Развитие речи на уроках русского языка в начальных классах | Юрина Зухра Томиевна. Работа №342910
Аннотация. В статье рассматриваются основные методы и приемы развития речи младших школьников на уроках русского языка. Акцент делается на использовании инновационных и традиционных методик, способствующих развитию устной и письменной речи, лексического запаса, грамматического строя и навыков связного изложения. В статье предложены практические рекомендации для учителей, включающие игровые и творческие задания, которые способствуют формированию языковой культуры и коммуникативных навыков. Также рассматриваются принципы индивидуального подхода и междисциплинарных связей, что помогает сделать процесс обучения более эффективным и интересным для учеников.
Ключевые слова: развитие речи, начальные классы, уроки русского языка, коммуникативные навыки, устная и письменная речь, языковая культура, игровые методы, творческие задания.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Юрина Зухра Томиевна, учитель начальных классов
МДОУ "Детский сад с. Генеральское"
Аннотация. В статье рассматриваются основные методы и приемы развития речи младших школьников на уроках русского языка. Акцент делается на использовании инновационных и традиционных методик, способствующих развитию устной и письменной речи, лексического запаса, грамматического строя и навыков связного изложения. В статье предложены практические рекомендации для учителей, включающие игровые и творческие задания, которые способствуют формированию языковой культуры и коммуникативных навыков. Также рассматриваются принципы индивидуального подхода и междисциплинарных связей, что помогает сделать процесс обучения более эффективным и интересным для учеников.
Ключевые слова: развитие речи, начальные классы, уроки русского языка, коммуникативные навыки, устная и письменная речь, языковая культура, игровые методы, творческие задания.
Развитие речи является одной из ключевых задач начального образования, так как именно в младшем школьном возрасте закладываются основы языковой культуры и коммуникативных навыков. Уроки русского языка в начальной школе играют важнейшую роль в этом процессе, способствуя не только освоению грамматических правил и орфографии, но и формированию умения выразить свои мысли устно и письменно, обогащению словарного запаса и развитию способности к связному изложению. Учитель начальных классов сталкивается с задачей поиска наиболее эффективных методов и приемов, направленных на развитие речи младших школьников, учитывая их возрастные и психологические особенности.
Основные направления и принципы развития речи младших школьников
1. Развитие устной речи. Устная речь является основой речевой деятельности ребенка, и ее развитие является приоритетной задачей начальной школы. Приемы и методы развития устной речи включают в себя:
- Диалоги и беседы. Включение в учебный процесс диалогов и бесед помогает детям научиться формулировать и высказывать свои мысли, поддерживать разговор, задавать вопросы и давать ответы. Например, учитель может начать урок с обсуждения темы, задавая вопросы и побуждая детей делиться своими мыслями и впечатлениями.
- Ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры, такие как "Интервью с писателем", "Пресс-конференция", "Поход в библиотеку" и другие, стимулируют детей использовать речь в различных жизненных ситуациях, помогают развить коммуникативные навыки и умение работать в группе.
- Чтение вслух и пересказ. Чтение вслух способствует развитию дикции, интонации, а также пониманию текстов. Пересказ, в свою очередь, помогает детям тренировать память, развивать навык связного изложения и обогащать словарный запас.
2. Развитие письменной речи. Письменная речь формирует у детей способность выражать свои мысли более точно и структурированно.
Основными методами развития письменной речи являются:
- Сочинения и рассказы. Написание сочинений на свободные темы, такие как "Моя любимая игрушка" или "Как я провел лето", помогает детям научиться излагать свои мысли в письменной форме, развивает фантазию и творческое мышление.
- Диктанты и изложение. Диктанты развивают орфографическую зоркость, а изложения — навыки понимания прочитанного текста и умение кратко передавать его содержание своими словами.
- Тетради творчества. Ведение тетрадей, где дети записывают свои мысли, наблюдения, рассказы, способствует не только развитию письменной речи, но и стимулирует творческий подход к учебной деятельности.
3. Обогащение словарного запаса. Развитие словарного запаса является неотъемлемой частью речевого развития.
Словарные игры. Игры, такие как "Слова-перевертыши", "Словесные цепочки", "Составь слово", помогают детям запомнить новые слова и их значение, развивают гибкость мышления и языковую интуицию.
Работа с иллюстрациями. Учитель может предложить детям описать иллюстрации к текстам или картинкам, что способствует активному использованию в речи новых слов и формированию навыков описания предметов, действий и явлений.
Тематические задания. Например, задания на нахождение и объяснение синонимов, антонимов, омонимов развивают понимание смысловых оттенков слов и их использование в контексте.
Существуют так же и инновационные методы развития речи:
1. Игровые технологии. Игровые технологии помогают сделать процесс обучения увлекательным и мотивирующим для детей:
- квесты и викторины;
- словесные игры.
2. Проектное обучение. Проектное обучение развивает у детей навыки сотрудничества, самостоятельности, ответственности и критического мышления. Проекты на лингвистические темы. Темы могут включать "Изучаем фразеологизмы", "Происхождение имен", "История слов". В ходе выполнения проектов дети исследуют языковые явления, проводят опросы, собирают информацию из различных источников. Интеграционные проекты. Проекты, объединяющие несколько предметов, например, "Создание книги сказок" (русский язык, литература, ИЗО), способствуют развитию комплексных навыков, включая речевые.
3. Творческие задания. Творческие задания стимулируют фантазию и помогают детям развивать речь в нестандартных ситуациях. Создание сказок и стихов. Написание собственных сказок и стихотворений развивает у детей не только языковые навыки, но и творческое мышление. Драматизация. Постановка сценок по мотивам прочитанных книг или авторских сочинений помогает детям развивать выразительность речи, умение пользоваться интонацией, мимикой и жестами.
Развитие речи у детей начальных классов — это сложный и многогранный процесс, требующий от учителя использования разнообразных методов и приемов. Игровые технологии, проектное обучение, творческие задания и другие инновационные подходы делают уроки русского языка интересными и мотивирующими, способствуют развитию у детей речевых и коммуникативных навыков. Формирование языковой культуры в младшем школьном возрасте является залогом успешного обучения и воспитания будущих поколений.
Список литературы:
1. Громова, Е. В. «Игровые технологии в обучении русскому языку». -Журнал "Начальное образование" № 3, с. 45-50. 2018.
2. Дьякова, Л. С. «Развитие речевых навыков у детей: от теории к практике». - Москва: Издательство "Наука", 2021
3. Лебедева, Т. В. «Формирование устной и письменной речи у младших школьников: методические аспекты». - Вестник педагогики № 4, с. 30-35, 2023
4. Родионова, Е. И. «Инновационные методы обучения русскому языку в начальной школе». - Москва: Издательство "Образование", 2023г.