1 (05). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-formirovaniya-navykov-ustnoy-kommunikatsii-v-protsesse-literaturnogo-obrazovaniya-shkolnikov (дата обращения: 24.10.2024).

Литература. Реализация требований ФГОС основного общего образования:

методическое пособие для учителя / Аристова М. А., Беляева Н. В.,

Критарова

Ж. Н.; под

ред. М. А. Аристовой.

М. :

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»,

2022 167 с.

Мязина

, Т. А. Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы / Т. А.

Мязина

. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 310-313. — URL: https://moluch.ru/archive/153/15313/ (дата обращения: 24.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×