Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие речи на уроках русского языка и литературы | Чадина Чадина Андреевна. Работа №342736. Номер работы: №342736

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы развития речи на уроках русского языка и литературы. Описываются основные подходы к формированию коммуникативных навыков школьников, развитие их способности ясно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Приводятся примеры эффективных стратегий, направленных на повышение языковой компетенции учащихся.

Ключевые слова: развитие речи, русский язык, литература, коммуникативные навыки, языковая компетенция, школьники.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Чадина Наталья Андреевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Черноголовская СОШ им. Ф.И.Дубовицкого и И.М.Халатникова»

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы развития речи на уроках русского языка и литературы. Описываются основные подходы к формированию коммуникативных навыков школьников, развитие их способности ясно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Приводятся примеры эффективных стратегий, направленных на повышение языковой компетенции учащихся.

Ключевые слова: развитие речи, русский язык, литература, коммуникативные навыки, языковая компетенция, школьники.

 

Развитие речи является одной из важнейших задач, стоящих перед учителем на уроках русского языка и литературы. Формирование речевой компетенции включает в себя развитие у школьников способности ясно, грамотно и логично излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) учителя должны применять разнообразные методы и приёмы, направленные на развитие у школьников коммуникативных навыков, расширение словарного запаса и формирование умения анализировать текст.

Одним из эффективных методов развития речи на уроках русского языка является написание сочинений и эссе. Эти виды письменных работ помогают учащимся научиться структурировать свои мысли, логично их излагать и аргументировать свою позицию. Например, при написании сочинений на литературные темы школьники учатся проводить анализ текста, выделять основные идеи и обосновывать свои выводы. Для того чтобы работа по развитию речи была более продуктивной, учителям важно уделять внимание не только написанию сочинений, но и их тщательному разбору, корректировке ошибок и обсуждению способов улучшения структуры текста. Постепенная тренировка помогает школьникам совершенствовать свои письменные навыки и формировать уверенность в своих силах.

Другим важным элементом развития речевой компетенции является работа над диалогической и монологической речью. В процессе диалогов на уроках учащиеся учатся вести осмысленные дискуссии, задавать вопросы, внимательно слушать собеседников и отвечать на их высказывания. Например, на уроках русского языка можно организовать дискуссию на тему "Нужны ли орфографические реформы?", что позволит школьникам обсуждать важные языковые вопросы и аргументировать свою точку зрения. Работа с монологической речью также важна, так как она учит школьников логично и последовательно излагать свои мысли без помощи собеседника. Уроки, на которых учащиеся готовят устные ответы или презентации по произведениям литературы, развивают их умение строить связные высказывания и уверенно выступать перед аудиторией.

Чтение художественной литературы играет центральную роль в развитии речи учащихся. Произведения классиков русского языка помогают расширять словарный запас школьников, знакомят их с многообразием языковых средств и формируют вкус к красивой и выразительной речи. Учителю важно не только организовать чтение произведений, но и направить внимание школьников на языковые особенности текста, выделение художественных приёмов, анализ описаний, диалогов и авторских отступлений. Например, при изучении произведений Чехова или Тургенева можно предложить учащимся проанализировать, как авторы используют диалоги для характеристики героев, что развивает у школьников внимание к деталям и помогает им лучше понимать роль языка в литературных произведениях.

Одним из эффективных методов развития речи является проведение ролевых игр и инсценировок, основанных на литературных произведениях. Например, учащиеся могут разыгрывать сцены из "Ревизора" Гоголя или "Грозы" Островского, что способствует развитию их навыков устной речи, помогает глубже понять характеры героев и мотивы их действий. Такие игровые формы работы способствуют не только улучшению речевой активности школьников, но и повышению их интереса к литературе, так как они начинают воспринимать текст как живое и динамичное явление.

Важную роль в развитии речи играет работа над пересказами. Пересказ — это не просто механическое повторение текста, а возможность для школьников учиться излагать информацию своими словами, делая акцент на ключевых моментах. Учителя могут использовать разные виды пересказов: краткий пересказ, пересказ с творческими элементами или пересказ от лица другого персонажа. Например, можно предложить учащимся пересказать отрывок из произведения с точки зрения второстепенного героя, что стимулирует творческое мышление и учит детей адаптировать текст к новой ситуации. Пересказы способствуют улучшению памяти, а также развивают умение систематизировать информацию.

Интерактивные методы, такие как создание ученических блогов или участие в литературных дебатах, также способствуют развитию речевой активности. Например, учитель может предложить учащимся вести блог, где они будут публиковать свои отзывы на прочитанные произведения, рецензии на фильмы или собственные творческие тексты. Это помогает школьникам развивать письменную речь, учит их структурировать информацию и критически оценивать произведения. Литературные дебаты, в свою очередь, учат учащихся отстаивать свою позицию в споре, развивают умение аргументировать свои суждения и совершенствуют навыки устного общения.

Подводя итог, можно сказать, что развитие речи на уроках русского языка и литературы требует комплексного подхода и использования разнообразных методов. Написание сочинений, работа с диалогами и монологами, чтение и анализ художественных текстов, проведение ролевых игр и пересказов, а также использование интерактивных форм работы способствуют развитию у школьников коммуникативных навыков, расширению их словарного запаса и совершенствованию языковой компетенции. Эти методы помогают сделать процесс обучения более интересным и продуктивным, а также способствуют развитию у учащихся уверенности в себе и своих речевых способностях.

 

Список литературы

Анциферова, Е. Г. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка / Е. Г. Анциферова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 267-268.

Повышение речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах / С. Д. Пряхина, О. Г. Малышева, И. В. Жукова [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 500-502.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×